Издательское дело
28 ноября 2023
7 минут
Поделиться

Лена Обухова: «Мне не интересен чистый хоррор»

Лена Обухова: «Мне не интересен чистый хоррор»

Фото Лены Обуховой предоставлено Литрес

Лена Обухова – российская писательница, digital-автор «Литрес Самиздат»,  автор мистических детективов, также публиковавшаяся под псевдонимом Лена Летняя. Под этим именем сперва выходили книги в жанрах романтического и детективного фэнтези. Карьеру Лена начала с написания фанфиков, после которых решилась создать собственную литературную вселенную «Нормальное аномальное». Сейчас книги Лены Обуховой любят поклонники мистики, фэнтези и детективов. 

— Когда вы начали писать и как к вам пришло понимание, что готовы представить свои произведения на суд читателей? 

Я начала писать лет в одиннадцать или двенадцать, с тех пор это увлечение со мной. Читатели появлялись постепенно. Сначала это было несколько одноклассниц, потом читатели одного не самого посещаемого сайта в интернете, где я публиковала первые фанфики. Я как-то не особо задумывалась в то время о читательском суде, мне просто хотелось делиться своими мыслями. И они находили отклик. Это вселяло уверенность и помогало не бояться выходить на все более и более широкую аудиторию.

– Как решились опубликовать свой первый роман самостоятельно и почему? 

В какой-то момент в мире фанфикшена стало тесно, и мы с соавтором одним прекрасным вечером решили, что пора создать собственный мир, своих героев. Это, кстати, произошло почти 10 лет назад, в конце ноября 2013 года. А 30 марта 2014-го первый роман серии «Нормальное аномальное» уже появился в книжном сервисе. Мы были не готовы ждать, когда нам ответят из традиционных издательств, поэтому нашли самый быстрый и короткий путь к потенциальным читателям – произведение в цифровом формате. Я бы сказала, что мы на это не решались. Мы просто взяли  и сделали. Сомнений не было. Страха тоже. 

– Каким вам видится портрет вашего читателя?

Единого портрета нет, мои книги читают и слушают мужчины и женщины от 13 до 80 лет – это тот диапазон, который мне известен. У всех разное образование, профессии, хобби, интересы, семейное положение. Я работаю в нескольких жанрах, сочетаю их, меняя пропорции, поэтому практически любой человек может найти в моих романах что-то интересное для себя. 

– Предпринимали ли вы какие-либо шаги, чтобы расширить свою аудиторию? 

Конечно. Сначала мы просто искали хоть какую-то аудиторию. Когда попадаешь из песочницы фанфикшена во взрослый мир оригинальных произведений, понимаешь, насколько сложно быть замеченным. Поэтому мы искали варианты: сделали группу в ВК, сделали сайт, проводили какие-то розыгрыши, размещали рекламу, экспериментировали с площадками. Найти читателей оказалось гораздо сложнее, чем написать и разместить роман. 

– Читают ли ваши книги за рубежом? Если да, то в каких странах и с чем вы связываете их интерес?

Мои произведения не переводились на иностранные языки и не выходили за границей, но русскоязычные читатели и слушатели в других странах конечно же есть, ведь цифровыми книгами можно наслаждаться где угодно. Но полагаю, что интерес заграничной аудитории ничем не отличается от запросов российской.  Найти своего неповторимого читателя и слушателя в мире цифровых книг достаточно сложно, мне и другим авторам в этом здорово помогают инструменты продвижения, которые доступны в «Литрес Самиздат». 

– Имеет ли влияние аудитория на ваше творчество? Может ли вас остановить от каких-либо экспериментов потенциальное неприятие их вашими читателями? 

Когда у тебя есть аудитория, ты, конечно, так или иначе думаешь о ней и ее ожиданиях, но в творческом плане меня это не ограничивает. Скорее, направляет: у меня всегда много задумок и идей, и физически невозможно воплотить все, поэтому обычно я отдаю предпочтение тому, что будет интересно в том числе и моей аудитории, а не только мне. 

