Искусство
26 апреля 2023
5 минут
Поделиться

«Арт Москва» протянулась до Нигерии 

«Арт Москва» протянулась до Нигерии 

Фото предоставлено Агентством креативных индустрий

В Гостином Дворе состоялась юбилейная, 20-я по счету ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва». В этом году она вновь объединила коллекционеров, художников, ювелиров, дизайнеров и арт-деятелей со всей страны. Под брендом Агентства креативных индустрий в проекте приняли участие 15 молодых современных художников. Они прошли отбор профессионального жюри, в состав которого входит директор ярмарки Василий Бычков, и получили возможность на безвозмездной основе представить свои работы на стенде АКИ.

Впервые ярмарка «Арт Москва» прошла в 1996 году в Центральном доме художника. Организаторы проекта сделали ставку на актуальное современное искусство: во время отбора участников экспертный совет отдавал предпочтение работам последней четверти XX и начала XXI века. В России аналогов ярмарке «Арт Москва» в те годы не было. Долгое время она оставалась главным и единственным мероприятием такого рода на российском рынке современного искусства. За эти годы в ярмарке поучаствовало больше 30 стран (от Австрии и Венгрии до Румынии и Германии) и 20 международных институций (от художественной школы Валанд из Швеции до швейцарского совета по культуре Pro Helvetia). Однако в 2014 году было объявлено о закрытии проекта. Возвращения «Арт Москвы» пришлось ждать до 2022 года. Формат ярмарки изменился: теперь вместе с современным искусством на ней представлено классическое искусство, антиквариат и ювелирные изделия.

«На смену эстетическим экспериментам 1990-х, которые принесли славу “Арт Москве” как самого актуального российского арт-форума, пришел другой взгляд на художественный рынок, давно заявленный на авторитетных мировых площадках: искусство, какому бы веку оно ни принадлежало, входя в нашу жизнь, всегда существует сейчас. Поэтому крупные международные ярмарки давно перестали быть узкоспециализированными: работы современных художников соседствуют здесь с археологией, арт-объекты актуального искусства — с классикой», — отмечает Василий Бычков.

Организаторы называют юбилейную «Арт Москву» «дайджестом всеобщей истории искусства». Посетители ярмарки смогли увидеть и приобрести работы самых разных исторических эпох и художественных жанров. Иконопись, классическая живопись, работы современных авторов (от концептуалистов до цифровых художников) от ведущих российских галерей —  VLADEY, «Люмьер», Suslov Fine Arts, «Коллекцiонеръ Клуб» и многие другие. 

Фото предоставлено Агентством креативных индустрий

В рамках деловой программы на ярмарке прошло 22 мероприятия по темам арт-рынка, дизайна, коллекционирования, современного и классического искусства. В лекциях, публичных дискуссиях, круглых столах, мастер-классах и т. д. приняли участие не менее 90 спикеров: каждый из них предложил свой уникальный взгляд на искусство в современном мире. На одной и той же ярмарке одновременно говорили о современном искусстве Нигерии, российском дизайне, связях между творчеством и технологиями — такой синкретизм позволил организаторам объединить множество людей с самыми разными интересами. Каждый посетитель получил возможность отыскать что-то лично для себя, а заодно, может быть, и посмотреть на искусство под новым, непривычным углом.

Особое место на ярмарке занял стенд Агентства креативных индустрий. 

Поддержка начинающих художников — это долгосрочная комплексная программа АКИ. Первым этапом этой программы стал четырехдневный интенсив «Арт.Практикум» в школе Masters, лучшие выпускники которого получили персональный стенд на ярмарке «Арт Москва».

Фото предоставлено Агентством креативных индустрий

— «Арт.Практикум» — это очень полезная программа, потому что она помогает молодым художникам понять, как действует современный арт-рынок. Часто в институтах об этом просто не успевают рассказать, — делится Мария Панина, одна из участниц секции. Основная тема её работ — это столкновение жизни и смерти, витального и мортального. Через эту оппозицию Панина раскрывает проблемы домашнего и бездомного существования, свободы и заточения.

 — Нам рассказывали, как стратегически спланировать свою художественную деятельность, как взаимодействовать с галереями. Важно, что с нами говорили и о правовых аспектах этого процесса: нам объяснили, как читать договор, какие условия галереи должны предоставлять нам, а какие — мы им.

