В столице проходит кросс-индустриальный проект «Комикс-погружение». Стартовавший по инициативе Агентства креативных индустрий, своей целью он ставит привлечение внимания к «рабочим» профессиям в области креативных индустрий. Упор сделан на три направления: издательское дело, мода и кино, где сегодня наблюдается нехватка таких важных бэкстейдж-профессий, как корректор, редактор, швея, технолог, художник по свету, специалист по спецэффектам, реквизитор, художник по костюмам, механик и т. д. Партнерами «Комикс-погружения» стали издательство АСТ, проект «ЮФ», Российская государственная библиотека для молодежи, федеральный социальный проект поддержки чтения «У страниц нет границ». Питчинг проектов пройдет на фестивале «Красная площадь».
IPQuorum пообщался с руководителем социальных проектов издательской группы «Эксмо-АСТ» Марией Невретдиновой.
— Как издательская группа «Эксмо-АСТ» вошла в этот проект?
— Первоначально в издательскую группу обратилось Агентство креативных индустрий с предложением издать книгу комиксов, которая станет итогом проекта «Комикс-погружение». Однако задача проекта в целом и выбранный способ решения резонировали с нашим собственным взглядом на проблему нехватки кадров в бэкстейдж-профессиях креативных индустрий.
В этом году мы присоединились к федеральной кампании поддержки чтения «У страниц нет границ» от Российского книжного союза. Мы убеждены, что нет такой проблемы, которую не под силу решить книге. Комиксы способны рассказать подросткам о том, что возможно построить карьеру в креативе, что в кино, издательствах, модной индустрии есть огромное количество востребованных профессий.
Кроме того, одна из ключевых задач любого издателя — открывать аудитории новых авторов. Несколько новых имен талантливых художников-комиксистов станут более узнаваемыми благодаря этому проекту. Для нас это стало весомым аргументом.
Фото предоставлено пресс-службой Эксмо-АСТ
— Почему сейчас именно комиксы так популярны? Что сделало возможным использовать их для популяризации рабочих профессий среди подростков?
— Комиксы — это кино, которое ты можешь смотреть в своем темпе, со своими интонациями. Это способ совместить и преумножить эффект от просмотра фильма и чтения книги. Многие говорят о клиповом мышлении молодой аудитории и о том, что комиксы как нельзя лучше отвечают потребностям нового поколения. Однако мне кажется, что чтение комиксов дарит уникальный род эмоционального опыта. Возраст и род занятий не играют большого значения. Этот язык вполне универсален.
— Как будет выстроена программа работы? Познакомьте с тьюторами и кураторами «комикс-погружения»?
— Будет неправильно назвать участников проекта новичками. Многие из них уже популярны в сети, кто-то работает на крупных анимационных студиях. Тем не менее первый месяц работы над историями, которые попадут в сборник, будет проходить при участии опытных сценаристов, издающихся художников-комиксистов и наставников. Среди них Валентин Поткин, Питерский Панк, Кориандр, Арина Кузнецова, Lay_lo, Посыпкина Ирина, Анастасия Бурдина, KoDa, и этот список пополняется.
— Что даст участникам образовательная часть?
— За год работы с художниками-комиксистами я поняла, что чаще всего это люди с очень богатой внутренней жизнью. Для них образовательная часть проекта — это возможность поработать совместно с классными сценаристами, нарративщиками и другими художниками-комиксистами. Атмосфера абсолютного принятия раскрывает новые возможности для творческого поиска. Круто быть в этом поиске неодиноким. Еще круче, когда твой бета-ридер — крупный эксперт. Еще круче, когда у тебя под рукой много таких экспертов и поддержка ребят, которые проходят через этот опыт вместе с тобой. Проект уже начал превращаться в живой коворкинг, это то, к чему лично я всегда стремлюсь.
Фото предоставлено пресс-службой АКИ
— Кто выступил партнерами со стороны предпринимателей?
— С самого начала проект поддерживают бренд Veter Sport, киностудия «Энтузиаст», киношкола «Студия 24» и Российский книжный союз — именно для поддержки таких проектов книжная отрасль и начала в этом году кампанию «У страниц нет границ».
На текущий момент пригласительная кампания только началась. Уверена, что к моменту выхода книги у нас будет длинный список партнеров.
— Участники рандомно получили направление, про которое будут рассказывать. А какое выбрали бы вы лично?
— Самое сильное притяжение и какие-то творческие импульсы я чувствую, когда думаю о швейном производстве и издательском деле. Но это не показатель. Не место делает историю интересной. Самые притягательные истории похожи на концентрированную и немного театрализованную жизнь. Идея привязать комикс к реально существующему производству креативной отрасли, контакт с инсайдерами, живые впечатления от посещения производств — все это дает очков аутентичности. Это дорогого стоит.
— Насколько важно рассказывать о не самых модных направлениях креативных профессий?
— Очень важно. Масса молодых людей хотят связать свою жизнь с творчеством, реализоваться в креативной сфере. Однако все еще жив миф, будто творческая профессия — это случайные заработки, отсутствие карьерной лестницы, мрачное будущее. Сегодня каждый бизнес имеет собственную креативную команду, креативные отрасли существуют и работают примерно в тех же парадигмах, что и IT. Им не хватает кадров. Отрасли чувствуют голод.
— Каких кадров не хватает издательствам и почему?
— Издательствам постоянно не хватает редакторов, дизайнеров, маркетологов, переводчиков, верстальщиков — под те же комиксы, между прочим.
— Какой результат должен получиться по итогам программы?
— Мы рассчитываем, как минимум, на успех книги, которая выйдет в декабре. Кроме того, уже на старте проекта мы закладываем возможности хорошего старта карьеры участников. Их истории будут показаны на питчингах для ряда киностудий, с их творчеством и с ними самими познакомятся издатели. И безусловно я убеждена, что российский креативный бизнес, о котором расскажут художники-комиксисты, станет привлекательнее для молодой аудитории настолько, что они станут рассматривать его как вполне реальную перспективу при выборе будущей профессии.
Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА