Ориентироваться в большом городе непросто. Машины, ремонт дорог, толчея, велосипедисты, доставщики и многое другое. Только успевай смотреть под ноги и по сторонам. Но что делать тем, кто лишен возможности видеть мир вокруг? На помощь приходят собаки-поводыри. Именно они становятся глазами людей с ограничениями по зрению. Сегодня более 100 человек из разных регионов страны нуждаются в «лохматом навигаторе». А потому к Новому году учебно-кинологический центр «Собаки-помощники» запустил сбор средств на приобретение 25 щенков, которые со временем станут для своих владельцев не только верными друзьями, но и профессиональными помощниками.
Одним из тех, кто вызвался поддержать инициативу, стало издательство VoiceBook. 50% средств, вырученных от продажи книги Юлии Ивановой «Лабрадор Голди. Верный друг и герой», будут переданы на покупку лабрадора, которого обещают назвать Голди. Акция продлится до 1 февраля 2023 года. Презентация прошла в Гостином дворе на ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№24, где издательство было представлено в секции Created in Moscow Агентства креативных индустрий. У читателей была возможность как приобрести книгу, так и пообщаться с представителем Центра Элиной Почуевой и соруковдителем клуба владельцев собак-проводников Москвы и Московской области «Мудрый пес» Юлией Пашковой и ее верным поводырем, лабрадором по кличке Мира.
Мира и гармония
На площадке многолюдно, а так как издательство детское, то посмотреть на собаку-поводыря собралось довольно много малышни, но Мира как настоящий профессионал ведет себя серьезно и ответственно. Все внимание сконцентрировано на хозяйке. Миру не отвлекает ни гвалт ярмарки, ни свет софитов, ни направленные на нее камеры смартфонов.
— Как всякий лабрадор Мира была бы рада с вами пообщаться, но пока на ней специальная шлейка с надписью «собака-поводырь», — у нее есть только одна миссия: довести меня из пункта А в пункт Б и сделать это максимально бережно и аккуратно, чтобы со мной всё было хорошо. Главная ее задача заключается в том, чтобы показывать препятствия, которые невозможно обойти: бордюр, ступеньки, край лестницы и так далее. Как Мира это делает? Она просто останавливается, а я своей тростью могу проверить, что передо мной и как с этим справиться, — рассказывает Юлия, нежно поглаживая песочную морду своей любимицы.
Шлейка, по словам Юлии, — своеобразный тумблер, который позволяет Мире понять, когда она на работе и должна быть собрана, а когда можно расслабиться и побыть обычным веселым лабрадором. Однако даже дома Мира ничего не грызет и не портит, она не ворует со стола не таскает вещи, так как прошла специальную подготовку со специалистами Центра и волонтером.
Как готовят поводырей?
Для того чтобы щенок смог стать полноценным помощником незрячего человека, потребуется примерно полтора года. Центр покупает щенков, когда им три-четыре месяца. Перед покупкой собаку тестируют, насколько у нее высокая зоореакция, можно ли ее научить не реагировать на кошек, птиц, собак и других животных. Если эта и другие проверки пройдены, щенок поселяется в волонтерскую семью, где он проведет несколько месяцев своей жизни, чтобы вырасти хорошо социализированной и по-настоящему городской собакой. Когда будущему поводырю исполняется один год, он переселяется в Центр, где начинается его полноценное обучение.
Первый — это то, чему учат всех собак: «стоять», «сидеть», «лежать», «место», «ждать» и, конечно же, «фу», что для любящего поесть лабрадора очень актуально.
— Если я дам команду сохранять позицию, то могу отойти, делать свои дела, разговаривать с кем-то, а собака будет оставаться на месте. Почему это важно? Приходя на работу со своей собакой-поводырем, человек может оставить ее в том месте, где это разрешается и где она никому не будет мешать, — говорит Юлия.
Еще одна важная команда — «апорт». Собака всегда готова подать хозяину все необходимое, уронил ли он трость, ключи, телефон или варежку. Кстати, именно это позволяет «помощникам» даже в общественных местах находиться без намордника.
Фото Кирилла Синдеева
Маршрут построен
Что касается маршрутов передвижения по городу, то для этого разработана специальная программа подготовки, которая является второй частью профессионального обучения.
— Находясь у нас, собака осваивает главное — принцип своей работы, — говорит Элина Почуева. — Она понимает, что человека нужно отвести из точки А в точку Б, останавливается у ориентиров и препятствий на пути. Это можно сравнить с тем, как человек учится водить машину с инструктором. Мы тренируем собаку на определенных маршрутах, с непременным выходом в город. Со временем у нее вырабатываются определенные знания и умения, что позволяет ей в дальнейшем расширять географию и изучать новые локации. Однако, когда к нам приходит ее будущий владелец, тренер учит его, как простроить с собакой собственные маршруты. Чтобы собака все хорошо запомнила, ее нужно провести по маршруту несколько раз. Можно сначала это делать на поводке, затем в шлейке. Останавливаясь у ориентиров, нужно подкрепить желание собаки работать лакомством. Со временем у питомца вырабатывается насмотренность и нахоженность по привычным маршрутам.