Но когда я решила попробовать себя в жанре романтического фэнтези, имея некоторую аудиторию в жанре мистического детектива, приняла решение взять псевдоним. 

– Почему выбрали псевдоним Лена Летняя? 

Был неудачный опыт публикации романа в этом жанре под собственным именем. И мне было непонятно, что стало причиной: действительно плохой роман или плохие первые отзывы тех, кто ждал продолжения уже начатой серии в жанре мистического детектива. Поэтому для второй попытки я решила начать с чистого листа, так сказать. Псевдоним был выбран практически случайным образом: публиковаться я начала летом, такого рода псевдонимы были популярны на той площадке, и мне нравилось, как это звучит. 

– Что подтолкнуло вас к этому жанру? 

Сложно сказать. Не скажу, что сам жанр меня увлекает как читателя. Но одно время я была очень увлечена миром Гарри Поттера, написала немало фанфиков по нему. Вот из них, пожалуй, и вырос мой ромфант.  

– Не обидно, что его считают исключительно женским жанром? 

Во-первых, почему это должно быть обидно? Во-вторых, мои фэнтези-романы читают и мужчины. 

– Сейчас практически любой может оставить отзыв о книге. Как реагируете на комментарии? Сложно ли вам воспринимать критику? Как реагируете на хейт, если он есть? 

Было время, когда очень расстраивалась из-за негатива, сейчас отношусь довольно равнодушно. Критику воспринимаю только от профессиональных редакторов, во всех остальных случаях это частное мнение, с которым я чаще всего не согласна. На хейт я принципиально не реагирую, наверное, поэтому его практически нет. Если троллей не кормить, ты им неинтересен.

– Общаетесь ли вы со своими читателями через соцсети или в комментариях? 

У меня есть группы в ВК, там мы обычно и общаемся. Я публикую свои планы, новости, анонсы. Все желающие комментируют, задают вопросы, делятся своим мнением.

Фото Лены Обуховой предоставлено Литрес

– В вашем творчестве интересно переплетены жанры хоррора, мистики, детектива и романтического фэнтези. Интересно ли было бы вам построить произведение с бОльшими элементами хоррора и мистики? 

— Я все время меняю пропорции жанров в своих историях. У меня есть реалистичные истории, в которых мистика — только антураж и ложный след, а есть те, где происходящее настолько далеко от реальности, что довольно долго вообще ничего непонятно. Есть очень страшные истории, есть кровавые, а есть скорее загадочные, чем ужасные. И я сама никогда не знаю, какая придет в голову следующей, куда меня качнет в «настройках» по шкалам «хоррор» и «мистика». Точно могу сказать, что мне не интересен чистый хоррор. А если брать шкалу с мистикой, то с профессиональной точки зрения мне было бы интереснее написать историю совсем без мистики, может быть, даже без намеков на нее, потому что такого я еще не делала.  

– Думали ли вы о развитии вашего творчества в смежные отрасли: кино, игры, арт? 

– У меня было когда-то желание попробовать себя в профессии сценариста, но оно быстро прошло. А так я, как и многие коллеги, конечно, хотела бы увидеть воплощение своих историй на большом экране. И искренне верю, что рано или поздно так и будет.

– Если бы был шанс экранизировать ваш роман, какой бы вы порекомендовали и почему?

– Если один роман, то «Невеста Смерти». Там красивый готический антураж. Это фэнтези, но не очень затратное по спецэффектам, локациям и декорациям. В сюжете фигурируют семейные тайны, интриги, детективная линия, красивая любовная история, развитие героев. Там очень много эмоций, событий и мыслей. Это один из лучших моих романов и один из самых популярных. В нем соединились все мои жанры-фавориты — и фэнтези, и мистика, и детектив, и романтика, и даже хоррор. И там есть два продолжения на случай громкого успеха экранизации.

– В ваших романах есть свой «сеттинг». Не думали ли вы предложить гейм-студиям взять его за основу для будущих игр? 

– Честно говоря, я бесконечно далека от мира игр, поэтому нет, это никогда не приходило мне в голову. Но учитывая интерес людей к видеоиграм, почему бы и нет. Уверена, когда твое творчество вдохновляет других людей на создание чего-то другого, это – новый этап в жизни каждого писателя.

– Расскажите о ваших планах на ближайший год.

– В ближайший год я планирую работать над серией романов «Городские легенды 2: Медвежье озеро», которую опубликую в «Литрес Самиздат». Это продолжение серии «Городские легенды» о мистических событиях в вымышленном подмосковном городе Шелково. События происходят спустя четыре года и в центре оказываются как главные герои первой части, так и новые персонажи. Как и раньше, им предстоит и расследовать реальные преступления, и разбираться в сверхъестественных событиях. А главное — вовремя понять, кто за всем этим стоит. Сейчас я работаю над вторым романом в серии, а впереди еще три или четыре — ближе к концу будет понятно.

Где-то между этими историями планирую написать еще один роман из фэнтези-цикла «Академии Содружества». Как и в «Невесте Смерти», в этих романах соединились жанры романтического фэнтези, мистики и хоррора, детективные линии тоже присутствуют.

 

 

Автор Ксения ПОЗДНЯКОВА
 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Издательское дело
21 октября 2024

Екатерина Писарева: «Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят»

Издательское дело
28 мая 2024

Николай Ободников: «Убийцей может оказаться даже виртуальный образ умершего человека»

Издательское дело
29 марта 2024

Матильда Старр: «Хотелось бы уметь останавливать время»

Издательское дело
08 февраля 2024

Искусственный интеллект в книжной отрасли: заменит ли он чтецов?

Издательское дело
01 декабря 2023

Технология блокчейн позволит объединить интересы издателей и библиотек

Издательское дело
23 ноября 2023

Елена Бейлина: «Сегодня редактор превратился в продюсера литературных проектов»

Издательское дело
11 октября 2023

Форма и содержание: как превратить книгу в арт-объект

Издательское дело
07 сентября 2023

Андрей Поляков: «Спрос на ужасы стабилен как в литературе, так и в кинематографе»

Издательское дело
30 мая 2023

Мария Невретдинова: «Идея привязать комикс к реально существующему производству креативной отрасли — дорогого стоит»

Издательское дело
30 апреля 2023

Дмитрий Чинов: «Девиз издательства “Alpaca” — выпускать только то, что мы сами хотим прочитать»

Издательское дело
20 апреля 2023

Мария Закрученко: «Дети любят, когда истории не заканчиваются» 

Издательское дело
18 апреля 2023

Виктория Гендлина: «В России очень благодатная почва для открытия новых авторов и книг»

Издательское дело
11 апреля 2023

Юлия Симонова: «Автор отвечает за душу книги, а дизайнер — за ее плоть»

Издательское дело
10 января 2023

Навигатор с хвостом: как собаки-поводыри облегчают жизнь людям с нарушением зрения

Издательское дело
15 декабря 2022

Искусство издавать книги

Издательское дело
30 ноября 2022

Ведущие представители издательского дела расскажут все о столичном книжном бизнесе на non/fictio№24

Издательское дело
22 ноября 2022

Евгения Ханоянц: «Такие ярмарки, как non/fiction, дают возможность небольшим издательствам встать в один ряд с гигантами индустрии»

Издательское дело
10 ноября 2022

18 московских издательств смогут бесплатно представить свою продукцию на non/fictio№24

Издательское дело
18 октября 2022

Чуете, чем пахнет: привлекаем читателей с помощью запаха

Издательское дело
13 октября 2022

Московские издательства получат возможность бесплатно представить книги на non/fiction в секции Created in Moscow