В галерее «ЗИЛАРТ» проходит персональная выставка Константина Худякова «Зеркало и миф». Ретроспектива творчества, многослойное исследование человеческого бытия через призму искусства, технологий и философии. Обозреватель платформы ARTISTS/ХУДОЖНИКИ, созданной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, заглянул в зеркала, чтобы увидеть, как отражается мастерство автора.
Особую ценность выставке придает её образовательная миссия: расположение в галерее «ЗИЛАРТ» на территории школы № 548 подчеркивает важность диалога между поколениями. Здесь искусство не просто воплощено в экспонатах, но превращается в живой процесс, где дети учатся видеть мир через призму творчества.
«Воспитание чувства прекрасного в новом поколении — это ключ к будущему, где искусство не просто часть жизни, а её неотъемлемая суть. Дети, свободные от предвзятого восприятия, открыты для восприятия и удивления. Константин Худяков, с его уникальным подходом, помогает им влюбиться в искусство, пробуждая интерес к современным практикам и вдохновляя на творческое самовыражение», — отметила Вероника Коржевская, автор и идейный вдохновитель платформы ARTISTS/ХУДОЖНИКИ.
На выставке представлено более двадцати работ художника. Каждый раздел экспозиции — от «Шахмат Апокалипсиса» до Hotel Russia — раскрывает новый аспект взаимодействия человека с реальностью, историей и самим собой. Худяков выступает не только как художник, но и как сценограф, инженер и провокатор, стирая границы между традицией и инновацией. Его работы, будь то стерео-лайт-панели, цифровые гиперпортреты или интерактивные инсталляции, становятся зеркалами, показывающими мифы современности — от цифровой эпохи до вечных вопросов веры и идентичности.
Центральной частью выставки является проект «Шахматы Апокалипсиса», созданный мастером в сотрудничестве со студией Vitamin team. Этот инновационный проект погружает зрителей в новую виртуальность, иллюстрируя непредсказуемость жизни в XXI веке. Традиционные правила шахмат нарушаются, а фигуры трансформируются с каждым ходом. Игра становится метафорой взаимодействия человека с историей и реальностью, демонстрируя, как случайные числа управляют судьбой и меняют роли в постоянно изменяющемся мире.
От стерео-лайт-панелей до Третьяковской галереи
В экспозиции представлены визитные карточки художника — стерео-лайт-панели, созданные в сотрудничестве с инженером Алексеем Горяевым.
«Процесс довольно затратный. И физически, и финансово. Сначала я на компьютере выстраиваю сцену, леплю фигуры, создаю текстуру, фактуру. Это напоминает театральную коробку, где я одновременно сценограф, художник по свету, драматург и оператор. Когда мне нравится результат, то (я) перевожу работу из компьютера в материал. Виртуальная камера, двигаясь внутри, делает 240 ракурсов. Полученные файлы я передаю стереотехнологу Алексею Горяеву, который всё это синтезирует в единую плёнку. Как он это делает, никто не знает. Это уникальная технология, которую в мире пока никто не освоил. Далее следует ещё один сложный процесс печати, где нужно контролировать температуру, влажность и многие другие факторы. Опять же нужна специальная плёнка с качеством 40 000 пикселей на дюйм. Затем добавляется линза, которая позволяет показать глубину и объём. То есть это очень сложная вещь, на стыке физики, инженерии, компьютерных технологий и искусства. Кстати, каждая панель — это так называемое зеркало-шпион: пока панель не горит, вы видите собственное отражение», — описал процесс Константин Худяков.
Работы Худякова можно рассматривать как эксперименты в области ARTSCIENCE, развивающие идеи кибернетического искусства 1960-х годов.
На выставке представлены цифровые картины на холсте, созданные с использованием технологии дополненной реальности и анимации, включая интерактивную инсталляцию «Не ждали», которая переосмысляет классическую русскую живопись.
«Можно сказать, что “Не ждали” — это свободная визуальная импровизация на тему шедевра Ильи Ефимовича Репина, в которой автор “препарирует” и развивает сюжет картины с помощью современных технологий. Также стоит обратить внимание, что фигуры — это не персонажи из плоти и крови, как у Ильи Репина, а некие архетипические образы, не имеющие индивидуальных признаков. Это статисты, целиком и полностью подчиненные воле художника, участвующие в непредсказуемой фантасмагории, на которую работа великого русского передвижника только намекает, и эти намеки не всегда понятны даже искусствоведам и ценителям искусства. Более того, Константин Худяков наполняет пространство работы образами из собственной Вселенной. В развивающемся сюжете появляется образ мухи — как символа всевидящего наблюдателя», — отмечает Анна Резцова, куратор выставки.
«Deisis/Предстояние» и «Палаты Строгановых»
В экспозиции можно увидеть два «гиперпортрета» из цикла «Deisis/Предстояние» — высказывание о религиозной живописи с начала XX века. Этот проект объединяет традиционную иконопись и современные фотопортреты, предвосхищая принципы генеративных нейросетей и ИИ-искусства.
В разделе проекта «Палаты Строгановых», созданного для Усольского историко-архитектурного музея-заповедника, показана оригинальная серия стереографических портретов, которая реконструирует образы династии Строгановых, известных своими предпринимательскими и меценатскими заслугами, а также основанием Строгановского училища. Каждый из девяти портретов был тщательно проработан с участием историков, художников и программистов, что позволило детализировать характерные черты этих выдающихся личностей.
«Всероссийская кунсткамера»
В «Зеркало и миф» вошли работы из многолетнего проекта Константина Худякова Hotel Russia. Художник здесь выступает в роли архитектора, переосмысляя ключевые исторические события и создавая альтернативные версии истории России. Худяков описывает Hotel Russia как «Всероссийскую кунсткамеру», где переплетаются философские размышления, пост-ирония и анализ политических событий с вымышленными фактами. Этот проект также вдохновил художника на создание собственной метавселенной.
В серии «Природа Женщины» Константина Худякова проявляется глубокая привязанность к академическим традициям изобразительного искусства. Женские образы, возникающие из сложных фрактальных форм, довольно-таки абстрактны, и при первом взгляде на картину можно наблюдать другие сюжеты. Но спустя какое-то время мозг, адаптируясь к картинке, воссоздаёт женский силуэт.
«Зеркало и миф» — это не только подведение итогов автобиографии, но и начало новых глав. Выставка напоминает: искусство — это вечный эксперимент, а жизнь — его главный сюжет.
Выставка продлится до 20 апреля.
Автор: Арина Перевезенцева, автор телеграм-канала «Ariadna»