Искусство
15 апреля 2025
5 минут
Поделиться

«Зеркало и миф»: автобиография в семи ходах

«Зеркало и миф»: автобиография в семи ходах

Фото предоставлено пресс-службой Всероссийской платформы ARTISTS/ХУДОЖНИКИ

В галерее «ЗИЛАРТ» проходит персональная выставка Константина Худякова «Зеркало и миф». Ретроспектива творчества, многослойное исследование человеческого бытия через призму искусства, технологий и философии. Обозреватель платформы ARTISTS/ХУДОЖНИКИ, созданной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, заглянул в зеркала, чтобы увидеть, как отражается мастерство автора.

Особую ценность выставке придает её образовательная миссия: расположение в галерее «ЗИЛАРТ» на территории школы № 548 подчеркивает важность диалога между поколениями. Здесь искусство не просто воплощено в экспонатах, но превращается в живой процесс, где дети учатся видеть мир через призму творчества.

«Воспитание чувства прекрасного в новом поколении — это ключ к будущему, где искусство не просто часть жизни, а её неотъемлемая суть. Дети, свободные от предвзятого восприятия, открыты для восприятия и удивления. Константин Худяков, с его уникальным подходом, помогает им влюбиться в искусство, пробуждая интерес к современным практикам и вдохновляя на творческое самовыражение», — отметила Вероника Коржевская, автор и идейный вдохновитель платформы ARTISTS/ХУДОЖНИКИ.

На выставке представлено более двадцати работ художника. Каждый раздел экспозиции — от «Шахмат Апокалипсиса» до Hotel Russia — раскрывает новый аспект взаимодействия человека с реальностью, историей и самим собой. Худяков выступает не только как художник, но и как сценограф, инженер и провокатор, стирая границы между традицией и инновацией. Его работы, будь то стерео-лайт-панели, цифровые гиперпортреты или интерактивные инсталляции, становятся зеркалами, показывающими мифы современности — от цифровой эпохи до вечных вопросов веры и идентичности.

Центральной частью выставки является проект «Шахматы Апокалипсиса», созданный мастером в сотрудничестве со студией Vitamin team. Этот инновационный проект погружает зрителей в новую виртуальность, иллюстрируя непредсказуемость жизни в XXI веке. Традиционные правила шахмат нарушаются, а фигуры трансформируются с каждым ходом. Игра становится метафорой взаимодействия человека с историей и реальностью, демонстрируя, как случайные числа управляют судьбой и меняют роли в постоянно изменяющемся мире.
 

От стерео-лайт-панелей до Третьяковской галереи

В экспозиции представлены визитные карточки художника — стерео-лайт-панели, созданные в сотрудничестве с инженером Алексеем Горяевым.

«Процесс довольно затратный. И физически, и финансово. Сначала я на компьютере выстраиваю сцену, леплю фигуры, создаю текстуру, фактуру. Это напоминает театральную коробку, где я одновременно сценограф, художник по свету, драматург и оператор. Когда мне нравится результат, то (я) перевожу работу из компьютера в материал. Виртуальная камера, двигаясь внутри, делает 240 ракурсов. Полученные файлы я передаю стереотехнологу Алексею Горяеву, который всё это синтезирует в единую плёнку. Как он это делает, никто не знает. Это уникальная технология, которую в мире пока никто не освоил. Далее следует ещё один сложный процесс печати, где нужно контролировать температуру, влажность и многие другие факторы. Опять же нужна специальная плёнка с качеством 40 000 пикселей на дюйм. Затем добавляется линза, которая позволяет показать глубину и объём. То есть это очень сложная вещь, на стыке физики, инженерии, компьютерных технологий и искусства. Кстати, каждая панель — это так называемое зеркало-шпион: пока панель не горит, вы видите собственное отражение», — описал процесс Константин Худяков.

Работы Худякова можно рассматривать как эксперименты в области ARTSCIENCE, развивающие идеи кибернетического искусства 1960-х годов.

На выставке представлены цифровые картины на холсте, созданные с использованием технологии дополненной реальности и анимации, включая интерактивную инсталляцию «Не ждали», которая переосмысляет классическую русскую живопись.

