Кино и театр
17 октября 2024
11 минут
Поделиться

Четверо смелых: как квартет «Заячий стон» стал знаменитым

Четверо смелых: как квартет «Заячий стон» стал знаменитым

Фото: пресс-служба премии «Арт-платформа», фотограф Александр Иванишин

14 октября в Новом Манеже состоялось торжественное вручение московской премии в области исполнительских искусств «Арт-платформа». Лауреатами стали «Я– Сергей Образцов» театра кукол Сергея Образцова, «Тест на любовь» Московского театра мюзикла, Компания Yellow Black & White, проект Константина Богомолова «Голоса страны», балет Сергея Полунина «Мастер и Маргарита», директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев, киноспектакль «Пиковая дама» Геликон-оперы, мультишоу «Антигравитация» Нины Чусовой, спектакль театра «Современник» «Сашашишин», Первый фестиваль «Вахтангов. Путь домой», спектакль «Ледяная синева» независимого проекта «А39», мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой».

Вели вечер Яна Чурикова и независимый театральный коллектив «Заячий стон». Сегодня квартет, в состав которого входят Виталий Боровик, Максим Амельченко, Кирилл Петров и Алексей Поляков, в представлении не нуждается. Их комедии «О смысле жизни», «О театре» и «Титаник» уже не первый год идут при полных залах, а смешные видео расходятся на мемы, достаточно вспомнить ролик «Я взял самокат просто напрокат». О сложностях в жизни независимого коллектива, личном пространстве и умении смешить – в интервью IPQuorum.

– Вчера в Новом Манеже вы в очередной раз доказали, что независимый комедийный театр – это серьезно. А когда вы сами поняли, что «Заячий стон» – это не просто хобби четырех артистов, а настоящий коллектив, который может пуститься в свободное плавание и быть автономным?

Виталий Боровик: Не сказать, что это произошло в одночасье. Поначалу, когда мы выходили на сцену и после спектакля видели, что все получилось, что зритель принял, много смеялся, казалось, что нам просто повезло. Ну, так бывает – свои пришли, погода хорошая, в настроение попали и так далее. Но когда это случилось в пятый, шестой, седьмой раз, когда нас начали приглашать на гастроли в другие города и реакция публики опять же была положительная, стала закрадываться мысль – а вдруг это не случайно. Потому что, когда раз за разом что-то происходит случайно, это закономерность. Вот так постепенно мы поверили, что «Заячий стон» может стать самостоятельным театром.

Алексей Поляков: Когда впервые в запретграме мы перешагнули отметку в 10 000 подписчиков – казалось, все, мы знамениты. Сейчас у нас почти столько же в Telegram-канале, а ролики улетают за миллионы просмотров. Так что успех – штука относительная.

– А помните, как от смешных видосов, которые снимают самые разные блогеры, вы решили перейти к более крупной форме и создать первый спектакль?

Кирилл Петров: По большому счету за нас все решила судьба. Может быть, мы бы так и продолжали делать залипательные клипы, если бы руководство Дома актера несколько лет назад не предложило нам провести собственный творческий вечер. Мы подумали: надо же, творческий вечер «Заячьего стона». А почему бы и нет? Кстати, это тоже стало ступенькой к пониманию, что, хоть мы и смешные, команда у нас вполне «серьезная». Нас, кстати, довольно часто зовут на разные церемонии, мероприятия. Мы делали программу для «Гвоздя сезона», и вот сейчас для «Арт-платформы».

Фото: пресс-служба премии «Арт-платформа», фотограф Александр Иванишин

– Вчера в ходе церемонии со сцены прозвучало, что работа над сценарием шла довольно долго. Насколько это правда и что было самым сложным в подготовке шоу-программы? Довольны результатом?

Алексей Поляков: Мы работаем над сценарием в общей сложности недели две, придумывание происходит в три этапа. Первый этап: написание канвы сценария, придумывание хуков (так мы называем ходы, аттракционы, через которые мы раскрываем ту или другу номинацию). Видео о создании театра с помощью телефона, интервью с зависанием, разыгрывание трейлера на сцене, мюзикл, презентация в стиле «эппл», новости и так далее. Наша задача все время удивлять новыми ходами. Так мы работаем и при создании пьесы для театра. Второй этап: написание отдельных шуток, которые нам кажутся актуальными для того или иного формата. Третий этап: мы встаем с ребятами на ноги и в репетиции уже добиваем шутки – рождается мизансценический юмор. Мы импровизируем и записываем удачные моменты в сценарий.

