Книжный сервис Литрес регулярно предоставляет самые разные инфоповоды: то проведет опрос вместе с приложением для знакомств Mamba о том, как бы вели себя популярные литературные герои на свиданиях, то выпустят лимитированную коллекцию кофейных пар со старейшим Императорским фарфоровым заводом. И это не считая мероприятий, посвященных непосредственно книжным новинкам. IPQuorum поговорил с шеф-редактором сервиса Екатериной Писаревой о личном бренде, продвижении и ради какой книги сегодня можно не пойти на свидание.
– Для начала, что входит в зону твоей ответственности как шеф-редактора Литрес?
– Это масштабная работа с различными задачами: представление компании в медиаполе, сотрудничество с писателями и издателями, выстраивание редакционной политики и привлечение авторов в Литрес Журнал, общение с пользователями и проведение мероприятий. Кроме того, в рамках B2B-направления я модерирую книжные клубы и читаю лекции для наших корпоративных клиентов.
– Креативная составляющая книжного бизнеса. Может ли хорошая обложка продать плохой роман?
– Редко, но может. Но чаще наоборот: неудачная обложка может «убить» хороший роман. Читатель часто выбирает интуитивно и делает выбор «глазами»: если видит какую-то отталкивающую или слишком абстрактную обложку, не захочет даже взять в руки книгу или добавить ее на цифровую полку. Самая частая проблема – обложка не соответствует тому, что под ней. Часто серьезной семейной драме могут присвоить обложку, больше подходящую сентиментальной литературе. Или же какую-нибудь дурновкусную обложку со странным экшеном на ней могут дать остросюжетному хорошему роману. Не говорю уже о том, как портят восприятие полиграфические погрешности или неудачное использование типографских шрифтов.
– Для чего и так популярному сервису Литрес требуются коллаборации с различного вида брендами? Что это дает?
– Для того, чтобы расширить аудиторию и стать частью повседневной жизни читателей. Последняя наша коллаборация была с известным брендом с многолетней историей – Императорским фарфоровым заводом. Мы выпустили уникальные кофейные пары, посвященные двум классикам Серебряного века: Марине Цветаевой и Сергею Есенину.
Нам кажется важным нести любовь к литературе в массы, делать чтение модным и популяризировать наших классиков среди молодой аудитории. Современная литература сегодня пытается стереть все границы и освободиться, выйти за пределы привычного. Мы видим появление смелых мультижанровых проектов и экспериментов в области литературы, нацеленных на то, чтобы книголюбов становилось все больше. И мы, Литрес, тоже стараемся идти в ногу со временем и не давать читателям забыть о том, что действительно важно.
Фото предоставлено пресс-службой сервиса Литрес
– Лозунг презентации фарфора был: «Кофе и книга — идеальное сочетание». Согласна, что счастливые люди читают книги и пьют кофе?
–Цицерон говорил о том, что для счастья человеку нужны сад и библиотека. Я бы добавила еще к этому сочетанию чашечку кофе – было бы идеально.
– Какая коллаборация твоя любимая как шеф-редактора?
– Больше всего люблю коллаборацию с ювелирным брендом SOKOLOV, которую мы выпустили к 200-летию со дня написания «Евгения Онегина» – главного романа в стихах, повлиявшего на всю дальнейшую литературу - и 195 лет со дня рождения Льва Толстого.
Есть в нашей коллекции и классные кулоны с револьвером и пером, есть «сердечные» браслеты c цитатами, а для любителей люкса есть премиум-линейка с бриллиантами и белым золотом. Всё по красоте: в таких украшениях запросто могла появиться Татьяна, ставшая женой генерала, или Наташа Ростова.
– Не так давно ты вместе с писателями Ольгой Брейнингер, Ларисой Парфентьевой и Ольгой Хейфиц снялась для коллаборации Литрес и ТВОЕ? Насколько писатель, критик, издатель должен быть публичным и что нужно чтобы отстроить свой личный бренд?
– На сегодняшний день это просто необходимо. Если раньше можно было довериться судьбе и рассчитывать на удачу, то сейчас глупо ждать чуда, когда остальные работают, выстраивают стратегию и используют все инструменты продаж и продвижения. Современным авторам чаще всего приходится самим заниматься раскруткой, созданием личного бренда и работой с аудиторией. Даже если они опубликовались через классическое издательство, в котором продвижением занимается бренд-менеджер. Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят.
Та же ситуация и на рынке самиздата.
Если вы видели нашу статистику продаж, то могли заметить, что в прошлом году топ продаж впервые возглавил digital-автор Андрей Васильев, звезда нашего проекта Литрес Самиздат.
На протяжении многих лет он выстраивает сильный личный бренд и успешно работает с аудиторией – в Литрес на его обновления подписано более 23 тысяч поклонников, то есть все эти люди получат уведомления, как только любимый автор опубликует новое произведение. Это результат его работы с личным брендом – он уже зарекомендовал себя как серьезный автор, издающийся в самиздате и гарантирующий высокое качество текста.
– Можно ли сегодня, если ты не Пелевин, оставаться вне медиа и социальных сетей?
Можно, но для этого надо уже быть Виктором Олеговичем. Ну или хотя бы Михаилом Елизаровым.
– Твой канал «Книжная жизнь Катрин П» ты ведешь в удовольствие или просто понимаешь, что в сегодняшнем мире без этого никак?
– Телеграм-канал позволяет чувствовать себя свободным и оперативно высказываться на темы, волнующие здесь и сейчас. Это мой читательский дневник, фиксация реальности и книжных впечатлений. Ну и работа на личный бренд, конечно, которая приносит мне большое удовольствие.
– На что сегодня читатели ориентируются при выборе того, что почитать?
– Зависит от читателя. Кто-то реагирует на рекламу, кто-то на рекомендации друзей и критиков, кто-то следит за тем, что берут на обзоры блогеры. Более продвинутые книголюбы могут ориентироваться на издательство и блербы, а еще на премиальные списки.
– Живой критик или подборка ИИ: как думаешь, что быстрее цепляет читателя?
– Конечно критик. Всех очень интересует тема искусственного интеллекта, но доверия ему пока еще нет.
– Чем ты объясняешь невероятный рост популярности аудиокниг?
– Во-первых, это удобно и экономит время. Можно совмещать прослушивание книг с бытовыми делами, спортом, прогулками. Во-вторых, сегодня аудиокниги стали модными и качество производства выросло в разы. Мы видим на выходе не просто книгу, записанную голосом чтеца, а целый многоголосый аудиоспектакль с использованием музыки, шумов и спецэффектов, создающих атмосферу.
– Одно время ты делала проект «Семь книг, ради которых я не пошла на свидание». А какую книгу ты сейчас можешь назвать, ради которой не жалко отменить свидание?
– Мне тут недавно привезли нового Флориана Иллиеса – «Магию тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь время». Вот ради него я многим могла бы пожертвовать.
Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА