Поток киносказок, рассчитанных на семейную аудиторию, не становится меньше: вслед за «Царевной-лягушкой» Александра Амирова прокат собирается штурмовать «Ждун» Дмитрия Суворова, заглавным персонажем которого стал всем известный персонаж-мем. В этот раз нас ждет абсолютно оригинальная история, случившаяся с нашими современниками: семья Семеновых, живущая в курортном поселке Краснодарского края, сталкивается с инопланетянином, который не может вернуться домой — и решает ему помочь.
Об особенностях проекта и причинах всенародной любви к этому харизматичному бездельнику мы поговорили с Дмитрием Суворовым, режиссером фильма и соавтором сценария.
Фото предоставлено пресс-службой НМГ Кино прокат
— Дмитрий, у вас на редкость разноплановая фильмография: в ней много комедий, историческая драма «Первые», фильм-катастрофа «Одна», эротическая мелодрама «Непослушная» и т. д. И вот теперь детское семейное кино…
— Все просто: мне действительно интересно пробовать разное. И в кино, и в жизни. Не зацикливаться на чем-то одном, а заниматься диаметрально противоположными темами, осваивать новые для себя жанры.... Тогда и работа, и жизнь становятся интереснее. А необходимость постоянно делать одно и то же сильно обедняет.
— Но ведь работа над комедией и работа над боевиком — это разные навыки, разные методы съемок…
— Конечно, любой материал требует индивидуального подхода. К примеру, когда мы снимали фильм «Одна» о Ларисе Савицкой — девушке, сумевшей выжить в авиакатастрофе, упав с высоты более пяти километров, — мы долго собирали факты, много разговаривали с летчиками, с военными экспертами и, конечно, с самой Ларисой. А вот работа над комедией — это совершенно другое (хотя жанр, разумеется, тоже очень сложный). Здесь важнее поймать нужную тональность и настроение, а потом придумать, как передать их зрителю, как зарядить его своими эмоциями. То есть разный подход, разное погружение, разное время подготовки.
— Кстати, об «Одной». В своих интервью вы часто говорите, что и вам, и вашей команде он дался нелегко. А что было самым сложным?
— Наверное, то, что большую часть фильма мы снимали в настоящей тайге. Мы даже самолет туда притащили. А погодные условия в это время были, мягко говоря, не очень-то дружелюбные. И Наде Калегановой — исполнительнице главной роли — приходилось часами ползать по земле при температуре в 9-10 градусов, переходить горную реку, тонуть в болоте… К счастью, она так сильно загорелась этой историей, что все выдерживала стоически и никогда не просила поблажек: все делала сама, без дублеров.
— Эмоциональным центром «Одной» стала сцена крушения самолета, которую вы с самого начала планировали снимать одним кадром. Эта непростая задумка вам удалась?
— Да, мы построили для этой сцены огромную декорацию и сделали все, чтобы у зрителя появлялось ощущение, что он сам находится в салоне самолета, который разваливается на куски в реальном времени. Поэтому мы старались минимизировать количество склеек, хотя они, конечно, есть, правда и тщательно скрытые. Как бы то ни было, главным для нас было добиться максимального правдоподобия при крушении — и я знаю, что у нас это получилось.
Фото предоставлено пресс-службой НМГ Кино прокат
— Я правильно понимаю, что съемки «Ждуна» тоже стали для вас настоящим вызовом?
— Да, «Ждун» тоже рождался очень непросто. Взять хотя бы объем графики, которой у нас ничуть не меньше, чем в «Чебурашке».
— Может быть, было бы проще сшить ростовую куклу?
— Мы попробовали так сделать. Да, нам казалось, что самый легкий путь — это пригласить актера и нарядить его в костюм Ждуна. Но первые же тестовые съемки показали, что это не выход. Было видно, что в кадре какой-то дешевый маскарад. Поэтому мы с помощью компьютерных технологий полностью создали живого, трехмерного персонажа с необычной пластикой и манерой общения.
— Дмитрий, а как вообще появилась идея снять проект про этого харизматичного лентяя?
— После премьеры «Непослушной» (эротическая мелодрама Дмитрия Суворова с участием Александра Петрова. — Прим. ред.) Максим Рогальский, директор кинокомпании «Наше кино», сказал мне, что его товарищ, Юрий Цейтлин (президент компании CD Land. — Прим. ред.), выкупил права на этот мем и что он давно хотел бы сделать фильм с участием этого персонажа. Я сразу понял, что это очень нестандартная идея: взять интернет-мем и попытаться придумать для него целую киновселенную. Мне кажется, такого никто никогда еще не делал.
