Анимация — один из самых перспективных и активно развивающихся секторов креативной экономики. Так, количество анимационных студий за последние десять лет выросло в три раза: сейчас их больше пятидесяти. Значит ли это, что в современной российской анимации нет проблем? Этот вопрос журналист IPQuorum задал Антону Сметанкину, генеральному директору анимационной студии «Паровоз», известной по таким хитам, как «Ми-ми-мишки», «Геройчики», «Сказочный патруль», «Кощей. Начало», и многим другим.
— Антон, у вас два высших образования: вы закончили механико-математический факультет МГУ и юридический факультет РГСУ. Как с таким бэкграундом вы попали в анимацию?
— Это на самом деле не такой долгий путь, как кажется. После института я успел поработать инженером в «Атомэнергопроекте», а потом мой товарищ позвал мена на реалити-шоу «Голод». Это, простите за каламбур, были времена кадрового голода, потому что команды на таких проектах собирались огромные, а людей с опытом было невозможно найти по всей стране. Поэтому приглашали тех, у кого опыта не было, в том числе и меня. Я начал с позиции логгер-редактора, для которой пришлось научиться быстро печатать, и надолго остался на телевидении. Потом ему на смену пришло кино, затем анимация — и больше с этого пути я уже не сходил.
— Почему победила именно анимация? Вы же не остались в игровом кино или на телевидении…
— Я думаю, это вопрос возможностей. Одиннадцать лет назад я уже сделал какое-то количество очень разных проектов — и появился шанс открыть собственную компанию. В ней мы можем выстраивать процессы производства так, как нам кажется максимально эффективным. Так что можно сказать, что степень свободы оказалась решающим фактором.
— Математическое мышление как-то помогает при съемке детских мультфильмов? По моим ощущениям, это абсолютно непересекающиеся вселенные…
— Напрямую я за творчество не отвечаю. Этим руководит мой партнер, наш креативный директор Евгений Головин. А мое дело — решать задачи, связанные с производственными процессами, и находить оптимальное решение. И тут без математического мышления никуда. (Улыбается.)
— Антон, а если бы вам, семилетнему ребенку, показали те проекты, которые вы снимаете сейчас, какая бы у вас была реакция?
— Знаете, я в детстве обожал все виды мультфильмов, кроме, наверное, кукольных. Это был мой любимый залипательный контент. Помню, что во всех газетах с телепрограммами подчеркивал показы мультфильмов. Так что думаю, проекты «Паровоза» мне бы понравились, тем более что они классные — веселые и содержательные.
— Это и есть секрет успеха студии «Паровоз»?
— В том числе. Плюс особенность нашей студии в том, что она изначально создавалась с целью производства контента для нашего основного заказчика — детского телеканала «МУЛЬТ». Поэтому мы на многие годы обеспечены постоянной работой. От нас лишь требуется постоянное трудолюбие и креатив — как доказательство того, что заказ размещен верно.
Фото пресс-службы студии «Паровоз»
— Антон, когда разговариваешь с экспертами о проблемах современной российской анимации, чаще всего они на первое место ставят нехватку кадров. При этом вузов и курсов, которые готовят специалистов для работы в вашем секторе, довольно много. Но единых стандартов обучения нет, и ребята выходят недостаточно подготовленными…
— Не думаю, что это основная проблема. Сейчас на нашей студии работает четыре поколения режиссеров. Среди них есть те, которые сумели реализоваться на студиях-легендах, как, например, мой партнер Евгений Головин, начинавший на студии «Пилот». А есть совсем молодые ребята, которые только начинают свой путь в индустрии — им нет тридцати. И среди них тоже много одаренных людей. К примеру, Светлана Болдина, режиссер таких проектов, как «Семь королевств» и «Сказочный патруль», или Александр Афонасьев — его дебютный короткометражный мультфильм «По ту сторону» мы представили в апреле на Московском международном кинофестивале. Так что нехватки кадров лично я не вижу. А тот факт, что некоторые анимационные курсы выпускают неготовых специалистов — так это общее место в образовании. Даже крупные вузы не всегда выпускают профессионалов. Потому что главная цель обучения — это дать базу и подсказать правильное направление, а дальше ты уже должен шлифовать себя сам.
— Но студенты жалуются, что приходят на студии за творчеством, но в итоге вынуждены годами рисовать волосы…
— Все большие художники тоже рисовали волосы…
— Я имею в виду конфликт между творческими амбициями и реалиями конвейерного производства…
— Я думаю, что это сильно упрощенный взгляд и розовые очки, которые рано или поздно обязательно упадут. Если ты хочешь реализовывать собственные проекты, то для этого есть питчинги авторских анимационных фильмов, которые проводятся в том числе и Министерством культуры. Также вы можете прийти на студию со своими идеями, выиграть грант — и творите в свое удовольствие! Но! Для любого творчества нужны руки. и руки опытные. А чтобы появился опыт, его необходимо наработать. Так что, прежде чем ты станешь самостоятельным автором, которого будет интересно смотреть и слушать, ты обязан накопить солидный внутренний багаж.
