13 октября стартовала заявочная кампания для участия в секции Created in Moscow международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№24. Условия опубликованы на сайте организатора — Агентства креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Кто будет представлять стенд, узнаем совсем скоро. Но одно можно сказать наверняка: сюда попадают только издания с оригинальным и инновационным оформлением. Так, в прошлом году посетители могли познакомиться с серией книг 5D, выпущенной издательством AROMABOOK. Уникальный технический проект соединил литературу, анимацию и запахи. IPQuorum пообщался с генеральным директором типографии «Альфа-Дизайн» и создателем технологии Дмитрием Лавриком.
— Участие в ярмарке — это возможность не только популяризировать ту или иную книгу, но и продемонстрировать свои достижения издательскому сообществу. Именно так нам удалось познакомить людей с нашей технологией, показать ее потенциал и расширить нашу аудиторию, рассказывает Дмитрий Лаврик.
По его словам, пользоваться книгой 5D может даже ребенок: достаточно лишь скачать на телефон специальное приложение и отсканировать QR-код. После этого картинки начинают оживать прямо на экране смартфона. Кроме того, если потереть страницу пальцем, то появится запах того, что изображено на картинке. Это могут быть цветы, ягоды или даже самая настоящая конюшня. Таким образом достигается эффект полного погружения в книгу.
Фото предоставлено типографией «Альфа-Дизайн»
Запахи не только привлекают внимание, но и очень хорошо запоминаются человеческим мозгом, создавая определенный ассоциативный ряд. Кроме того, картинка, которая сопровождается ароматом, остается в памяти гораздо дольше. Чтобы книга не «выветривалась» и не теряла притягательный запах, при производстве используется технология микрокапсулирования: ароматические вещества помещаются в крошечные прочные капсулы, куда добавляются специальные лаки. Таким образом книга издает запахи, только когда ее читают и надавливают на определенные страницы, но при этом совершенно не пахнет, стоя на полке.
Такие книги не имеют цели соперничать с обычными изданиями, уверен Дмитрий Лаврик. Напротив, они нужны, чтобы привить молодому поколению любовь к чтению. Дело в том, что они могут составить достойную конкуренцию цифровым новшествам, которые кажутся современным детям привлекательнее чтения, — интернету, играм или мультфильмам. Эффект 5D может помочь «проапгрейдить» всевозможные учебные материалы и пособия. Такая интерактивность значительно улучшает не только сам учебный процесс и усвояемость материала, но и позволяет усилить вовлеченность учеников.
Фото предоставлено типографией «Альфа-Дизайн»
— Мы знаем, что привить любовь к чтению — занятие непростое, потому что современная книга, безусловно, испытывает конкурентное давление со стороны электронных девайсов, мультимедиа, интерактивной визуальной культуры, — говорит Дмитрий Лаврик. — Порой родители сами, идя по пути наименьшего сопротивления, занимают своих детей с помощью различных гаджетов. Когда мы разрабатывали технологию книг 5D, нами двигало желание дать родителям инструмент, с помощью которого они смогут научить детей любить книги, вырастить думающих, читающих людей. Понятно, что потенциал технологии велик и для образовательных книг, потому что можно интегрировать визуальный контент внутрь лабораторного справочника, методички или учебника. Подойдет она и для разного рода рекламных целей.
Несмотря на сложность технологий и относительную дороговизну производства, конечный товар может быть доступен практически всем желающим.
— Цена полиграфии 5D очень разумна, — рассказывает Дмитрий Лаврик, — издательство AROMABOOK выпустило уже третью книгу, и продаются они за вполне вменяемые деньги. Обычная аромакнижка с 12 запахами стоит около 1500 рублей. Примерно в той же ценовой категории находятся и книги 5D. Однако помимо ароматов вы получаете еще и анимированных персонажей, а также «живую» картинку.
— Могут ли подобные технологии как-то помочь книжному рынку, издательствам и типографиям выстоять в нынешнем непростом экономическом положении?
— Ситуация непростая, так как из-за санкций полиграфия лишилась некоторых материалов и химических компонентов. Мы были к этому недостаточно подготовлены. В России есть целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени могут покрыть потребности рынка в газетной бумаге и даже в мелованной бумаге, но «полиграфическая химия» и «полиграфическое машиностроение» — это термины, которые, к сожалению, остались в нашем советском прошлом. Сейчас мы столкнулись с невозможностью купить за деньги то, что нам нужно для продолжения производства и возобновления технологической цепочки, — объясняет Дмитрий Лаврик. — 5D полиграфия может стать тем спасительным плотом, который так нужен издательствам и типографиям в условиях санкций. Типография «Альфа-Дизайн» приняла решение пока не патентовать технологию, а, наоборот, дать возможность другим типографиям или издательствам использовать ее, чтобы как-то исправить сложившуюся непростую ситуацию на российском рынке и удовлетворить читательский спрос.
По мнению Дмитрия Лаврика, Россия по-прежнему остается читающей страной, а книги остаются одним из самых популярных видов досуга.
— Каждый раз, когда я прихожу на книжные ярмарки, будь то non/fiction или Московская книжная ярмарка, то там никогда не бывает пустых залов. Очень много читателей и любителей книг. В пиковые часы там невозможно протолкнуться, несмотря на то что проходят подобные мероприятия в огромных комфортабельных выставочных павильонах. Это внушает уверенность в завтрашнем дне. Надеюсь, нынешняя non/fiction не станет исключением.
Автор: Марк Рыклин