Издательское дело
18 октября 2022
4 минуты
Поделиться

Чуете, чем пахнет: привлекаем читателей с помощью запаха

Чуете, чем пахнет: привлекаем читателей с помощью запаха

Фото предоставлено типографией «Альфа-Дизайн»

13 октября стартовала заявочная кампания для участия в секции Created in Moscow международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№24. Условия опубликованы на сайте организатора — Агентства креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Кто будет представлять стенд, узнаем совсем скоро. Но одно можно сказать наверняка: сюда попадают только издания с оригинальным и инновационным оформлением. Так, в прошлом году посетители могли познакомиться с серией книг 5D, выпущенной издательством AROMABOOK. Уникальный технический проект соединил литературу, анимацию и запахи. IPQuorum пообщался с генеральным директором типографии «Альфа-Дизайн» и создателем технологии Дмитрием Лавриком. 

— Участие в ярмарке — это возможность не только популяризировать ту или иную книгу, но и продемонстрировать свои достижения издательскому сообществу. Именно так нам удалось познакомить людей с нашей технологией, показать ее потенциал и расширить нашу аудиторию, рассказывает Дмитрий Лаврик.

По его словам, пользоваться книгой 5D может даже ребенок: достаточно лишь скачать на телефон специальное приложение и отсканировать QR-код. После этого картинки начинают оживать прямо на экране смартфона. Кроме того, если потереть страницу пальцем, то появится запах того, что изображено на картинке. Это могут быть цветы, ягоды или даже самая настоящая конюшня. Таким образом достигается эффект полного погружения в книгу.

Фото предоставлено типографией «Альфа-Дизайн»

Запахи не только привлекают внимание, но и очень хорошо запоминаются человеческим мозгом, создавая определенный ассоциативный ряд. Кроме того, картинка, которая сопровождается ароматом, остается в памяти гораздо дольше. Чтобы книга не «выветривалась» и не теряла притягательный запах, при производстве используется технология микрокапсулирования: ароматические вещества помещаются в крошечные прочные капсулы, куда добавляются специальные лаки. Таким образом книга издает запахи, только когда ее читают и надавливают на определенные страницы, но при этом совершенно не пахнет, стоя на полке.

Такие книги не имеют цели соперничать с обычными изданиями, уверен Дмитрий Лаврик. Напротив, они нужны, чтобы привить молодому поколению любовь к чтению. Дело в том, что они могут составить достойную конкуренцию цифровым новшествам, которые кажутся современным детям привлекательнее чтения, — интернету, играм или мультфильмам. Эффект 5D может помочь «проапгрейдить» всевозможные учебные материалы и пособия. Такая интерактивность значительно улучшает не только сам учебный процесс и усвояемость материала, но и позволяет усилить вовлеченность учеников.

Фото предоставлено типографией «Альфа-Дизайн»

— Мы знаем, что привить любовь к чтению — занятие непростое, потому что современная книга, безусловно, испытывает конкурентное давление со стороны электронных девайсов, мультимедиа, интерактивной визуальной культуры, — говорит Дмитрий Лаврик. — Порой родители сами, идя по пути наименьшего сопротивления, занимают своих детей с помощью различных гаджетов. Когда мы разрабатывали технологию книг 5D, нами двигало желание дать родителям инструмент, с помощью которого они смогут научить детей любить книги, вырастить думающих, читающих людей. Понятно, что потенциал технологии велик и для образовательных книг, потому что можно интегрировать визуальный контент внутрь лабораторного справочника, методички или учебника. Подойдет она и для разного рода рекламных целей.

Несмотря на сложность технологий и относительную дороговизну производства, конечный товар может быть доступен практически всем желающим.

— Цена полиграфии 5D очень разумна, — рассказывает Дмитрий Лаврик, — издательство AROMABOOK выпустило уже третью книгу, и продаются они за вполне вменяемые деньги. Обычная аромакнижка с 12 запахами стоит около 1500 рублей. Примерно в той же ценовой категории находятся и книги 5D. Однако помимо ароматов вы получаете еще и анимированных персонажей, а также «живую» картинку.

— Могут ли подобные технологии как-то помочь книжному рынку, издательствам и типографиям выстоять в нынешнем непростом экономическом положении?

— Ситуация непростая, так как из-за санкций полиграфия лишилась некоторых материалов и химических компонентов. Мы были к этому недостаточно подготовлены. В России есть целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени могут покрыть потребности рынка в газетной бумаге и даже в мелованной бумаге, но «полиграфическая химия» и «полиграфическое машиностроение» — это термины, которые, к сожалению, остались в нашем советском прошлом. Сейчас мы столкнулись с невозможностью купить за деньги то, что нам нужно для продолжения производства и возобновления технологической цепочки, — объясняет Дмитрий Лаврик. — 5D полиграфия может стать тем спасительным плотом, который так нужен издательствам и типографиям в условиях санкций. Типография «Альфа-Дизайн» приняла решение пока не патентовать технологию, а, наоборот, дать возможность другим типографиям или издательствам использовать ее, чтобы как-то исправить сложившуюся непростую ситуацию на российском рынке и удовлетворить читательский спрос.

По мнению Дмитрия Лаврика, Россия по-прежнему остается читающей страной, а книги остаются одним из самых популярных видов досуга.

— Каждый раз, когда я прихожу на книжные ярмарки, будь то non/fiction или Московская книжная ярмарка, то там никогда не бывает пустых залов. Очень много читателей и любителей книг. В пиковые часы там невозможно протолкнуться, несмотря на то что проходят подобные мероприятия в огромных комфортабельных выставочных павильонах. Это внушает уверенность в завтрашнем дне. Надеюсь, нынешняя non/fiction не станет исключением. 

 

Автор: Марк Рыклин

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Издательское дело
21 октября 2024

Екатерина Писарева: «Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят»

Издательское дело
28 мая 2024

Николай Ободников: «Убийцей может оказаться даже виртуальный образ умершего человека»

Издательское дело
29 марта 2024

Матильда Старр: «Хотелось бы уметь останавливать время»

Издательское дело
08 февраля 2024

Искусственный интеллект в книжной отрасли: заменит ли он чтецов?

Издательское дело
01 декабря 2023

Технология блокчейн позволит объединить интересы издателей и библиотек

Издательское дело
28 ноября 2023

Лена Обухова: «Мне не интересен чистый хоррор»

Издательское дело
23 ноября 2023

Елена Бейлина: «Сегодня редактор превратился в продюсера литературных проектов»

Издательское дело
11 октября 2023

Форма и содержание: как превратить книгу в арт-объект

Издательское дело
07 сентября 2023

Андрей Поляков: «Спрос на ужасы стабилен как в литературе, так и в кинематографе»

Издательское дело
30 мая 2023

Мария Невретдинова: «Идея привязать комикс к реально существующему производству креативной отрасли — дорогого стоит»

Издательское дело
30 апреля 2023

Дмитрий Чинов: «Девиз издательства “Alpaca” — выпускать только то, что мы сами хотим прочитать»

Издательское дело
20 апреля 2023

Мария Закрученко: «Дети любят, когда истории не заканчиваются» 

Издательское дело
18 апреля 2023

Виктория Гендлина: «В России очень благодатная почва для открытия новых авторов и книг»

Издательское дело
11 апреля 2023

Юлия Симонова: «Автор отвечает за душу книги, а дизайнер — за ее плоть»

Издательское дело
10 января 2023

Навигатор с хвостом: как собаки-поводыри облегчают жизнь людям с нарушением зрения

Издательское дело
15 декабря 2022

Искусство издавать книги

Издательское дело
30 ноября 2022

Ведущие представители издательского дела расскажут все о столичном книжном бизнесе на non/fictio№24

Издательское дело
22 ноября 2022

Евгения Ханоянц: «Такие ярмарки, как non/fiction, дают возможность небольшим издательствам встать в один ряд с гигантами индустрии»

Издательское дело
10 ноября 2022

18 московских издательств смогут бесплатно представить свою продукцию на non/fictio№24

Издательское дело
13 октября 2022

Московские издательства получат возможность бесплатно представить книги на non/fiction в секции Created in Moscow