«Можно сказать, что “Не ждали” — это свободная визуальная импровизация на тему шедевра Ильи Ефимовича Репина, в которой автор “препарирует” и развивает сюжет картины с помощью современных технологий. Также стоит обратить внимание, что фигуры — это не персонажи из плоти и крови, как у Ильи Репина, а некие архетипические образы, не имеющие индивидуальных признаков. Это статисты, целиком и полностью подчиненные воле художника, участвующие в непредсказуемой фантасмагории, на которую работа великого русского передвижника только намекает, и эти намеки не всегда понятны даже искусствоведам и ценителям искусства. Более того, Константин Худяков наполняет пространство работы образами из собственной Вселенной. В развивающемся сюжете появляется образ мухи — как символа всевидящего наблюдателя», — отмечает Анна Резцова, куратор выставки.

 «Deisis/Предстояние» и «Палаты Строгановых»

В экспозиции можно увидеть два «гиперпортрета» из цикла «Deisis/Предстояние» — высказывание о религиозной живописи с начала XX века. Этот проект объединяет традиционную иконопись и современные фотопортреты, предвосхищая принципы генеративных нейросетей и ИИ-искусства.

В разделе проекта «Палаты Строгановых», созданного для Усольского историко-архитектурного музея-заповедника, показана оригинальная серия стереографических портретов, которая реконструирует образы династии Строгановых, известных своими предпринимательскими и меценатскими заслугами, а также основанием Строгановского училища. Каждый из девяти портретов был тщательно проработан с участием историков, художников и программистов, что позволило детализировать характерные черты этих выдающихся личностей.

«Всероссийская кунсткамера»

В «Зеркало и миф» вошли работы из многолетнего проекта Константина Худякова Hotel Russia. Художник здесь выступает в роли архитектора, переосмысляя ключевые исторические события и создавая альтернативные версии истории России. Худяков описывает Hotel Russia как «Всероссийскую кунсткамеру», где переплетаются философские размышления, пост-ирония и анализ политических событий с вымышленными фактами. Этот проект также вдохновил художника на создание собственной метавселенной.

В серии «Природа Женщины» Константина Худякова проявляется глубокая привязанность к академическим традициям изобразительного искусства. Женские образы, возникающие из сложных фрактальных форм, довольно-таки абстрактны, и при первом взгляде на картину можно наблюдать другие сюжеты. Но спустя какое-то время мозг, адаптируясь к картинке, воссоздаёт женский силуэт.

«Зеркало и миф» — это не только подведение итогов автобиографии, но и начало новых глав. Выставка напоминает: искусство — это вечный эксперимент, а жизнь — его главный сюжет.

Выставка продлится до 20 апреля.

 

Автор: Арина Перевезенцева, автор телеграм-канала «Ariadna»

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Искусство
17 апреля 2025

Сила искусства и интеллекта: арт-пространство Luminar представило новую выставку в сотрудничестве с международной студией SILA SVETA

Искусство
08 апреля 2025

Пробивая скорлупу материального

Искусство
03 апреля 2025

Франциско Инфанте-Арана: «Я стараюсь быть художником для того, чтобы стать человеком»

Искусство
02 апреля 2025

Искусство в спорах: ИИ против художников

Искусство
28 марта 2025

Объединяя таланты для создания будущего искусства 

Искусство
25 марта 2025

Корнелия Манго: «Точно знаю, что у меня еще очень многое впереди»

Искусство
19 марта 2025

«Буквальные связи»: искусство между словами и образами

Искусство
17 марта 2025

Корнелия Манго и ее Art Fusion

Искусство
13 марта 2025

Ирина Петровская: «Акварель не даёт права на ошибку»

Искусство
10 марта 2025

Творцы волшебства: в арт-пространстве Luminar проходит выставка Making Magic

Искусство
10 марта 2025

Амазонки русского искусства

Искусство
06 марта 2025

Художники России, объединяйтесь: в России появилась первая цифровая платформа для сферы изобразительного искусства

Искусство
02 марта 2025

Ярмарка жизни: как живописцы передавали дух Масленицы

Искусство
25 февраля 2025

В России появится первая цифровая инфраструктура для сферы изобразительного искусства

Искусство
21 февраля 2025

От Георгия Победоносца до наших дней: как художники видели защитников Отечества

Искусство
14 февраля 2025

Семён Кожин: «Искусство невозможно оградить и рассадить по национальным “вольерам”».

Искусство
13 февраля 2025

Портал в цифровое измерение

Искусство
10 февраля 2025

Константин Худяков: «Как что-то может не считаться искусством, если это продали на Сотбис за несколько миллионов»

Искусство
04 февраля 2025

Дарья Котлярова: «Настоящий художник должен доверять самому себе»

Искусство
29 января 2025

Новые возможности для молодого искусства