Издательское дело
21 октября 2024
5 минут
Поделиться

Екатерина Писарева: «Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят»

Екатерина Писарева: «Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят»

Фото предоставлено Екатериной Писаревой

Книжный сервис Литрес регулярно предоставляет самые разные инфоповоды: то проведет опрос вместе с приложением для знакомств Mamba о том, как бы вели себя популярные литературные герои на свиданиях, то выпустят лимитированную коллекцию кофейных пар со старейшим Императорским фарфоровым заводом. И это не считая мероприятий, посвященных непосредственно книжным новинкам. IPQuorum поговорил с шеф-редактором сервиса Екатериной Писаревой о личном бренде, продвижении и ради какой книги сегодня можно не пойти на свидание.

– Для начала, что входит в зону твоей ответственности как шеф-редактора Литрес?

– Это масштабная работа с различными задачами: представление компании в медиаполе, сотрудничество с писателями и издателями, выстраивание редакционной политики и привлечение авторов в Литрес Журнал, общение с пользователями и проведение мероприятий. Кроме того, в рамках B2B-направления я модерирую книжные клубы и читаю лекции для наших корпоративных клиентов.

–  Креативная составляющая книжного бизнеса. Может ли хорошая обложка продать плохой роман?

– Редко, но может. Но чаще наоборот: неудачная обложка может «убить» хороший роман. Читатель часто выбирает интуитивно и делает выбор «глазами»: если видит какую-то отталкивающую или слишком абстрактную обложку, не захочет даже взять в руки книгу или добавить ее на цифровую полку. Самая частая проблема – обложка не соответствует тому, что под ней. Часто серьезной семейной драме могут присвоить обложку, больше подходящую сентиментальной литературе. Или же какую-нибудь дурновкусную обложку со странным экшеном на ней могут дать остросюжетному хорошему роману. Не говорю уже о том, как портят восприятие полиграфические погрешности или неудачное использование типографских шрифтов. 

– Для чего и так популярному сервису Литрес требуются коллаборации с различного вида брендами? Что это дает?

– Для того, чтобы расширить аудиторию и стать частью повседневной жизни читателей. Последняя наша коллаборация была с известным брендом с многолетней историей – Императорским фарфоровым заводом. Мы выпустили уникальные кофейные пары, посвященные двум классикам Серебряного века: Марине Цветаевой и Сергею Есенину.

Нам кажется важным нести любовь к литературе в массы, делать чтение модным и популяризировать наших классиков среди молодой аудитории. Современная литература сегодня пытается стереть все границы и освободиться, выйти за пределы привычного. Мы видим появление смелых мультижанровых проектов и экспериментов в области литературы, нацеленных на то, чтобы книголюбов становилось все больше. И мы, Литрес, тоже стараемся идти в ногу со временем и не давать читателям забыть о том, что действительно важно.

Фото предоставлено пресс-службой сервиса Литрес

– Лозунг презентации фарфора был: «Кофе и книга — идеальное сочетание». Согласна, что счастливые люди читают книги и пьют кофе?

–Цицерон говорил о том, что для счастья человеку нужны сад и библиотека. Я бы добавила еще к этому сочетанию чашечку кофе – было бы идеально.

– Какая коллаборация твоя любимая как шеф-редактора?

– Больше всего люблю коллаборацию с ювелирным брендом SOKOLOV, которую мы выпустили к 200-летию со дня написания «Евгения Онегина» – главного романа в стихах, повлиявшего на всю дальнейшую литературу - и 195 лет со дня рождения Льва Толстого.

Есть в нашей коллекции и классные кулоны с револьвером и пером, есть «сердечные» браслеты c цитатами, а для любителей люкса есть премиум-линейка с бриллиантами и белым золотом. Всё по красоте: в таких украшениях запросто могла появиться Татьяна, ставшая женой генерала, или Наташа Ростова.

–   Не так давно ты вместе с писателями Ольгой Брейнингер, Ларисой Парфентьевой и Ольгой Хейфиц снялась для коллаборации Литрес и ТВОЕ? Насколько писатель, критик, издатель должен быть публичным и что нужно чтобы отстроить свой личный бренд?

– На сегодняшний день это просто необходимо. Если раньше можно было довериться судьбе и рассчитывать на удачу, то сейчас глупо ждать чуда, когда остальные работают, выстраивают стратегию и используют все инструменты продаж и продвижения. Современным авторам чаще всего приходится самим заниматься раскруткой, созданием личного бренда и работой с аудиторией. Даже если они опубликовались через классическое издательство, в котором продвижением занимается бренд-менеджер. Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят.

Та же ситуация и на рынке самиздата.

Если вы видели нашу статистику продаж, то могли заметить, что в прошлом году топ продаж впервые возглавил digital-автор Андрей Васильев, звезда нашего проекта Литрес Самиздат.

