Издательское дело
29 марта 2024
11 минут
Поделиться

Матильда Старр: «Хотелось бы уметь останавливать время»

Матильда Старр: «Хотелось бы уметь останавливать время»

Фото предоставлено Литрес

По итогам 2023 года Матильда Старр вошла в рейтинг самых популярных писателей по количеству проданных экземпляров цифровых книг. IPQuorum пообщался с писательницей о том, как начиналась ее карьера, возможностях продвижения и для чего люди читают любовные романы.

— Как появилась писательница Матильда Старр? Как вы, журналист и копирайтер, поняли, что готовы написать книгу?

— О, это очень романтическая история. Я тогда получала высшее образование. Гораздо позже, чем все нормальные люди, лет мне было что-то около 35. И так вышло, что при виде одного из преподавателей сердечко ёкнуло.

Вообще троп «преподаватель-студентка» очень популярен в любовных романах, но в жизни он работает гораздо хуже. Потому что там преподаватель, тут студентка — и точек пересечения у них не так уж много. Ну и что делать, строить глазки на экзамене? Это не слишком адекватно.

Даже в книгах приходится выкручиваться, запирать этих несчастных в каком-нибудь замкнутом и не слишком просторном пространстве, обрушивать на них внезапную общую тайну... В общем, автору приходится пораскинуть мозгами, чтобы ни один из участников истории не выглядел в этой ситуации плохо.

И тогда мне пришел в голову гениальный план: 1) написать книгу фэнтези, 2) издать книгу фэнтези, 3) прийти к нему за рецензией. В целом сам факт, что именно это показалось мне самым простым способом, наверное, уже много обо мне говорит. В результате, конечно, ничего не вышло, на написание моей первой книги ушло года три, а о преподавателе я и думать забыла через пару месяцев. Так что смысла идти за рецензией уже не было. Зато остальные пункты реализовались на славу. Первая же моя книга (это было детское фэнтези «Пешком по облакам») заняла второе место в литературном конкурсе «Новая сказка» и была издана в «Аквилегии-М». Самое же создание этой книги видится мне просто идеальной романтической историей. С любовной линией там, конечно, сложно: герои так ни разу толком и не поговорили, а один из них вообще не догадывался, что участвует в какой-то там романтической истории. Зато польза несомненная.

Сейчас за моими плечами уже более сотни опубликованных книг. Публикую свои произведения на Литрес в качестве digital-автора и каждый день получаю невероятно теплый отклик от читателей и слушателей.

— Как вы считаете, современный автор может зарабатывать хорошие деньги?

Конечно, почему нет. Разумеется, «хорошие деньги» для каждого свои. Но в любом случае в наше время можно зарабатывать на писательском труде, не дожидаясь, пока издательства, рецензенты, критики признают, что ты молодец и «право имеешь». Сейчас можно издаваться самостоятельно, например через сервис  Литрес Самиздат, как это делаю я, и сразу выйти на большую аудиторию. В моем случае получилось очень успешное сотрудничество.

— Почему выбрали два столь противоположных жанра — любовный роман и детскую литературу?

— Я бы не назвала их противоположными. Просто разные. И если детскую литературу я действительно выбрала, то любовный роман не выбирала. Это было что-то среднее между шуткой и экспериментом. Написала короткий эротический рассказ, не слишком заморачиваясь с псевдонимом, и понеслось. «Автор жжош!», «Пеши исчо». Вдруг обнаружилось, что это очень приятно — когда тебя читают, да еще и хвалят. Стала писать еще, а потом еще. И, собственно, пишу до сих пор.

— Какой из них вам ближе?

— Возможно, это прозвучит странно, но от смены жанра и целевой аудитории для меня не очень многое поменялось в самом процессе написания. Прежде чем стать Матильдой, я написала довольно много детских книг, и мой собственный процесс обучения прошел именно на них.

Для детей писать трудно. В детских книгах ты мало что можешь позволить, и я сейчас говорю не про сцены 18+. Ты не можешь позволить себе морализаторство, дети очень чувствуют фальшь. Хочешь донести какую-то идею — ни в коем случае не навязывай ее, а постарайся и сделай так, чтобы маленькому читателю эта идея показалась собственной. То есть чтобы он сам сделал вывод. Другое не работает, более того, смотрится очень плохо.