Но что делать, когда на знакомом пути внезапно появляются препятствия? Сможет ли собака легко адаптироваться?
— В принципе, Мира сохраняет направление маршрута, даже если что-то изменилось. Плюс у нее всегда есть возможность ослушаться и принять собственное решение, существует даже такое понятие «осознанное неподчинение». Допустим, я знаю, что дорога, по которой мы обычно идем в магазин, ровная, но за ночь ее перерыли или сняли крышку с люка. И если я командую «Мира, вперед», то она должна ослушаться и принять собственное решение, чтобы спасти наши жизни, — поясняет Юлия.
Фактически труд собаки-поводыря — ежедневный подвиг. Городское пространство бывает очень недружелюбным для человека. Где-то нужно перепрыгнуть, чтобы не упасть в лужу, где-то обойти ямы, если что-то перекопали. Для человека с нарушением зрением это всегда вызов, как и для его собаки.
И в аптеку, и в музей
Каждый день отличается от предыдущего: новые маршруты, непредвиденные изменения и постоянное обучение.
— Обычно, когда просят рассказать что-то смешное, привожу в пример случай с аптекой. Однажды мы с Мирой шли из ветклиники, и мне нужно было зайти купить для нее мазь. Я всегда, когда иду по маршруту, разговариваю с Мирой как с человеком. Рассказываю ей, куда мы идем, зачем, что там будем делать. И вот мы идем, и я ей говорю, что перед тем, как пойти домой, нам надо зайти в аптеку. Благо она рядом. До дома остается еще минут двадцать, как вдруг Мира сворачивает с маршрута и подходит к двери дома. Поднимаю глаза и вижу, я же слабовидящая, что мигает зеленый крест. Звоню мужу и говорю: «Кажется, наша собака научилась читать», — делится Юлия.
— А я всегда вспоминаю, как мы с одним из наших выпускников пошли в Государственный Исторический музей, — в свою очередь говорит Элина. — Это была первая экскурсия с полностью незрячим человеком и собакой-поводырем. Все страшно нервничали, мало ли что случится. И тут мы входим в зал, где на каждом шагу выставлены античные вазы в стеклянных куполах. Думаю: «Ну все, это будет первый и последний раз, когда нас сюда пустили, сейчас нас с позором выгонят». И тут вижу, как наш пес Леонард филигранно обходит все эти экспонаты и с легкость выводит своего владельца Руслана из зала. Когда мы вышли, Руслан говорит: «Какой хороший музей, как у них просторно». Когда я ему рассказала, через что они прошли, то он поначалу не поверил.
Фото Кирилла Синдеева
Не навреди
К сожалению, люди не всегда знают, как правильно вести себя при встрече с собакой-поводырем. Для начала нужно помнить, что перед вами не просто питомец, которого вывели на прогулку, а помощник, без которого незрячему или слабовидящему человеку сложно передвигаться. А потому поводыря ни в коем случае нельзя отвлекать. Не стоит пытаться его погладить, угостить чем-то вкусным или подозвать к себе. И хотя собаку тщательно обучают не реагировать на провокации, это живое существо, которое невозможно запрограммировать.
Отдельная просьба касается собаководов. Если на прогулке с домашним любимцем вы увидели «поводыря», не поленитесь и подзовите своего питомца, еще лучше пристегните его на поводок.
Если вы видите, что человек с белой тростью и собакой-поводырем находится в затруднительном положении и хотите помочь, напомните себе, что человек вас не видит.
— Во-первых, подходя к незрячему или слабовидящему человеку, нужно, чтобы он понял, что вы обращаетесь именно к нему, — советует Юлия. — Подходить лучше не со стороны собаки. Обычно в правой руке мы держим трость, вы можете коснуться свободной части руки и представиться. Затем обязательно спросите, нужна ли человеку помощь. Это очень важно, так как порой излишнее внимание только мешает. Если человек согласился, то можно продолжить общение и спросить, как правильно ему помочь. Потому что у людей с нарушением зрения бывают разные ограничения и степень адаптации в пространстве. Еще очень важно, после того как вы помогли человеку, попрощаться с ним, чтобы не оставить его в неловком положении, когда он продолжает с вами общаться, а вы уже ушли по своим делам.
И конечно, всегда помните, что согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» незрячий человек в сопровождении собаки-поводыря имеет право на беспрепятственный доступ к любым объектам социальной инфраструктуры.
— Собака в данном случае — средство реабилитации человека с инвалидностью по зрению. Фактически это то же самое, что и белая трость для слепого или инвалидное кресло для маломобильного человека. Собака имеет специальные документы, это паспорт собаки-проводника, который подтверждает ее статус и полученное образование. Внутри есть также информация о владельце. Если видите, что человека с собакой-поводырем куда-то не пускают, окажите ему поддержку, — отмечает Элина.
Автор: Ксения Позднякова