Фото предоставлено Агентством креативных индустрий

— Работая нон-стоп в мастерской, художник обычно с головой уходит в свои объекты, погружаясь в собственный ирреальный мир. Программа «Арт. Практикум» помогает его манифестировать. Она важна, чтобы в сжатые сроки собрать или отредактировать необходимый для этого пул документов. Без портфолио, четко сформированного стейтмента и грамотного СВ сотрудничество с институциями невозможно и об этом скажет каждый художник, — рассказывает Ольга Махно.

Фото предоставлено Агентством креативных индустрий

Ольга Махно — мультидисциплинарный художник. Принадлежащие Махно работы на стенде АКИ отразили её трактовку понятия фрагментарности, разорванности памяти. Например, серия полотен «Перекати-поле» в авторской технике живописи на рваном холсте-коллаже, инсталляция с видео-артом «Intermezzo», а также объект, где живопись соединяется с плавником и окаменелым деревом, — «Сыграй мне на сопилке про наш лес». Основная тема практики Махно — «пространство безвременья, время до эмоции, место, где без спешки мы можем рассмотреть события, вещи, окружающих людей и себя в каждую секунду бытности».

Формирование связей внутри сообщества — одна из важнейших задач ярмарки «Арт Москва». Хотя начинающие художники нуждаются в этом больше других. Часто именно они не могут позволить себе арендовать отдельный стенд на таких крупных мероприятиях. Инициатива АКИ помогла решить эту проблему: благодаря им молодые художники получили возможность заручиться поддержкой ведущих российских кураторов и галеристов.

Фото предоставлено Агентством креативных индустрий

— С помощью АКИ молодые художники представили свои работы максимально широкой аудитории на персональных стендах, познакомились ближе с арт-комьюнити и нашли своего зрителя. На секции от АКИ всегда очень много людей, и это доказательство того, что экспозиция удалась, — считает Ольга Махно.

 

 

Автор: Маргарита ЗАХАРОВА 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Искусство
10 октября 2024

Вероника Пономарева-Коржевская: «Художники фиксируют образ времени и формируют будущее»

Искусство
09 сентября 2024

Luminar: как обрести гармонию внутри тебя

Искусство
13 августа 2024

Чудеса сайнс-арта: как услышать музыку мозга и увидеть форму через запах

Искусство
04 июля 2024

Миша Мак: «Можете считать, что все изображения, которые делаю – это татуировки на той или иной поверхности»

Искусство
26 апреля 2024

Египетская сила света: в арт-пространстве Luminar появилось новое цифровое шоу «Тутанхамон. В поисках вечной жизни»

Искусство
06 марта 2024

У предметов коллекции усадьбы Мураново появятся цифровые двойники

Искусство
06 февраля 2024

Настя Миро: «Надеюсь полететь с выставкой на МКС»

Искусство
16 января 2024

Юрий Купер: «Амбиции художника всегда идут по восходящей»

Искусство
19 декабря 2023

Катя Белявская: «Нейросети выведут профессию художника на новый уровень»

Искусство
07 ноября 2023

Солнце и Океан: Luminar – территория цифрового искусства возле колеса обозрения

Искусство
31 октября 2023

Наталья Кальянова (Kalina): «Арт-комьюнити вносят большой вклад в развитие искусства»

Искусство
24 октября 2023

Ирина Батькова: «Я просто влюбилась в ковернинскую хохлому»            

Искусство
24 октября 2023

Элина Туктамишева: Выставка «Трын-трава» показывает, что русский стиль глубже и масштабнее, чем промыслы»

Искусство
16 октября 2023

ГИМ искусству: лучшие практики музейного дела

Искусство
10 октября 2023

Искусство на конвейере: как Центр «Зотов» преобразовал Хлебозавод в выставочное пространство

Искусство
05 октября 2023

Творческий полет: Миша Most с командой разработчиков «оживил» дрона-художника нового поколения 

Искусство
04 октября 2023

Тонкая грань красоты

Искусство
29 сентября 2023

Александра Лекомцева: «Круто купить работу художника за 30 000, а через десять лет узнать, что ее цена поднялась до полутора миллионов»

Искусство
15 августа 2023

Анна Нестерова: «Если мы хотим вернуть уважение к промыслам, то и говорить о них нужно соответствующе»

Искусство
01 августа 2023

Андрей Логвин: «Между сексом и искусством существует прямая связь»