Фото предоставлено пресс-службой НМГ Кино прокат
— В вашей картине вы сделали Ждуна инопланетянином. Почему? До этого он считался существом земным…
— Потому что на нас с вами он все-таки не похож. А превращать его во фрика мне показалось неправильным. Поэтому мы придумали легенду, что он житель другой планеты, где все обитатели сидят и вечно чего-то ждут. Хоть и сами не понимают, чего именно.
— Дмитрий, а как бы вы объяснили секрет популярности Ждуна?
— Я думаю, тут несколько аспектов. Во-первых, он мгновенно вызывает симпатию: он милый и добрый. И симпатичный, несмотря на свои пропорции и странный вид. А во-вторых, мы все немножко Ждуны. Вечно надеяться, что любая проблема сама собой рассосется, — это близко человеческой природе. Поэтому в этом «парне» мы узнаем самих себя. А смотреть на себя со стороны всегда интересно.
— Мы узнаем в нем самих себя настолько сильно, что еще несколько лет назад Ждуна называли чуть ли не символом российского менталитета…
— А вот тут я бы поспорил! Ждун родился не в России, а в Голландии: его придумала художница Маргрит ван Брифорт. И он мгновенно стал популярным во всем мире, а не только у нас. Так что, скорее, не национальный менталитет, а общечеловеческий.
— Но ведь это концепция ничегонеделания! Как вы относитесь к ней?
— В фильме у нашего милого и доброго инопланетянина важная миссия: его беспомощность и ранимость стимулирует к активным действиям целую семью — и в итоге объединяет представителей всех поколений. Вот такой контрапункт. (Улыбается.) Плюс он изучает нас и нашу планету, так что абсолютно пассивным его все-таки не назовешь.
— А свое первое впечатление от Ждуна вы помните? Каким он вам показался?
— Он мне показался невероятно забавным и милым. И я сразу же понял, что у него огромный комедийный потенциал: новые шутки и приколы генерировались вокруг него каждый день. Наверное, поэтому он один из тех мемов, которые запоминаются на всю жизнь.
— Как бы то ни было, изначально он создавался с расчетом на взрослую аудиторию. Почему вдруг вы «позвали» его в детское кино? И можно ли было с его участием снять триллер или хоррор?
— Да, он вполне мог стать персонажем взрослого жанрового фильма. Причем мы это опробовали опытным путем: когда мы оживляли Ждуна, то отпускали шуточки в формате «18+» — и получалось очень даже убедительно и оригинально. Но в итоге мы все-таки решили снимать добрую семейную историю, а не пугать народ хоррорами или триллерами. Потому что хочется, чтобы Ждун ассоциировался с чем-то светлым.
— Мне кажется, такой выбор жанра может быть удачным и с точки зрения кассовых сборов…
— Да, есть ощущение, что сегодня зрители в основном ходят только на семейные фильмы. Видимо, такой запрос общества. Но в самом жанре я ничего плохого не вижу. Наоборот, очень круто, что есть картины, которые способны объединить семью. Что есть повод мамам-папам-бабушкам-внукам собраться и пойти в кинотеатр, пережить какие-то общие эмоции, а потом вместе их обсудить. Это огромный плюс.
— А каким должен быть идеальный семейный фильм?
— Наверное, в основе должны быть какая-то светлая идея, светлый посыл. И интригующий сюжет с необычными и неожиданными поворотами. И, конечно, море позитивных эмоций.
— Но ведь восприятие взрослого человека и восприятие ребенка — это абсолютно разные вещи. Как найти общий знаменатель?
— Обычно сценаристы пытаются вмонтировать в диалоги какие-то завуалированные шуточки и приколы, понятные только взрослым. Но мне кажется, что если идея и сюжетные повороты проработаны тщательно, то они будут работать на любой менталитет — и на взрослый тоже. Отличный пример — «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко, который сумел понравиться представителям всех поколений.
— Напоследок верну вас к «Ждуну». Что было самым сложным при работе над фильмом?
— Самое сложное — это сам Ждун. Нам пришлось создавать его фактически с нуля, ведь, кроме внешнего образа, у нас ничего не было. Пришлось тщательно прорабатывать каждую мелочь, начиная от его биографии и заканчивая манерой общения. Плюс проблемы технического характера. Актерам, среди которых несколько детей, приходилось играть с пустым местом, а это не так-то легко.
— Вы сами сказали, что семейного кино сейчас очень много. Чем «Ждун» будет побеждать своих соперников по прокату?
— Наша главная козырная карта — необычный харизматичный персонаж, которого в российском кино еще не было. Плюс теплая, душевная атмосфера, красота краснодарского поселка Абрау-Дюрсо и юмор, конечно. А еще — отсылки к известным персонажам, которых я раскрывать не хочу: пусть они пока будут секретом.
Автор: Вера Аленушкина