Издательское дело
18 September 2025
10 минут
Поделиться

Супергероика по-русски: как первое издательство комиксов в России оживило рынок

Супергероика по-русски: как первое издательство комиксов в России оживило рынок

Фото предоставлено пресс-службой BUBBLE

BUBBLE Comics — это не просто издательство, а настоящая империя российской комикс-культуры, которая за годы работы доказала, что отечественные супергерои могут быть не менее интересными, чем их зарубежные «коллеги». С момента основания компания создала целую вселенную оригинальных персонажей, которые завоевали сердца миллионов читателей по всей стране. Издательство самостоятельно занимается полным циклом производства контента — от разработки персонажей до их воплощения на экране — и успешно реализует проекты во всех медиаформатах, от печатных изданий до полнометражных фильмов.

Компания создала первую в России успешную франшизу оригинальных супергероев, став лидером рынка по продажам комиксов. Вышла экранизация комикса «Майор Гром». Также у BUBBLE работает офлайн-магазин. При создании контента издательство использует современные технологии печати, занимается кросс-платформенными проектами, развивает цифровые платформы и активно взаимодействует с аудиторией. Экосистема BUBBLE Comics объединяет талантливых авторов, художников, сценаристов и увлеченных поклонников. Главный редактор издательства Роман Котков рассказал в интервью IPQuorum, что объединяет персонажей их вселенной, как меняется отношение к комиксам у российской аудитории и с какими сложностями приходится сталкиваться в индустрии.

— Я знаю, что у основателя издательства Артема Габрелянова с детства была мечта создать свою вселенную российских супергероев. Что помогло воплотить ее в реальность и что стало стартовой точкой проекта BUBBLE?

— Да, была такая мечта, и она действительно осуществилась. В первую очередь, благодаря огромному трудолюбию, терпению и таланту людей, с которыми мы всё это начали и сделали. Стартовой точкой стало собрание команды, художников и сценаристов, которые создали первые четыре линейки издательства. Это «Бесобой», «Майор Гром», «Инок» и «Красная Фурия». Именно благодаря их большому труду, терпению и желанию творить всё получилось.

— Как удалось привлечь внимание аудитории к российским комиксам, показать, что они вполне успешно конкурируют с западными?

— Делать это всегда интересно и всегда непросто, потому что у большинства людей не заложено на подкорке желание читать комиксы. Как правило, они узнают о наших героях из других медиа. Например, огромное количество людей привлек к нашим комиксам фильм про майора Грома. Кто-то знакомится с персонажами через рекламу или книжную продукцию. Они видят персонажа и заинтересовываются, что такое российская супергероика, российские комиксы. И, кстати, многие из тех, кто заинтересовывается, даже не читали западных комиксов. Наши издания становятся для них первыми в этом жанре, которые они вообще берут в руки. И так люди часто остаются с нами, продолжают следить за историями, сюжетами, персонажами, «подсаживаются» и «подсаживают» друзей, знакомых, потому что контент действительно качественный и интересный.

— Насколько в принципе комиксы востребованы сегодня в России? И как меняется ситуация с момента основания издательства?

— С каждым днем комиксы в России становятся все более востребованными. Подрастает новая аудитория. По сравнению с тем, когда мы открывали издательство в 2012 году, ситуация сильно изменилась. Тогда мы были единственными, первопроходцами, которые делали комикс-серии. Сейчас уже есть и другие издательства, огромное количество переведенных комиксов, набирает обороты популярности манга, которая уже конкурирует с комиксами по популярности. Радостно, что рынок сильно вырос, и этот процесс продолжается. 

Фото предоставлено пресс-службой BUBBLE

— С какими сложностями вам приходилось сталкиваться за годы развития компании?

— Безусловно, мы сталкивались с большим количеством сложностей и со стереотипами, что комиксы — это для детей, для тех, кто не хочет читать, для тех, кто не хочет читать «нормальные» книги, но тем не менее в какой-то момент люди стали все больше понимать, что комиксы — это сочетание потрясающего нарратива и визуального искусства в рисунке, которые дополняют друг друга. То есть они вместе создают совершенно новое искусство. Поэтому со всеми этими стереотипами мы боремся качественным контентом и историями. А преодолевать сложности всегда помогали большие цели впереди, понимание, для чего нужно их преодолевать.

— В чем главные сложности работы в индустрии комиксов? И какие специалисты в ней наиболее востребованы сегодня?

— Индустрия комиксов — это большой механизм, в котором каждый винтик очень важен и не должен давать сбой. Тогда финальный комикс вовремя попадет на прилавки. Над созданием комиксов трудится и сценарист, и художник, и колорист, и верстальщик, и редактор, и дизайнер, и еще огромное количество людей. Все специалисты востребованы. Хороших художников, сценаристов достаточно много, а вот профессиональных редакторов, дизайнеров и верстальщиков комиксов нужно еще поискать.

— Кто они — ваши читатели? С какой аудиторией вы ведете диалог?