Ты не можешь себе позволить долгих рассуждений, описаний. Если на протяжении одного абзаца ничего не происходит — ты потерял читателя. Ему стало скучно, и он отложил книгу.

Ты не можешь себе позволить слишком сложные словесные конструкции, даже если очень хочется. Но однообразно короткие тоже не можешь. Чтобы текст был читаемым, он должен течь плавно. В нем должен быть внутренний ритм. И это тоже нужно контролировать. Если уж сбиваешь ритм повествования, надо понимать, зачем. И почему именно здесь. И как именно его сбивать. Когда я стала писать для взрослых, уже набила руку и продолжила писать так же. Просто о другом. То есть с технической точки зрения мало что изменилось. Да, откровенно говоря, и по содержанию тоже. Даже книги в жанре любовного романа я все равно разбавляю приключениями, детективной линией, нелепыми ситуациями с претензией на юмор. Иногда так хорошо разбавляю, что любовную линию там попробуй еще отыщи.

Фото предоставлено Литрес

— Когда вы осознали, что являетесь очень популярной писательницей, топовым digital-автором книжного сервиса Литрес, что почувствовали? Чем объясняете свою популярность?

— А не было такого, что я в один момент поняла, что популярна. Может, до сих пор и не осознала. И как любой «достигатор» просто считаю, что все это, конечно, хорошо, но мало. Всегда есть чего добиваться. Нужно еще вот то, то и то. Надо больше работать. Однако мне, безусловно, приятно, что мои произведения нравятся пользователям Литрес.

— «Идеальная формула — иметь стабильные отношения без всех этих эмоциональных качелей, а адреналин добывать именно на страницах романов», — говорите вы. А могут ли такие отношения «без качелей» стать сюжетом для романа?

— То есть вы предлагаете взять для сюжета книги двух ментально здоровых и зрелых людей, которые встретили, полюбили друг друга, поддерживали и строили здоровые отношения? Интересная мысль. Написать-то можно, а вот чтобы это читали, придется постараться. Ну, или засыпать этих бедняжек таким количеством внешних препятствий, чтобы их хватило до конца книги. И все равно я не уверена, что такая книга станет популярной. Все-таки любовные романы читают, чтобы безопасно прожить какие-то свои собственные боли. Эмоции зрелого, не травмированного человека вряд ли тут чем-то могут помочь.

Если кому-то удастся создать нечто подобное, да еще так, чтобы это было интересно читать, чтобы держать читателя в напряжении до последней строчки, дайте мне знать. Мне будет интересно посмотреть, как автор с этим справился.

— Почему для многих любовь ассоциируется именно со страданиями?

— Скажем честно: любовь в принципе мероприятие сомнительное. И добровольно в эту штуку никто бы не ввязался. Только представьте: живет себе нормальный человек, тешит себя иллюзией, что в целом знает, кто он такой и на что способен. И тут вдруг — искра, буря, безумие! Организм устраивает тебе Великую гормональную революцию — и ты уже не тот человек, которым привык себя считать. То плачешь на пустом месте, то счастлив непонятно с чего. А главное, теперь вообще ничего не понимаешь ни о себе, ни о мире, ни о том, как жить эту жизнь. И ладно бы ты попал в эту передрягу один. Но нет, на другом конце провода еще один такой же — сумасшедший и недоумевающий. Представили? А теперь давайте из всего этого безобразия стройте отношения! Посмотрим, что у вас получится.

— Идеальное свидание и признание в любви, по мнению автора любовного романа, оно какое?

— По мнению автора любовного романа, идеальное признание — это признание в любви именно от того человека, от которого оно требуется. В таком случае все остальное: свечи, розы, серенады, полеты на воздушном шаре — просто малозначительные детали.

— Есть ли у вас ваша любимая книга или серия? В каком сюжете хотелось бы побывать самой?

— Отвечу сразу на второй: сюжет, в котором мне бы понравилось побывать, — это сюжет очень скучной книги. Таких не держим. С любимыми книгами сложно. Раньше я с особой нежностью относилась к «Пиратской копии», опубликованной мной на Литрес, — там социальная фантастика, триллер, детектив и вообще все по-взрослому. А в последнее время обнаружила, что «легкомысленные» и веселые книги тоже ничего.

