19 февраля художники Настя Миро и Всеволод Саплин в составе творческого объединения «Площадка 112» представляют выставочный проект «Слава и Север». Экспозиция, объединившая живопись, инсталляции, видеоработы, аудиокомпозиции и арт-объект, разместится на площадке фонда культуры «Екатерина» при поддержке галереи Artzip и продлится до 29 марта. Помимо работ творческого объединения «Площадка 112», будут представлены видеоспектакль «Слава и Север», снятый совместно с театральным кружком «Флюорит» из арктического посёлка Амдерма, видеоработа «Цель Уже Была», созданная с видеохудожником Андреем Жилиным, музыка композиторов Михаила Мясоедова и Элеоноры Мясоедовой, артефакты и архивные материалы из поселка Амдерма, арт-объект Насти Миро «Юла желаний», сделанный вместе с Всеволодом Саплиным и инженером Сергеем Николашиным (производство Левон Кайфаджян) и впервые показанный на ярмарке Cosmoscow в 2025 году на стенде галереи Artzip.
Накануне открытия шеф-редактор IPQuorum Ксения Позднякова пообщалась с Настей и Всеволодом о том, почему людей тянет в Арктику, что стоит за числом 112 и как так вышло, что космос и север ближе, чем кажутся.
Фото предоставлено Настей Миро
Расскажите о том, с чего начался ваш проект «Слава и Север»?
Всеволод Саплин (ВС): Когда мы с Настей решили создать творческое объединение «Площадка 112», нашей основной задачей было соединить в рамках одной выставочной концепции самых разных творческих людей, чтобы в результате получился многогранный проект, который зрителю было бы интересно смотреть и осмысливать. Живопись, видеоработы, инсталляции, аудиокомпозиции – все работает на силу единого высказывания. Мультижанровость предполагает серьезное погружение в тему Севера.
Настя Миро (НМ): Со своей стороны добавлю, что мне как зрителю было бы мало одних живописных работ, мне бы хотелось видеть и слышать все, что там происходит. И хотя сегодня художник может все, мы привлекли композиторов, операторов, которые лучше справятся с поставленными задачами.
Всеволод Саплин, фото предоставлено Настей Миро
ВС: В подтверждение слов Насти о том, что художник может все, скажу: в первый раз мы отправились в поселок Амдерма на берегу Карского моря в 2020 году. Мы взяли с собой профессиональный диктофон, записывали различные звуки Арктики: ветер, шум моря, скрипы в старых домах, как звучит старое фортепьяно в заброшенной школе и так далее. Одним словом – собрали целую библиотеку аутентичных звуков, которую впоследствии передали композитору для создания саундтреков к видеоработам. То есть нам хотелось максимального взаимодействия с теми местами, куда мы попадали и на фоне которых разворачивается вся эта история, которую мы назвали «Слава и Север».
А что означает число 112 в названии вашего объединения?
НМ: Это такая пасхалочка космическому проекту. «Площадка 112» – это площадка на космодроме Байконур, где стоит второй летный экземпляр программы «Энергия Буран-Буря» и технологический макет. То есть это, собственно, то, с чего зародилось наше объединение, когда мы создали видеоработу «Невеста для Бурана», которая в ближайшее время будет показана в Музее современного искусства.
Настя Миро, фото предоставлено Настей Миро
Вы сказали про 2020 год. Неужели проект был задуман еще 6 лет назад?
НМ: Да, и все эти годы шел сбор материала. Уже после первого путешествия мы поняли, что хотим снова туда вернуться. Сейчас мы с Севой шутим, что стали почти местными жителями, потому что возвращаемся не только за новым материалом, но и к близким нам людям. Например, у нас есть любимый дедушка, которому 85 лет и который большую часть жизни прожил в этом поселке. Он застал его расцвет и остался, когда поселок стал совсем маленьким и большинство людей, к сожалению, из него уехало. Его архив, фотографии, какие-то личные вещи также представлены на выставке, чтобы показать судьбу человека, который накрепко связан с этим местом.
ВС: Исторически так сложились, что многие небольшие городки и поселки в арктической зоне становятся либо совсем заброшенными, либо полупустыми. И именно такой неотвратимый ход вещей натолкнул нас на главную мысль нашего проекта «Слава и Север» – создать ностальгическое путешествие в Арктику. И мы своими работами как будто оживляем этот поселок, позволяем ему быть увиденным и услышанным.
фото предоставлено Настей Миро
Позвольте уточнить по названию. Слава – это понятие или это имя конкретного человека?
ВС: Изначально это название видеоспектакля, который мы с Настей сняли совместно с театральным кружком «Флюорит» из арктического поселка Амдерма. Это история по мотивам сказки Андерсена «Снежная королева». Только у нас главного героя зовут не Кай, а Слава, и он добровольно сбежал из дома со Снежной принцессой, чтобы стать самым младшим покорителем Северного полюса. Он верит, что если ему удастся, то его папа вернется. Мальчик живет с мамой и бабушкой.
Плюс, если в целом говорить об Арктики, то нам не обойтись без такого понятия как слава, ведь освоение Севера – это действительно героическая история. Еще совсем недавно наши предки строили там города и поселки, которые по уровню жизни ничем не отличаются от тех, что мы видим на юге или в средней полосе страны. Но чтобы это организовать, нужно приложить невероятные усилия, которые иначе как героическими и славными даже охарактеризовать нельзя. Именно поэтому мы решили в название проекта оставить эту двойственность – и имя героя спектакля и само понятие.
фото предоставлено Настей Миро
Чем вам сегодня кажется привлекательной тема Севера и сам Север как таковой?
НМ: Это практически невозможно объяснить словами. Я сама никогда не любила Север, пока туда не попала. Но однажды приехав, там хочется остаться. И уехать оттуда очень сложно. У нас есть знакомая девушка, которая, выйдя замуж в Москву, вынуждена была вернуться обратно, так как просто не могла жить вдали от своего маленького северного поселка. Она говорит, что привыкла просыпаться под шум океана и смотреть утром на этот бескрайний простор – замороженный или наоборот проснувшийся. И никакие блага цивилизации, никакая Большая земля не смогли этого заменить. Так произошло во многом и со мной, так как многие вехи нашего проекта возникали потому, что мне нужна была причина, чтобы вернуться на берег Карского моря, на берег океана, чтобы снова оказаться без связи и просто сидеть и смотреть на кочующие льды. Пока не увидишь это собственными глазами, ощутишь эти эмоции не получится. И это еще одна цель нашего проекта.
ВС: Когда попадешь в Арктику, за полярный круг, возникает чувство, что совершаешь космический полет. Неслучайно на полюсе космос ближе. Даже северное сияние возникает от того, что солнечные частицы попадают в атмосферу и создают этот эффект свечения. Так что это реально магическое место.
НМ: Это как стать колонизатором новой планеты. Думаю, что именно так себя чувствовали самые первые покорители Севера.
ВС: В других местах такого нет.
фото предоставлено Настей Миро
Настя, вы сказали про колонизацию новых планет, это поэтому вы с темы космоса переключились на Сервер?
НМ: Да, определенная связь есть, потому что после проекта, связанного с Бураном, и моей поездки на Байконур я нашла информацию о радиолокационной станции, расположенной в поселке Амдерма, и мне захотелось увидеть ее собственными глазами. Именно эта станция была целью нашего путешествия в 2020 году. На тот момент она была последней такой станцией, которую можно было увидеть в России. Причем от поселка до нее довольно прилично добираться – несколько часов по снегу, по тундре. Это полностью заброшенная территория, где водятся медведи. Но мы все равно туда дошли. Это одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. Когда видишь эту гигантскую антенну на берегу Карского моря, а вокруг ни души, то это невероятно.
ВС: Представьте себе бескрайнюю тундру, белую-белую степь до горизонта, такое же серо-белое небо и кусочек моря, которое является частью Северного Ледовитого океана. И стоит это огромное сооружение высотой с четырехэтажный дом плюс само сетчатое зеркало, которое напоминает гигантский глаз. Станция была заброшена с 93-го года и осталась таким памятником дерзновения человека обуздать эту суровую природу. Все ушли, а она осталась, как символ покорения цивилизации. Она превратилась практически в индустриальное дерево, эдакий вековой дуб.
НМ: Мы хотели сделать ее частью нашего проекта, создать инсталляцию, превратив ее с помощью красных лент в подобие дерева желаний. Его можно было бы видеть, проплывая мимо на ледоколе, потому что там как раз проходит Северный морской путь, но, когда мы вернулись туда в 2023 году, ее уже демонтировали в рамках программы по очистке Арктики. Грустно, что это не удалось.
Настя Миро, фото предоставлено Настей Миро
Насколько у культуры есть миссия оживить край, показать его душу?
НМ: Конечно, такая миссия есть. Даже если не брать нас, художников, которые, по сути, оказались там случайно. Но если говорить о театральном кружке, вместе с которым мы сняли наш фильм, то в нем заняты практически все жители поселка, потому что у них есть потребность реализовывать себя. Они ставят спектакли, устраивают концерты. Там невероятный кружок радиолюбителей.
Именно поэтому мы предложили этому крошечному кружку на краю света поставить спектакль не в стенах ДК, а точнее оздоровительного комплекса, где у них площадка, а прямо посреди этих невероятных пейзажей. Чтобы все действо разворачивалось в поселке, на берегу океана.
ВС: Всем нам знакома эстетика непрофессиональных коллективов. Она была такой 20 лет, есть сейчас и будет еще лет через 20. И нам показалось оригинальным вытащить ее из хрестоматийного интерьера ДК, который мы все себе отлично представляем, в безумно красивые, но суровые пейзажи арктического поселка.
Настя Миро, фото предоставлено Настей Миро
Насколько сложно было увлечь галеристов такой темой?
НМ: Мне кажется, что если ты как художник действительно чем-то увлечен, горишь какой-то идеей, то люди начинают этим интересоваться. Когда я рассказала об этом проекте главе Artzip Ольге Поповой, то она мне призналась, что никогда не интересовалась Арктикой, но благодаря нашей работе ей захотелось узнать об этом больше. И в этом есть задача художника – создать магию, когда что-то непонятное и незнакомое становится интересным и в это хочется погрузиться.
Фото предоставлено Настей Миро
Какую главную мысль вам бы хотелось донести до зрителя?
ВС: Первое, хотелось бы привлечь внимание к нашему прошлому, к нашей истории, потому что там было очень много интересного, прекрасного и достойного для продолжения или возобновления. Второе – хотелось бы эмоционально погрузить человека в тонкий, интимный, ностальгический процесс его личный. В нашей суетной жизни не хватает тишины и внимательного погружения в себя.
НМ: Хочется, чтобы выставка стала катализатором добрых, светлых воспоминаний. У меня есть серия картин, где разбросанные по тундре домики светятся маленькими огонечками. Вот хочется зажечь в человеке такой огонечек, который бы согревал даже в самые суровые моменты.
Автор: Ксения Позднякова, админ телеграм-канала "Ксюша рекомендует"