Издательское дело
07 сентября 2023
7 минут
Поделиться

Андрей Поляков: «Спрос на ужасы стабилен как в литературе, так и в кинематографе»

Андрей Поляков: «Спрос на ужасы стабилен как в литературе, так и в кинематографе»

Фото Андрея Полякова

31 августа на Московской международной книжной ярмарке крупнейшая литературная премия в области электронных и аудиокниг «Электронная буква» представила лонг-лист. IPQuorum пообщался с победителем прошлого года, автором книги «Пресс-тур» Андреем Поляковым. Профессионал в области PR и маркетинга, Андрей рассказал, с чего лучше стартовать начинающему автору, а также о самиздате, бета-ридерах и  новом романе. 

— Почему для своей первой книги «Пресс-тур» вы выбрали жанр хоррора?

— Вообще я всегда любил пощекотать себе нервы с помощью страшных фильмов, игр, комиксов и книг, но, честно говоря, для первой книги жанр я не выбирал. Мне завязка приснилась, почти как Менделееву, и это не уникальный случай в писательском мире. Потом, в ходе работы над романом, сюжетно все сильно изменилось, конечно, но факт остается фактом — все началось со сна. Я не планирую себя ограничивать жанром хоррора, к слову. Да и первая книга не чистый хоррор, а сплав жанров.

— Чем вы как маркетолог и профессионал в сфере PR можете объяснить популярность ужасов у читателей?

— Я сейчас хожу на курсы сценарного мастерства, и там недавно преподаватель объясняла, что ужасы — один из главных развлекательных жанров и спрос на него стабильный как в литературе, так и в кинематографе. Вообще в России спрос на такую литературу даже подрос в последние годы. Наверное, нам нравится пугать себя ограниченно, чтобы прочел, взбодрился, отложил книгу, щелкнул пультом — и вернулся к спокойной жизни. Ну а может, кто-то слишком хорошо живет? Шутка, конечно, но скандинавский детектив, где вечно маньяки похищают детей, не случайно появился в богатых странах с низким уровнем преступности. А еще недавно книжный обозреватель Денис Лукьянов сказал мне, что, возможно, популярность Кинга в России связана с тем, что провинциальная хтонь у нас и у американцев очень похожа.

— Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали победителем ежегодной литературной премии «Электронная буква»?

— В «Электронной букве» я одержал победу в прошлом году. Победу в номинации «Дебют года» мне принес как раз мой мистический хоррор «Пресс-тур». Почти сразу появились новые читатели и слушатели, увеличилось и количество подписчиков в блогах, права на книгу в бумажном формате были приобретены издательством «Эксмо». Меня позвали на несколько интервью, пригласили выступать на стенде Литрес: Самиздат на Московской международной книжной ярмарке. Литературные премии —  отличный способ заявить о себе новичкам типа меня. Ну, и я продолжаю верить в экранизацию своего произведения, все читатели говорят, что книга очень кинематографична, после победы в «Электронной букве» уже был некоторый осторожный интерес со стороны продакшен-хаусов.

— Какие каналы продвижения стоит использовать начинающему автору? Чего точно делать не надо?

— Недавно мы обсуждали с коллегами, чего точно не надо делать в начале, и мое мнение было, что не стоит изготавливать мерч по своим произведениям. Недешево, выхлоп вообще непонятен, и практически не отслеживаема конвертация в продажи. А все остальное можно: PR, реклама разных форматов, обзоры и интеграции… В общем, полный инструментарий маркетолога. Особенно полезны сарафанное радио и личные рекомендации, а также рецензии блогеров и критиков, которым доверяет ваша целевая аудитория. При этом блогеры необязательно должны быть книжными. 

Начинающему автору, как и опытному, отлично подойдут инструменты продвижения издательской платформы Литрес: Самиздат, сервиса с самой большой аудиторией в digital-пространстве. Опубликовать книгу там можно бесплатно, легко и быстро. После публикации можно отслеживать ее продажи, получать отчеты о заработке и управлять ценой, полностью контролировать оформление книги на всех этапах. Также там всегда доступна обратная связь от читателей в формате оценок и отзывов. А ребята из команды платформы при запросе сами настраивают продвижение в различных каналах под заданный бюджет. И, конечно, нельзя не отметить участие в литературных премиях. Такие мероприятия помогают заявить о своем таланте и выйти на широкую аудиторию. 

— Вы ведете канал «Пиарщик пишет». Насколько писатель должен быть блогером?

— Я смотрю вокруг — и почти у каждого молодого автора есть блог и канал связи с аудиторией. Я думаю, это сегодня необходимо. Можно в «прямом эфире» послушать похвалу и критику, выбрать первых читателей, пообщаться с фанатами, провести для них какие-то интересные конкурсы, поделиться уникальным контентом и отрывками новых книг, поддерживать к себе интерес, в конце концов. Недавно было забавно — в одном блоге увидел подборку из десяти писателей, включая меня, и у 10 из 10 был свой Telegram-канал. Вот настолько это важно.

— Как вам кажется, сможете ли вы со временем зарабатывать исключительно писательским трудом и возможно ли это в принципе? Есть ли у вас такие планы?

— Теоретически возможно. Но планов таких нет, я хочу развиваться в своей профессии и одновременно совершенствовать писательские навыки. А так — много авторов в Литрес: Самиздат только этим и зарабатывают, у них сотни книг в продаже, а количество подписчиков и заработка может исчисляться миллионами. Так, например, в топ-10 самых популярных писателей по количеству проданных книг на Литрес за последние 12 месяцев входят сразу несколько digital-авторов, которые публикуют свои произведения через Литрес: Самиздат. 