— Наши читатели — это в первую очередь молодые, увлеченные, горячие и активные люди. Мы ведем диалог с читателями от 12 лет. Самое главное, чтобы они были готовы испытывать эмоции и отдавать их обратно. С такими людьми мы находим общий язык. С теми, кто любит яркие, красивые, эмоциональные истории, персонажей, крутые дизайны, художественные решения. Вот это наша аудитория — молодая, готовая ко всему, но при этом и люди в возрасте нас читают. Мы сами уже в возрасте, но мы любим то, что делаем, и с удовольствием сами потребляем такой контент. И конечно, всегда есть часть аудитории, которую хочется увлечь, заинтересовать. Как говорит наш художник Андрей Леонидович Васин, «вот когда нас будут читать кондукторы и сантехники, тогда мы победим». Есть, например, более возрастная аудитория, которую хочется привлечь, аудитория геймеров, сериалов на НТВ, с которой тоже хочется поговорить и показать, какие качественные истории мы делаем. Надеюсь, это тоже будет получаться со временем.

— Что вдохновляет вас на создание героев и историй? И есть ли какие-то референсы?

— Это какие-то личные переживания, опыт, эмоции и, безусловно, то, что мы потребляем из восточной, западной культуры. Мне кажется, это очень важно, потому что и сценарист, и художник препарируют свой опыт и, пропуская его через себя, уже создают что-то новое. То есть здесь нет какого-то конкретного референса, какой-то одной определенной книги или комикса, который нас вдохновил. Вся база, которая у тебя есть, все, что ты когда-то пропустил через себя, в дальнейшем находит отражение в твоих историях. 

— Есть ли что-то, что объединяет персонажей вашей вселенной?

— Во-первых, то, что они живут в одном мире, похожем на наш, существуют в рамках единой вселенной, где могут встретиться, пересечься. И бывают такие кроссоверы, в которых они встречаются все вместе, сражаются против какого-то единого зла. Еще их, наверное, объединяют жизненные, понятные, драматичные истории. То есть наши герои — это в первую очередь люди, а не какие-то сверхсущества. Они испытывают чувства, страдают, переживают, и каждый из них проходит через большое количество испытаний, которые мы для них создаем. Можно образно сказать, что их объединяет «стекло», то есть нечто болезненное.

— Существует ли у вас какой-то канон: развития персонажей, сюжетов, или вы абсолютно свободны в своих проявлениях?

— Все события, которые происходят в нашей вселенной, развиваются в едином каноне, в единой канве. Если какое-то событие случилось — значит, оно становится каноничным для персонажа и всех остальных героев. Если какая-то героиня, например Юля Пчелкина, умерла в истории майора Грома, то, когда вдруг мы выпускаем про нее какие-то новые комиксы, это предыстория, она потом не оживает. За редким исключением мы не переписываем каноны, не вмешиваемся в них. Все, что случается, остается неизменным. При этом в комиксах, конечно, мы сами творим свою реальность, и это дает нам достаточное количество свободы.

Фото предоставлено пресс-службой BUBBLE

— Какие новые персонажи родились во вселенной BUBBLE за последний год?

— За последнее время в нашей вселенной родились целых три новые серии. Мы называем их «BUBBLE будущее». Это серия «Мрак» 18+ про мрачных мстителей из Екатеринбурга, которые борются с ужасным сектантским злом и спасают тех, от кого отреклась сама жизнь. Такая мрачная, готическая, рокерская история. Есть противоположность. Это «Рысь» — про девушку, школьницу из Новосибирска, которая обрела тотем, в котором был дух божества рыси. Она получила волшебный костюм способности и теперь, как рысь, защищает родной город. И есть серия «Читеры». Её события происходят в Москве про персонажей, которые после отключения электричества получили невероятные видеоигровые суперспособности. У каждого героя свои уникальные способности, каждый использует их по-разному. Тоже достаточно интересная и динамичная серия. 

— В какой момент и почему захотелось выйти за рамки издательства и также открыть кинокомпанию BUBBLE Studios?

— Это произошло в тот момент, когда мы поняли, что никто, наверное, лучше нас самих не разбирается в том, как мы хотим адаптировать наших собственных персонажей в киноформате. Поэтому создатель BUBBLE Артем Габрелянов сам открыл BUBBLE Studios и сам написал первый фильм про майора Грома. Нам показалось, что нашим героям стало тесно в рамках одного медиа — комикса, и пора охватывать другие направления. Мы готовы и к видеоиграм, и к настольным играм, и к игрушкам. Мне кажется, наши герои могут существовать везде и в самых разных формах.

— Расскажите, пожалуйста, о коллаборациях с брендами и о предоставлении прав на выпуск продукции с вашими персонажами. Как развивается это направление вашей деятельности? 

— В последнее время мы активно развиваем лицензионное направление, коллаборации с разными брендами. Чего мы только не делали. Во-первых, и мы сами, издательство BUBBLE, сотрудничали с огромным количеством брендов, и со «Смешариками», и со многими другими, делали комиксы по их вселенным. Даже про Данилу Багрова из «Брата» сделали комикс, и эти комиксы получились достаточно удачными. А обратная сторона — когда кто-то делает коллаборации с нами. Например, создали фигурки наших персонажей для сети ресторанов быстрого питания, огромное количество всего. Мы очень рады, что по нам делают и парфюмы, и канцелярскую продукцию, и сумки, и одежду. Это тоже помогает знакомить с нашими персонажами новую аудиторию.