— Вы пишете в жанре фэнтези. Какой магической способностью желали бы обладать?

— Останавливать время. Его почему-то всегда не хватает. А было бы круто: щелкнула пальцами — и весь мир замер. А ты можешь спокойно выспаться и без спешки, в удовольствие заниматься редактурой. Но, увы, так не бывает, поэтому мне всегда нужно писать новую главу. А лучше две или три.

 — Какие книги предпочитаете сами?

— Детективы — моя любовь. Я пытаюсь научиться их писать так, чтобы они мне самой нравились. Чаще всего не могу удержаться и включаю в любое повествование какую-никакую, а детективную линию. Тут беда в том, что, когда я становлюсь читателем, я очень придирчива. Нет, я не хожу и не пишу разгромные рецензии коллегам, слава богу, пока не все так плохо. Но найти детектив, который с удовольствием дочитаю до конца, после того как закончились непрочитанные книги Агаты Кристи, — это задачка со звездочкой.

— Знаю, что вы любите книги Роберта Гэлбрейта (псевдоним Джоан Роулинг), почему? Смотрели ли вы экранизацию приключений Корморана Страйка? Если да, то как вы к ним относитесь?

— Почему люблю? Хороший вопрос. На вопрос, почему что-то не любишь, ответить проще. А любишь обычно просто потому, что вот. Начинаешь читать первую строчку — и пропадаешь. Все, пока не дочитаешь до конца, ты потерян для этого мира. А когда книга заканчивается, еще долго не можешь сообразить, ты уже здесь или еще там.

Не уверена, что язык писателя тут играет какую-то роль. У меня есть один очень важный маркер интересности книги: когда дочитываешь, ты вообще не можешь вспомнить, был ли там какой-то язык. Так что, если в отзывах о моих книгах начинают писать что-то про язык автора, для меня это не комплимент, а наоборот. Выражаясь образно, если после секса ты можешь вспомнить, какой был в комнате интерьер, значит, секс явно не задался.

Так вот, к романам Джоан Роулинг у меня именно такое отношение. Я там пропадаю с концами. «Поттерианы» это тоже касается. Я ее периодически перечитываю, все еще не вышла из того возраста, когда все это интересно. Что касается экранизации ее детективов — я о ней узнала совсем недавно, начала смотреть, но не закончила и первую серию. У меня в голове герои выглядят совсем по-другому. Но я не отказываюсь от следующей попытки, просто сейчас времени на просмотр сериалов совсем не остается.

— Почему, на ваш взгляд, писатели берут псевдоним? Что стало вдохновением для вашего псевдонима?

— Берут по разным причинам. У кого-то свое имя неблагозвучное, или, может, уже есть известный писатель с тем же набором «имя-фамилия».

Кто-то не хочет, чтобы знакомые знали, что именно они пишут. Все-таки в книгах, хочешь ты или нет, есть слишком много от автора. Приходится быть искренним в некоторых вопросах, иногда довольно болезненных. И препарировать темные стороны себя все-таки гораздо проще анонимно. У кого-то серьезная работа, важная должность, и авторство каких-то «не таких» книг — это репутационный риск. Перечень возможных причин просто бесконечен.

Я, как уже говорила, над псевдонимом особо не заморачивалась. Тогда и мысли не было, что это надолго, иначе отнеслась бы серьезнее. Так что Матильда — это в честь моего тотемного животного, великолепной ленивой кошки из мультика о Карлсоне. А Старр — дань утверждению: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». С другой стороны, может, и хорошо, что так вышло. Зато, когда мне говорят, что псевдоним дурацкий, я не обижаюсь. Дурацкий и есть, ну что теперь.

— Вы запустили в ВК конкурс «Королева драмы», где ищете героиню для будущего романа. Как возникла идея?

— Почти случайно. Я в принципе люблю реалити-шоу на выбывание, особенно если нахожу за кого болеть.

Однако очень хотелось, чтобы было шоу, где девушки соревнуются не в красоте, а в каких-то более интересных вещах. Например, написать стендап о себе. Или устроить косплей и создать особый образ. Так и появился мой новый проект «Королева драмы», нестандартный способ найти главную героиню для моего будущего романа. Эту роль может получить любая девушка, готовая поделиться своей историей. Для участия достаточно снять видео, рассказать там, почему именно вы должны оказаться в книге, и опубликовать его в соцсети с нужными хештегами #матильдастарр и #королевадрамы. Все подробности есть в моей группе ВК, кастинг все еще продолжается.

— В конкурсе есть возрастное ограничение — 35 лет. Почему так? Женщина старше не может стать героиней любовного романа?

— Очень своевременный вопрос. Когда все только задумывалось, мы с командой приняли как данность, что сама идея снимать и выкладывать видеорассказы о себе будет интересна тем, кто и так это делает. А поскольку формат reels появился не так давно, именно для молодых девчонок участие в кастинге будет наиболее комфортным.

Мы ошиблись. Очень многие пишут: поучаствовала бы, но не подхожу. Так что признали ошибку и решили снять вообще все ограничения. Теперь любая девушка, независимо от возраста и семейного положения, может поучаствовать в нашем шоу.

И я втайне надеюсь, что найдется бойкая старушка, которая придет к нам и всех победит. Очень хотелось бы. Любовный роман про девушку за сорок однозначно может быть крайне интересным.

 — Чего бы вам хотелось достичь через пять лет?

— Ох, какие трудные вопросы вы задаете! Я не знаю, чего я захочу через пять дней, а уж через пять лет… Я даже не представляю, в каком направлении буду хотеть. Конечно, хотелось бы, чтобы шоу «Королева драмы» стало популярным. Чтобы мои книги оставались востребованными среди многомиллионной аудитории сервиса ЛитРес Самиздат. От души надеюсь, что за пять лет эстетическая хирургия шагнет еще дальше, а у меня будут на нее деньги. Вот да, быть молодой, красивой и богатой — пожалуй, это было бы неплохо.

 

Автор Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Издательское дело
21 октября 2024

Екатерина Писарева: «Автор не может сегодня позволить себе быть пассивным и ждать, когда его заметят»

Издательское дело
28 мая 2024

Николай Ободников: «Убийцей может оказаться даже виртуальный образ умершего человека»

Издательское дело
08 февраля 2024

Искусственный интеллект в книжной отрасли: заменит ли он чтецов?

Издательское дело
01 декабря 2023

Технология блокчейн позволит объединить интересы издателей и библиотек

Издательское дело
28 ноября 2023

Лена Обухова: «Мне не интересен чистый хоррор»

Издательское дело
23 ноября 2023

Елена Бейлина: «Сегодня редактор превратился в продюсера литературных проектов»

Издательское дело
11 октября 2023

Форма и содержание: как превратить книгу в арт-объект

Издательское дело
07 сентября 2023

Андрей Поляков: «Спрос на ужасы стабилен как в литературе, так и в кинематографе»

Издательское дело
30 мая 2023

Мария Невретдинова: «Идея привязать комикс к реально существующему производству креативной отрасли — дорогого стоит»

Издательское дело
30 апреля 2023

Дмитрий Чинов: «Девиз издательства “Alpaca” — выпускать только то, что мы сами хотим прочитать»

Издательское дело
20 апреля 2023

Мария Закрученко: «Дети любят, когда истории не заканчиваются» 

Издательское дело
18 апреля 2023

Виктория Гендлина: «В России очень благодатная почва для открытия новых авторов и книг»

Издательское дело
11 апреля 2023

Юлия Симонова: «Автор отвечает за душу книги, а дизайнер — за ее плоть»

Издательское дело
10 января 2023

Навигатор с хвостом: как собаки-поводыри облегчают жизнь людям с нарушением зрения

Издательское дело
15 декабря 2022

Искусство издавать книги

Издательское дело
30 ноября 2022

Ведущие представители издательского дела расскажут все о столичном книжном бизнесе на non/fictio№24

Издательское дело
22 ноября 2022

Евгения Ханоянц: «Такие ярмарки, как non/fiction, дают возможность небольшим издательствам встать в один ряд с гигантами индустрии»

Издательское дело
10 ноября 2022

18 московских издательств смогут бесплатно представить свою продукцию на non/fictio№24

Издательское дело
18 октября 2022

Чуете, чем пахнет: привлекаем читателей с помощью запаха

Издательское дело
13 октября 2022

Московские издательства получат возможность бесплатно представить книги на non/fiction в секции Created in Moscow