На протяжении многих лет он выстраивает сильный личный бренд и успешно работает с аудиторией – в Литрес на его обновления подписано более 23 тысяч поклонников, то есть все эти люди получат уведомления, как только любимый автор опубликует новое произведение. Это результат его работы с личным брендом – он уже зарекомендовал себя как серьезный автор, издающийся в самиздате и гарантирующий высокое качество текста. 

– Можно ли сегодня, если ты не Пелевин, оставаться вне медиа и социальных сетей?

Можно, но для этого надо уже быть Виктором Олеговичем. Ну или хотя бы Михаилом Елизаровым.

– Твой канал «Книжная жизнь Катрин П» ты ведешь в удовольствие или просто понимаешь, что в сегодняшнем мире без этого никак?

–  Телеграм-канал позволяет чувствовать себя свободным и оперативно высказываться на темы, волнующие здесь и сейчас. Это мой читательский дневник, фиксация реальности и книжных впечатлений. Ну и работа на личный бренд, конечно, которая приносит мне большое удовольствие.

–  На что сегодня читатели ориентируются при выборе того, что почитать?

– Зависит от читателя. Кто-то реагирует на рекламу, кто-то на рекомендации друзей и критиков, кто-то следит за тем, что берут на обзоры блогеры. Более продвинутые книголюбы могут ориентироваться на издательство и блербы, а еще на премиальные списки.

– Живой критик или подборка ИИ: как думаешь, что быстрее цепляет читателя?

– Конечно критик. Всех очень интересует тема искусственного интеллекта, но доверия ему пока еще нет.

–  Чем ты объясняешь невероятный рост популярности аудиокниг?

– Во-первых, это удобно и экономит время. Можно совмещать прослушивание книг с бытовыми делами, спортом, прогулками. Во-вторых, сегодня аудиокниги стали модными и качество производства выросло в разы. Мы видим на выходе не просто книгу, записанную голосом чтеца, а целый многоголосый аудиоспектакль с использованием музыки, шумов и спецэффектов, создающих атмосферу.

– Одно время ты делала проект «Семь книг, ради которых я не пошла на свидание». А какую книгу ты сейчас можешь назвать, ради которой не жалко отменить свидание?

– Мне тут недавно привезли нового Флориана Иллиеса – «Магию тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь время». Вот ради него я многим могла бы пожертвовать. 

 

Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Издательское дело
28 мая 2024

Николай Ободников: «Убийцей может оказаться даже виртуальный образ умершего человека»

Издательское дело
29 марта 2024

Матильда Старр: «Хотелось бы уметь останавливать время»

Издательское дело
08 февраля 2024

Искусственный интеллект в книжной отрасли: заменит ли он чтецов?

Издательское дело
01 декабря 2023

Технология блокчейн позволит объединить интересы издателей и библиотек

Издательское дело
28 ноября 2023

Лена Обухова: «Мне не интересен чистый хоррор»

Издательское дело
23 ноября 2023

Елена Бейлина: «Сегодня редактор превратился в продюсера литературных проектов»

Издательское дело
11 октября 2023

Форма и содержание: как превратить книгу в арт-объект

Издательское дело
07 сентября 2023

Андрей Поляков: «Спрос на ужасы стабилен как в литературе, так и в кинематографе»

Издательское дело
30 мая 2023

Мария Невретдинова: «Идея привязать комикс к реально существующему производству креативной отрасли — дорогого стоит»

Издательское дело
30 апреля 2023

Дмитрий Чинов: «Девиз издательства “Alpaca” — выпускать только то, что мы сами хотим прочитать»

Издательское дело
20 апреля 2023

Мария Закрученко: «Дети любят, когда истории не заканчиваются» 

Издательское дело
18 апреля 2023

Виктория Гендлина: «В России очень благодатная почва для открытия новых авторов и книг»

Издательское дело
11 апреля 2023

Юлия Симонова: «Автор отвечает за душу книги, а дизайнер — за ее плоть»

Издательское дело
10 января 2023

Навигатор с хвостом: как собаки-поводыри облегчают жизнь людям с нарушением зрения

Издательское дело
15 декабря 2022

Искусство издавать книги

Издательское дело
30 ноября 2022

Ведущие представители издательского дела расскажут все о столичном книжном бизнесе на non/fictio№24

Издательское дело
22 ноября 2022

Евгения Ханоянц: «Такие ярмарки, как non/fiction, дают возможность небольшим издательствам встать в один ряд с гигантами индустрии»

Издательское дело
10 ноября 2022

18 московских издательств смогут бесплатно представить свою продукцию на non/fictio№24

Издательское дело
18 октября 2022

Чуете, чем пахнет: привлекаем читателей с помощью запаха

Издательское дело
13 октября 2022

Московские издательства получат возможность бесплатно представить книги на non/fiction в секции Created in Moscow