— Насколько издателям и художникам нужно разбираться в вопросах интеллектуальной собственности?  Как у вас обстоят с этим дела? 

— Я считаю, в этих вопросах нужно хотя бы немного разбираться всем специалистам в нашей индустрии, хотя, конечно, в издательстве есть профессиональный юридический отдел, который плотно работает с нашим контентом, знает, что можно делать, а что нельзя. Мы, безусловно, и защищаем свои права, и уважаем чужие, не хотим, чтобы наши права нарушались, и используем объекты, созданные другими авторами, исключительно в официальных коллаборациях. За этим мы следим очень пристально.

— Несколько лет назад вы делали совместно с благотворительным фондом курс для молодых специалистов по искусству создания комиксов «Российскому комиксу — быть!». Продолжаете ли вы сейчас заниматься подобными социальными проектами?

— Сейчас мы сотрудничаем с университетом «Синергия», с факультетом комикса, где курируем программу факультета. Несколько наших специалистов читают лекции, и мы приглашаем молодых абитуриентов и студентов к себе в издательство. Поэтому да, мы иногда занимаемся образовательными проектами, иногда выступаем на различных фестивалях с лекциями, мастер-классами, объехали энное количество городов и даже стран, чтобы рассказать людям о BUBBLE и поделиться мастерством создания комиксов. 

— Какие у вас взаимоотношения с ИИ, используете ли вы его в работе? Насколько его внедрение изменило креативные индустрии? 

—  Мы не используем искусственный интеллект в работе и считаем, что в нашей индустрии это во многом неуместно, потому что в ней ценится именно человеческий вклад, живые эмоции, которые создатель вносит в свое произведение. И, на мой взгляд, искусственный интеллект может упростить какие-то вещи вроде работы с референсами или донесения идей, то есть питча, но он не должен использоваться в создании самой финальной работы. Мне кажется, это очевидно любому, кто ценит истинное визуальное искусство.

— Есть ли мегамечта, которую вам бы хотелось воплотить? 

— Чтобы наши герои стали известны и популярны во всем мире, чтобы у них были коллаборации с героями других известных издательств. Например, было бы классно, если бы вышел комикс «Бэтмен и Бесобой». Чтобы про нас снимали мультсериалы и мы пересекались с огромным количеством крутых авторов, с которыми можно было бы работать и привлекать их к нашим историям. Чтобы больше людей узнавали про наше творчество, признавали его и уважали.

 

Автор Наталья МАЛАХОВА 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Издательское дело
18 April 2025

Вместе тесно, а врозь скучно: могут ли договориться право и ИИ?

Издательское дело
08 April 2025

Влада Ольховская: «Писатель, как никто другой, знает, что такое «бить словами»

Издательское дело
21 October 2024

Екатерина Писарева: «Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят»

Издательское дело
28 May 2024

Николай Ободников: «Убийцей может оказаться даже виртуальный образ умершего человека»

Издательское дело
29 March 2024

Матильда Старр: «Хотелось бы уметь останавливать время»

Издательское дело
08 February 2024

Искусственный интеллект в книжной отрасли: заменит ли он чтецов?

Издательское дело
01 December 2023

Технология блокчейн позволит объединить интересы издателей и библиотек

Издательское дело
28 November 2023

Лена Обухова: «Мне не интересен чистый хоррор»

Издательское дело
23 November 2023

Елена Бейлина: «Сегодня редактор превратился в продюсера литературных проектов»

Издательское дело
11 October 2023

Форма и содержание: как превратить книгу в арт-объект

Издательское дело
07 September 2023

Андрей Поляков: «Спрос на ужасы стабилен как в литературе, так и в кинематографе»

Издательское дело
30 May 2023

Мария Невретдинова: «Идея привязать комикс к реально существующему производству креативной отрасли — дорогого стоит»

Издательское дело
30 April 2023

Дмитрий Чинов: «Девиз издательства “Alpaca” — выпускать только то, что мы сами хотим прочитать»

Издательское дело
20 April 2023

Мария Закрученко: «Дети любят, когда истории не заканчиваются» 

Издательское дело
18 April 2023

Виктория Гендлина: «В России очень благодатная почва для открытия новых авторов и книг»

Издательское дело
11 April 2023

Юлия Симонова: «Автор отвечает за душу книги, а дизайнер — за ее плоть»

Издательское дело
10 January 2023

Навигатор с хвостом: как собаки-поводыри облегчают жизнь людям с нарушением зрения

Издательское дело
15 December 2022

Искусство издавать книги

Издательское дело
30 November 2022

Ведущие представители издательского дела расскажут все о столичном книжном бизнесе на non/fictio№24

Издательское дело
22 November 2022

Евгения Ханоянц: «Такие ярмарки, как non/fiction, дают возможность небольшим издательствам встать в один ряд с гигантами индустрии»