Николай Ободников выиграл одну из главных номинаций премии «Электронная буква» за мистический триллер «Сирены Амая». В интервью автор рассказал о том, что согревает душу писателя, детективных заповедях, а также о том, что нужно, чтобы прозвучать как можно громче.
— Ваш роман «Сирены Амая» получил премию «Книга года» в литературной премии «Электронная буква». Какие ожидания от этого произведения были у вас до победы?
— Ожидание вообще сложная вещь. Три с половиной месяца работы над книгой напоминали мне один бесконечный поход на рудники. Я кашлял, ругался и продолжал трудиться — без выходных и даже без перерывов на чашечку глинтвейна в новогодние праздники. Моих внутренних ресурсов было затрачено так много, что в итоге всё свелось к абсолютно жизненному вопросу: а усердие вообще бывает вознаграждено? Как оказалось, бывает. Спасибо за это группе компаний «ЛитРес», которая ежегодно проводит «Электронную букву» — крупнейшую премию в области электронных и аудиокниг. Она помогает талантливым писателям заявить о своем таланте на широкую аудиторию. Также спасибо издательству «Эксмо», выпустившему «Сирены Амая» на бумаге.
— Что, как вам кажется, делает вашу книгу особенной?
— Ее псевдодокументальность. Мне постоянно казалось, что истории не хватает достоверности. Остров, жертвы? Да кто вообще поверит в подобное сюжетное клише — настолько избитое, что оно уже практически не дышит? Потом я вспомнил «Кэрри», чей текст буквально кишел всякими выдержками. Так пришел к ключевой особенности «Сирен Амая» — псевдодокументальным вставкам. Они получились настолько правдоподобными, что многие шерстили карты в поисках острова. Это обстоятельство особенно греет душу.
— В романе присутствуют описания культа и обычаев, которые царят на острове. Опирались ли вы на антропологические/фольклорные исследования при создании этого локуса?
— По большей части культ и обычаи «Детей Амая» — плод моего воображения. Однако материалов, чтобы это самое воображение подстегнуть, всё равно имелось в избытке. Особое внимание уделил эктродактилии — единственному дефекту несчастных «сирен» (за них я, кстати, болел всем сердцем). Остальные материалы, доложу вам, также способны нагнать мурашек.
—Какие советы вы бы дали начинающим писателям, желающим заявить о себе в жанре триллеров и детективов?
— Начинающим и не только писателям советую обратить внимание на Литрес Самиздат. Там можно издаваться самостоятельно и, главное, бесплатно. Платформа для digital-авторов регулярно проводит интересные конкурсы, предлагает качественное продвижение книг, позволяет хорошо зарабатывать и расширять аудиторию поклонников вашего творчества.
Если хотите прозвучать громко — возьмите свою самую сумасшедшую идею и преподнесите ее так, чтобы читатель поверил, будто это произошло на соседней улице. Пусть персонажи и мир будут настолько реальны, насколько позволяет замысел. Посмотрите методики расследования ритуальных убийств, учебные пособия по вскрытию трупов, основы токсикологии, признаки утопления, комплектацию криминалистического чемоданчика и многое другое. Словом, загляните в головы всем специалистам, каких только сумеете вообразить. Влезьте в шкуру антагониста и подшейте ее себе по размеру. Забудьте про милосердие.
Наконец, расследуйте событие и путайтесь под ногами у хороших парней изо всех сил.
— Что для вас как для писателя является главным показателем успеха?
— Отклики. Как по мне, успех — это когда говорят: «О боже, это было невероятно! А что еще есть у этого парня?» Полагаю, каждый автор ожидает подобного. Не просто славы и денег, а заслуженного признания. Именно заслуженного. И я в этих рядах: работаю не покладая рук, чтобы однажды кто-нибудь, потрясенный до глубины души, со сверкающими глазами, подошел ко мне и признался в любви.
— Какие изменения и тенденции вы наблюдаете в жанре детективов за последние годы?
— Можно обратиться к так называемым детективным заповедям Р. Нокса и правилам С. С. Ван Дайна. Главное, не принимать всерьез пятое правило «заповедей» Нокса. Эти постулаты позволяют наглядно отследить эволюцию детективов. Разумеется, развитие детектива как жанра в первую очередь обусловлено развитием технологий. Появляются новые инструменты — как для совершения преступлений, так и для их раскрытия. В нынешнее время убийцей может оказаться даже виртуальный образ умершего человека. Вдобавок идет постоянное скрещивание жанров. Но это не так страшно. Как по мне, главное, чтобы логика расследования оставалась на месте.
— Какие проекты или идеи у вас на данный момент находятся в разработке?
— Не так давно я закончил триллер/хоррор под названием «Ад находится у океана». Прочитать его можно на ЛитРес. А в марте этого года побывал в Доме творчества в Переделкино, где в рамках индивидуальной резиденции приступил к работе над следующим романом. Это история невероятного катаклизма, охватившего планету. Согласно задумке, книга будет иметь элементы триллера, хоррора и научной фантастики. Литературные ориентиры — «Мозг Донована» (К. Сиодмак), мифология Лавкрафта и «Противостояние» (С. Кинг). Параллельно я занят в экспериментальном проекте, посвященном всадникам Апокалипсиса. Там задействовано много классных ребят — и все поголовно звездочки ЛитРес.
Фото пресс-службы ЛитРес
— Как вы относитесь к идее адаптации ваших произведений в кино?
— Положительно. Главное, чтобы режиссер был достаточно бесстрашным и изобретательным. Если бы существовал такой бар, в котором режиссеров можно было смешивать в коктейлях, я бы попросил полбокала Ларса фон Триера и по четвертинке Линча и Финчера. Возможно, добавил немного стружки из Тима Бёртона. Не знаю, какой бы у этого получился вкус (возможно, как у смеси переперченного томатного сока и керосина), но назывался бы такой коктейль «Добро пожаловать на остров». Как говорится, приглашаю.
Автор Александра ЗАЯЦ