— Вы целенаправленно учились в Creative Writing School. Что побудило вас пойти на курсы писательского мастерства? Что они вам дали?

— Я считаю, что раз я профессионально не учился писать, то надо улучшать свои навыки через различные курсы и самообразование. Второе высшее в Литинституте пока слишком сложная задача, так что я читаю учебники по писательскому мастерству, посещаю мастер-классы, смотрю вебинары с другими писателями. Помимо новых знаний и разбора моих текстов от других учеников, писателей и критиков эти курсы дали ощущения, давно забытые, — студенческой тусовки. Кроме того, было интересно посмотреть живьем на некоторых известных писателей, выступавших менторами.

— Какие качества, по-вашему, нужны писателю?

— Мне кажется, начинающий автор должен сегодня быть немного пиарщиком, дизайнером, спикером, блогером, менеджером по продажам. Иначе без поддержки пробиться будет очень тяжело. Ну и писать хорошие тексты, естественно. А для этого надо быть не только писателем, но и читателем, читать больше, вдохновляться, анализировать, как написаны известные книги. Еще важна усидчивость и способность довести начатое до конца. Очень просто все бросить, столкнувшись с синдромом самозванца или улетевшей музой.

— Как и когда вы поняли, что готовы показать свой роман публике? Насколько трудно было пробиться?

— Все авторы хотят выпустить свой первый текст побыстрее и как можно быстрее получить признание публики, я не был исключением.  Но по факту роман вышел спустя почти два года  — столько заняли различные мытарства с «бумажными» издательствами.  В лучшем случае я получал отказы, в худшем — просто игнор. Как пришел Литрес: Самиздат — книга вышла, писательская история пошла в гору, и теперь я даю вам интервью. Сейчас я бы, наверное, посоветовал всем начинающим авторам не бояться цифровых сервисов самопубликации и начинать с них — это быстро, удобно, и ты сразу видишь результат.

— Судя по вашим соцсетям, вы внимательно относитесь к комментариям, которые оставляют читатели. Как реагируете на негативные отзывы? Что дает обратная связь, если дает?

— К негативу отношусь спокойно, всем нравиться невозможно. Мой коллега-писатель Гектор Шульц вообще считает, что плохого PR не бывает и даже рецензии с сокрушающей критикой  приводят к новым прочтениям и продажам. А так, если критика обоснована, это повод поразмыслить и понять, что улучшить в будущем. К тому же так нахожу первых читателей для новых произведений. Несколько подписчиков моего блога читали мою вторую книгу еще до того, как она вышла, и дали ряд ценных замечаний, благодаря чему качество и объем текста выросли.

— Вы закончили второй драфт второго романа. Если я правильно понимаю, то это мистический триллер и городское фэнтези о современной Москве? Когда книга увидит свет?

— Именно так, ее уже прочли некоторые бета-ридеры и пара людей из литературного мира, пока большинству понравилось! Называется «Москва и мертвичи» — да, это отсылка к Гиляровскому, его произведение послужило одним из десятков источников материала и вдохновения. И про Хитровку у меня тоже будет. Очень надеюсь, что ничего не помешает и выход книги состоится в сентябре-октябре. Обложку можно уже посмотреть в моем блоге, там же и узнать о выходе.

 

 

 

Автор Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Издательское дело
21 октября 2024

Екатерина Писарева: «Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят»

Издательское дело
28 мая 2024

Николай Ободников: «Убийцей может оказаться даже виртуальный образ умершего человека»

Издательское дело
29 марта 2024

Матильда Старр: «Хотелось бы уметь останавливать время»

Издательское дело
08 февраля 2024

Искусственный интеллект в книжной отрасли: заменит ли он чтецов?

Издательское дело
01 декабря 2023

Технология блокчейн позволит объединить интересы издателей и библиотек

Издательское дело
28 ноября 2023

Лена Обухова: «Мне не интересен чистый хоррор»

Издательское дело
23 ноября 2023

Елена Бейлина: «Сегодня редактор превратился в продюсера литературных проектов»

Издательское дело
11 октября 2023

Форма и содержание: как превратить книгу в арт-объект

Издательское дело
30 мая 2023

Мария Невретдинова: «Идея привязать комикс к реально существующему производству креативной отрасли — дорогого стоит»

Издательское дело
30 апреля 2023

Дмитрий Чинов: «Девиз издательства “Alpaca” — выпускать только то, что мы сами хотим прочитать»

Издательское дело
20 апреля 2023

Мария Закрученко: «Дети любят, когда истории не заканчиваются» 

Издательское дело
18 апреля 2023

Виктория Гендлина: «В России очень благодатная почва для открытия новых авторов и книг»

Издательское дело
11 апреля 2023

Юлия Симонова: «Автор отвечает за душу книги, а дизайнер — за ее плоть»

Издательское дело
10 января 2023

Навигатор с хвостом: как собаки-поводыри облегчают жизнь людям с нарушением зрения

Издательское дело
15 декабря 2022

Искусство издавать книги

Издательское дело
30 ноября 2022

Ведущие представители издательского дела расскажут все о столичном книжном бизнесе на non/fictio№24

Издательское дело
22 ноября 2022

Евгения Ханоянц: «Такие ярмарки, как non/fiction, дают возможность небольшим издательствам встать в один ряд с гигантами индустрии»

Издательское дело
10 ноября 2022

18 московских издательств смогут бесплатно представить свою продукцию на non/fictio№24

Издательское дело
18 октября 2022

Чуете, чем пахнет: привлекаем читателей с помощью запаха

Издательское дело
13 октября 2022

Московские издательства получат возможность бесплатно представить книги на non/fiction в секции Created in Moscow