На полях Петербургского международного экономического форма прошла дискуссия «Традиционные ценности в культуре: основа национальной идентичности и инструмент международного диалога». Модератором сессии выступил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и средствами массовой информации РПЦ Владимир Легойда. К разговору пригласили тех, кто создает культурные форматы, в основе которых лежат национальные ценности и интересы. За большинством таких проектов стоит поддержка Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ), эксперты которого отлично понимают, что традиция — сохранение огня, а не передача пепла.
— Традиционные ценности — это не только этика, красивые костюмы, музыка и язык. Прежде всего, это мы с вами. Это про то, как мы живём, что поём нашим детям на ночь, какие слова говорим в трудные минуты и что передаём, когда хочется поддержать или согреть. Это внутренний стержень, система координат, на которых строится и личность, и нация. И здесь уважение к старшим, и ценность семьи, и трудолюбие, и конечно, щедрость души. И главное, способность всегда быть открытым к диалогу, даже когда вокруг очень шумно, — отметила певица Анита Цой.
По её словам, в моменты, когда меняется исторический ритм, именно традиционные ценности позволяют нации сохранять свою идентичность и двигаться вперёд, преодолевая все трудности и преграды. И именно через культуру, историю, искусство происходят самые глубокие встречи народов, несмотря на языковые и политические барьеры. В качестве примера певица привела этнографический мюзикл «Ожерелье России», созданный при поддержке ПФКИ и вобравший в себя музыкальные и танцевальные традиции разных регионов, показывая многообразие и красоту нашей страны.
— Самое удивительное, что на спектакль приходили люди разных национальностей, разного возраста, и каждый говорил, что увидел в этом спектакле частичку своей родины. Мне кажется, это настоящий международный диалог без переводчика и различных политических лозунгов, — подчеркнула Анита Цой.
Она также упомянула ещё один проект, поддержанный ПФКИ, по воссозданию старинных ремёсел в маленьких селах, где, казалось бы, уже всё забыто. После старта проекта туда стали приезжать туристы, появились мастерские, дети начали узнавать о своём наследии и учатся рассказывать о нём по всему миру благодаря социальным сетям и современным медиа. Это не просто поддержка культуры, а огромный вклад в будущее нашей страны. Благодаря ПФКИ оживают традиционные праздники, эпические сказания, этнофестивали, современные культурные форматы.
— Мы не храним наши культурные традиции в бабушкином сундуке, как музейную ценность, а бережно, осознанно пересматриваем их, впуская в мир, чтобы они становились мостом, а не стеной между народами, — отметила Анита Цой.
Министр культуры по делам национальности и архивного дела Чувашской Республики Светлана Каликова рассказала о том, как к Году культурного наследия России в Чувашии была создана Вышитая карта, где благодаря участию других регионов сплелись национальные узоры нашей страны. Впервые показать её удалось на ПМЭФ-2022.
— Мы очень сильно переживали, что карта потеряется, потому что это ПМЭФ — это форум высоких технологий и невероятных технических новшеств. Но эта ручная работа настолько заинтересовала молодых ребят, настолько заинтересовала сам фонд Росконгресс, что мы нашли себе очень мощных партнёров для дальнейшего развития проекта, — отметила Светлана Каликова.
Одним из партнёров проекта стал «Газпром межрегионгаз», который сделал цифровую версию карты, показав, что они, так же как и народные мастера, «сшивают» Россию своими газовыми сетями, для того чтобы в каждом доме было тепло и уютно.
— Я об этом рассказываю, чтобы показать насколько традиции, которые были свойственны людям веками назад, сегодня при помощи современных технологий развиваются, становятся популярными, интересными, — подчеркнула Каликова.
Со своей стороны Евгения Гладкина, член совета директоров легендарной фабрики «Федоскино», рассказала, что в своё время «Федоскино» стало первым стартапом Российской империи и на протяжении двух веков прославляло Россию на весь мир. Но сегодня стоит вопрос, как заинтересовать не только молодёжь, но и те поколения, которые просто упустили из виду в силу разных исторических катаклизмов. В качестве примера она привела коллаборацию фабрики с компьютерной игрой Atomic Heart, когда на традиционных шкатулках появились изображения компьютерных героев.
— Я надеюсь, в нашей стране всё больше и больше людей будет проявлять интерес к проектам, связанным с народными художественными промыслами, связанными с популяризацией великой русской культуры. И всё это будет направлено исключительно на укрепление нашей страны и укрепление связей между поколениями, — сказала Евгения Гладкина.
Передавая слово сооснователю платформы ХУДОЖНИКИ/ARTISTS — Веронике Коржевской, Владимир Легойда отметил, что далеко не каждая культура, в отличие от русской, имеет в своём основании такую категорию, как красота.
По словам Вероники Коржевской, основной целью платформы стало объединить творческие силы всей нашей страны.
— Когда художники, институции и медиа объединяются вокруг общей идеи, возникает мощная живая энергия, способная укреплять общество. Что такое акт изобразительного искусства, например картина? Художник умирает, и к картине в музее стягиваются сотни тысяч людей уже за пределами жизни художника. Картина — это то, что прорывается за границы материальности и несёт те ценности, которые может передать только художник, только автор, который имеет дело с этими категориями красоты. А что такое красота? Это, конечно, прежде всего этическая категория, божественный смысл. Это та миссия нашей страны, общества и культурного сообщества, которую мы можем нести в этот мир, нести именно смыслы красоты.
По её словам, национальная платформа ХУДОЖНИКИ/ARTISTS объединяет тысячи авторов по всей стране. На платформе зарегистрировалось более 50 000 художников из 800 населенных пунктов, загружено более 200 000 работ, создавая цифровое пространство для диалога, поддержки и развития. Это настоящая сокровищница современной Российской культуры — изобразительного искусства и дизайна, где линия передачи традиционных смыслов транслируется через инструменты медиапространства.
Платформа служит не только каталогом, справочником, архивом и системой поиска, но и живым организмом, поддерживающим актуальность культурных кодов через выставки, блоги, арт-сообщества и просветительские инициативы.
Она напомнила, что вместе с компанией МАЕР платформа ХУДОЖНИКИ/ARTISTS создаёт крупнейший музей под открытым небом.
— В 20 городах России, на медиаэкранах на больших улицах, домах, торговых центрах, на жилых домах вы можете видеть работы художников со всей России, — рассказала Вероника Коржевская.
Она отметила, что очень благодарна ПФКИ не только за то, что появилась возможность создать платформу ХУДОЖНИКИ/ARTISTS, но и за то, что фонд проделывает невероятную работу, поддерживает очаги культуры и творческие команды по всей России.
О вкладе ПФКИ в сохранение культурных ценностей говорили и кинорежиссёр, сценарист, генеральный продюсер фильма «Июньская полынь» Юлия Бочарова, и депутат Московской городской Думы, художественный руководитель Русского театра на воде Мария Киселёва.
— Хочу поблагодарить ПФКИ, потому что поддержка фонда позволяет воплощать мечты в жизнь. Мы смогли воплотить несколько очень важных проектов.
Она привела в пример документально-художественный фильм «Под двумя небесами», объединяющий 25-летнюю историю побед российского синхронного плавания на мировом уровне и многовековую историю русской культуры, так как в картине помимо тренировочного процесса наши олимпийские чемпионки и наши чемпионы мира под водой воссоздают и оживляют шедевры русской живописи и русского балета. Вторым проектом, о котором рассказал Мария Киселёва, стал спектакль на воде «Сказ о русских берегах», в котором удалось объединить спорт и искусство, а также три пространства — воду, сцену и воздух. Особо ею был отмечен проект «Люблю и верю», посвящённый Великой Отечественной войне. Мария Киселёва подчеркнула, что все эти проекты не могли быть реализованы без ПФКИ.
С поддержки Президентского фонда культурных инициатив началась и история Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters, о чём рассказал руководитель институции Борислав Володин. По его словам, за пять лет существования этого фонда в нашей стране появилось огромное количество проектов, которых раньше не существовало, и это позволило сделать гигантский скачок в развитии творческих индустрий в нашей стране.
— ArtMasters — это не просто драйвер развития креативных индустрий, это платформа возможностей для молодых творческих людей и интеграция их в индустрию. Мы, конечно, в ArtMasters активно продвигаем традиционные ценности. Мне кажется, что задача нашего поколения — передавать эти ценности молодым. В первую очередь — при помощи культуры. Так, в этом году тема чемпионата — «Сохраняя традиции, создавай будущее», где в том числе активно используются НХП, — отметил Борислав Володин.
Он объявил, что дальнейшим шагом развития чемпионата ArtMasters станет создание международного чемпионата, который назовут ArtMasters Open, который мог бы объединить в России участников из разных стран для создания различных творческих продуктов. Борислав Володин убеждён, что совместный труд объединяет.
— Это крайне важно для обмена культурными ценностями и технологиями. Было бы здорово, чтобы такой проект состоялся и, конечно, чтобы он был поддержан Президентским фондом культурных инициатив, — подчеркнул Володин.