Кирилл Петров: Самым сложным было воплотить в жизнь все наши задумки. Потому что технически мы поставили очень сложную задачу. Онлайн-камеры, определенный киношный свет, графика. Все это надо было свести в одну точку. И как правило на это всегда не хватает времени. Ведь, по сути, мы создаем мини-историю, мини-спектакль. Но нам кажется, что у нас получилось.

Виталий Боровик: Мы очень довольны тем, как все прошло, потому что, кажется, еще никогда столько умных креативных людей не говорило со сцены, что очень необычная премия и что такую премию хочется смотреть и смотреть. Когда за кулисами к нам подошел Михаил Швыдкой и каждому пожал руку, сказав, что мы очень крутые, когда Константин Богомолов со сцены отметил, что обычно премии – это скучно и хочется побыстрее свалить, но на «Арт-платформе» он останется и досмотрит до конца, когда Сергей Майоров также со сцены предложил, что неплохо бы нам дать театр, мы почувствовали себя в разы увереннее.

Фото: пресс-служба премии «Арт-платформа», фотограф Александр Иванишин

– А как долго репетируются ваши собственные спектакли?

Максим Амельченко: В нашем случае самое главное – поставить дедлайн. Если мы понимаем, что рекламная кампания запущена, билеты в продаже и через два месяца премьера – все будет готово в срок. Если даты нет, то можем придумывать до бесконечности. А так собрались, отрепетировали все, что написали, внесли правки, снова отрепетировали, прогнали и вышли к зрителю.

Алексей Поляков: Так послушаешь, все прям быстро, легко, весело. На самом деле в голове спектакль рождается довольно долго. Идея может вынашиваться несколько месяцев, а то и год. «Титаник» у нас больше года гнил... А потом раз – и все сошлось.

Виталий Боровик: Мне кажется, тут два фактора важны. С одной стороны, чтобы мы внутри коллектива созрели. А с другой – чтобы был зрительский запрос. Люди же пишут, комментируют. И вот смотришь, публика один спектакль посмотрела, второй, и начинаются разговоры: «Мол, а третий будет? А когда?» В какой-то момент – раз! – все соединяется, и мы понимаем: надо сделать.

Алексей Поляков: В 2023 году мы под девизом «Надо сделать» выпустили два сложных спектакля – «Титаник. Комедия» и «Маршрут построен» в Ленкоме. Параллельно мы еще сделали часовую программу для премии «Гвоздь сезона». Для нас это был вызов. Надо же понимать, мы не с готовым текстом пьесы работаем, а все придумываем, пишем с нуля.

– Жалко, что «Маршрут» быстро сняли с репертуара?

Максим Амельченко: Очень, ему нужно было просто чуть разогнаться, и все бы пошло отлично. Но мы в любом случае очень благодарны Алексею Борисовичу Франдетти и руководству Ленкома, что нам дали возможность попробовать это сделать, что в нас поверили. Алексей Борисович позволил нам сделать все, что мы захотели. Плюс дал команду, с которой обычно сам работает. К нам даже Ирина Кашуба приходила помочь с хореографией.

Кирилл Петров: Ну а что сняли – бывает. Не всё и не всегда должно идти гладко. Вы же понимаете, театр – это очень сложный организм, где есть много разных мнений, движений и так далее. Мы постарались не обращать внимания на то, что кому-то что-то не понравилось.

Алексей Поляков: Сейчас мы сами на свои деньги решили заново поставить «Маршрут построен» в новых декорациях и с новыми костюмами. Премьера уже в январе.

Фото: пресс-служба премии «Арт-платформа», фотограф Александр Иванишин

– Есть некое условное разделение, кто и за что в команде отвечает?

Виталий Боровик: Кирилл отвечает за видео, у него золотые руки, Алексей – за тексты, Максим у нас самый музыкальный, а я бухгалтер и менеджер. К искусству очень мало имею отношения.

Алексей Поляков: Так и говори, что ты наш казначей.

Виталий Боровик: А еще владелец товарного знака «Заячий стон». В общем, руковожу этим стоном.

– Раз заговорили о деньгах, то спрошу: насколько независимому коллективу сложно существовать в современном театральном процессе?

Алексей Поляков: Нам повезло, что масса таланта, находящегося на сцене, удачно прикрывает небольшое количество стартовых вложений.

Виталий Боровик: Первые два спектакля мы фактически играли и играем на голой площадке. На сцене нет ничего, кроме четырех человек, четырех стульев и одного экрана.

Максим Амельченко: Поначалу у нас даже костюмы были, что называется, из подбора. Сейчас все серьезнее становится. К третьему спектаклю...

Алексей Поляков: Мы решили не делать все сами. Позвали художника по свету, нам написали музыку, сделали декорации. У нас появились костюмы. Мы смогли позволить себе заказать мультипликацию. Работала целая команда профессионалов. Собственно, это то, как должно быть. У «Титаника» уже был бюджет. Жаль, не такой, как у настоящего, но зато он и не «тонет». Но, конечно, независимому коллективу с государственными театрами тягаться в плане вложений очень сложно.

Виталий Боровик: А нам есть с чем сравнивать, учитывая, что мы долго были артистами театра Ленком. И там очевидно, что технических возможностей в разы больше. И тем приятнее, когда у нас получается конкурировать на равных, и мы видим рейтинги спектаклей, количество проданных билетов.

Фото: пресс-служба премии «Арт-платформа», фотограф Александр Иванишин

– Даже в интервью вы очень сплоченная команда, легко подхватываете друг друга... Насколько часто у вас на сцене бывают импровизации?

Алексей Поляков: Мы часто забываем текст, и тогда нам приходится выкручиваться, и это, бывает, очень курьезно выходит...

Виталий Боровик: Но это происходит не часто. Потому что мы профессиональная команда, у каждого есть свой рисунок роли, которую он исполняет. Но курьезных моментов хватает. Но в этом бонус независимости: нас никто не может отругать. Мы сами текст придумали, сами поставили, сами играем.

Кирилл Петров: Мы можем себе позволить небольшие шалости. Но после спектакля мы высказываем друг другу замечания какие-то, что-то корректируем. У нас же нет четко закрепленного режиссера, поэтому все вносят свою лепту. У нас обычно трое репетируют, а четвертый, который не занят, бежит в зал и смотрит. Потом меняемся. У нас такая система переходящей роли режиссера.

Максим Амельченко: Иногда хочется, чтобы пришел режиссер, четко все расставил по местам, рассказал, где кому и что делать.

– Уверены, что после того, как вы почувствовали свободу, вы сможете кому-то доверять и беспрекословно подчиниться?

Алексей Поляков: Это действительно очень сложно. Мы понимаем, что нам нужен взгляд со стороны, но пустить кого-то на свою кухню очень трудно.

Максим Амельченко: Мы должны как-то почувствовать друг друга, соединиться энергиями.

– Вы комедийный театр. А бывало такое, что зал не смеется, хоть ты тресни?

Кирилл Петров: К счастью, нет.

Алексей Поляков: Но была история, когда мне казалось, что именно так все и будет. У нас есть спектакль «Комедия о театре». На нем всегда смеются, всем все заходит, но мы при этом дико волнуемся. И вот нас позвали в Крым, в Севастополь. Приезжаем, а площадка прямо на пляже: вот наш экран, а вот, собственно, люди в трусах в волейбол играют. Вот тут нас реально накрыло. Думали, ну точно провал, ничего не получится. А в итоге к середине спектакля собралось очень много людей. Было очень здорово: пляж, закат и искренне смеющийся импровизированный зал. А раз смеются – значит, удалось зацепить.

Виталий Боровик: Просто Леха никогда у нас не верит в успех. Даже когда нам Киркоров предложил снять клип, он сказал: «Да не будет ничего, чего вы выдумываете, пошли делом заниматься». А в результате клип «Стеснение пропало» получился бомбическим и набрал миллионы просмотров. Плюс сам Киркоров оказался мировой чувак, трудоголик, каких мало. Вообще всегда, когда Леха во что-то не верит, все получается. Так что, если вы хотите, чтобы у вас что-то произошло, то позовите Леху, и пусть он в это не верит, тогда у вас точно все сложится. Пока еще недорого, можем договориться.

– Почему выбрали жанр комедии?

Кирилл Петров: Драматических спектаклей очень много. А таких, как у нас, практически нет. Чтобы можно было от души посмеяться, а при это было не стыдно, что смеешься над этим. У нас получаются смешные шутки.

Максим Амельченко: Опять же, мы не просто комедийный театр, но еще и поющий. В этом, мне кажется, тоже фишка «Заячьего стона». То есть зритель такой: «О, ничего себе! Они еще тут и спели». А тут фокус показали, а тут что-то взорвалось. То есть постоянно что-то придумываем, пересобираем. На этом все и строится. А комедия, она вообще любит такие приемы.

Алексей Поляков: Что ни ответь, будет не совсем правда. Мы все люди театральной культуры, все закончили театральные вузы и на самом деле в свои спектакли закладываем какую-то глубокую для нас мысль. И говорим серьезно. А первый спектакль – «Комедия о театре», – где зритель постоянно смеется, это был наш крик души, просто стон, плач. Но мне кажется, если говорить о глубоких вещах серьезно, то этим никого не удивишь. Это как у Мюнхгаузена: «Умное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Вы улыбайтесь, господа».

Виталий Боровик: А в нашу эпоху легкого юмора, шуточек, бесконечных мемов, видосиков зрителя можно подключить именно через юмор. И донести до него смысл.

Алексей Поляков: Наша фишка в том, что это не смех ради смеха, а смех ради какой-то мысли.

– И в спектаклях, и сейчас в интервью вы часто цитируете спектакли Марка Анатольевича Захарова.

Максим Амельченко: От захаровской школы никуда не денешь, она у нас в крови.

Алексей Поляков: На самом деле мы идем по пути молодого Захарова. Он тоже любил эксперименты, не боялся их, не чурался комиковать.

– Тогда каких экспериментов ждать от вас?

Виталий Боровик: Надеемся выпустить наш фильм, над сценарием которого очень долго работали. Ведь мы же хотим собирать зал не на 400 мест, а на 1000, а без кино этого не произойдет.

Алексей Поляков: Возможно, у нас наконец-то появится спектакль о любви.

 

Автор: Ксения Позднякова, автор канала “Ксюша рекомендует”

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Кино и театр
29 ноября 2024

«КиноРепортер» вручил «Событие года»

Кино и театр
21 ноября 2024

Андрей Прикотенко: «Чтобы рассказать людям о том, что жизнь тяжела и беспросветна, театр не нужен»

Кино и театр
19 ноября 2024

Николай Акелькин: «Если главный герой интересен, фильм всегда «выстрелит»

Кино и театр
18 ноября 2024

«Событие года» — знак качества и антология отечественного кино

Кино и театр
14 ноября 2024

Екатерина Филиппова: «Талант всегда найдет возможность высказаться»

Кино и театр
05 ноября 2024

Наталья Бондарчук: «Лучшие фильмы о спорте всегда конфликтны»

Кино и театр
24 октября 2024

Александр Войтинский: «Людям близка идея, что печка сама привезет тебя к целям, пока ты сладко спишь»

Кино и театр
15 октября 2024

С «Арт-платформы» говорят...

Кино и театр
14 октября 2024

Дмитрий Бикбаев: «Если театральный организм здоров и работает правильно, у него нет проблем с продажей билетов»

Кино и театр
07 октября 2024

Театр начинается со школы

Кино и театр
04 октября 2024

В День учителя будет дан старт Всероссийскому проекту по созданию и развитию школьных театров в Российской Федерации

Кино и театр
01 октября 2024

Алексей Учитель: ««Особенности национальной больницы» — это общечеловеческая история»

Кино и театр
20 сентября 2024

Глухие продолжают в кино линию Тарковского

Кино и театр
19 сентября 2024

Наталья Мокрицкая: «Русские кинематографисты — одни из самых трудолюбивых в мире»

Кино и театр
12 сентября 2024

Аурелия Имберт: «Люди ходят в театр, чтобы увидеть свое отражение»

Кино и театр
03 сентября 2024

Битва за зрителя: как российская киноиндустрия борется сегодня за внимание аудитории

Кино и театр
28 августа 2024

Роман Ладнев: «В современном кино много красивых людей, а настоящих мало»

Кино и театр
27 августа 2024

Робот на пути к себе: в кинотеатре «Художественный» состоялся показ трех короткометражек проекта «От идеи до премьеры»

Кино и театр
22 августа 2024

Андрей Тимошенко: «Назвался режиссером — соответствуй»

Кино и театр
19 августа 2024

Организованный «Побег»