— Насколько я знаю, крупные студии занимаются не только коммерческими проектами, но и авторским кино. «Паровоз» не исключение?
— Мы в этом направлении действуем так: у нас есть процедура внутреннего конкурса, в ходе которого мы отбираем проекты для создания авторских мультфильмов, после чего студия превращается в продюсерскую площадку. Мы помогаем собрать команду, организовываем процесс, дофинансируем — то есть делаем все, чтобы авторская идея реализовалась на самом высоком уровне. Например, в 2023 году мы организовали внутренний питчинг проектов среди сотрудников студии. Участие приняли супервайзеры, режиссеры и художники, представившие 12 оригинальных идей. Продюсеры и ведущие авторы «Паровоза» выбрали самый перспективный, по их мнению, проект — анимационный сериал «Мамстр», который в итоге был поддержан Министерством культуры. Так что совсем скоро мы приступим к продакшену.
Фото пресс-службы студии «Паровоз»
— Отличная новость, но давайте вернемся к независимой авторской анимации. Её, к сожалению, не становится больше…
— Если вы хоть раз были на Суздальфесте (Открытый российский международный фестиваль анимационного кино в Суздале. — Прим. ред.), то вы знаете, что достойных авторских проектов снимается очень много. И это доказывают крупнейшие международные смотры, на которых наша анимация с успехом показывается. И речь не про один-единственный фильм в год, который участвует в международном фестивальном движении: таких проектов всегда больше десяти. Так что у меня нет ощущения, что есть какое-то авторское кино, которое требует выхода и этого выхода не находит.
— Возможно, нет выхода именно на зрителя. В прокате или на ТВ-каналах такие проекты — большая редкость.
— На фестивали такие фильмы попадают и зрителя там своего находят. Почему они не работают вне фестивальных площадок — на этот вопрос ответа у меня нет. Я знаю, что некоторые онлайн-кинотеатры пытаются экспериментировать с авторским анимационным контентом, но процесс пока идет тяжело. Потому что, как только мы произносим слово «мультфильм», массовый зритель решает, что мы заговорили о детском кино. Поэтому необходима просветительская работа: мы должны объяснять, что анимация — это вид искусства и что она стоит того, чтобы ходить на нее в кинотеатры.
— Антон, не могу не спросить про главную «страшилку» последних лет. Речь об искусственном интеллекте. Людей, работающих в кино, давно пугают, что ИИ разовьется до нужного уровня и заменит сценаристов, художников и т. д. Насколько ИИ опасен для аниматоров?
— Видимо, наше сознание так устроено, что мы не можем быть без такого рода «страшилок». Когда появилось телевидение, начались разговоры, что люди перестанут ходить в кинотеатры. Потом сформировался тезис, что коммерческий кинематограф убивает кино как искусство. Мифы об ИИ — страшилки того же рода. На самом деле искусственный интеллект — это только инструмент. Который, кстати, развивается очень быстро. Поэтому людям, работающим в индустрии, нужно не сидеть в сторонке и наблюдать, а учиться работать с ИИ, изучать его возможности. Других вариантов попросту нет.
Фото пресс-службы студии «Паровоз»
— Также есть версия, что через пару лет с помощью ИИ можно будет создавать анимационные проекты в несколько раз быстрее…
— Я думаю, что через два-три года ИИ будет необходимым условием для создания любой анимации. Это как компьютеры. Правда, на них мы переходили долго, и некоторые художники еще лет 10-15 назад упрямо твердили, что им комфортнее работать с бумагой. Но со временем такие вещи становятся стандартом — и сейчас это время быстро сжимается. ИИ тоже станет стандартом и очень скоро.
— Антон, тогда давайте расскажем о новых проектах «Паровоза». Чем будете удивлять?
— Удивить опять? (Смеется.) Мы недавно запустили проект, удививший нас самих. Я говорю про один из брендов «Паровоза» — сериал «Муся, Чук и Станислав» (супергеройский блокбастер для самых маленьких, в котором забавные антропоморфные существа в игровой форме рассказывают о правилах поведения в большом городе. — Прим. ред.). Его активно смотрят и в онлайн-кинотеатрах, и на детских ТВ-каналах: он постоянно находится в топах. Это стало для нас приятным сюрпризом: мы знали, что проекты, связанные с темой детской безопасности, очень востребованы, но не думали, что настолько.
Также мы продолжаем работать над франшизой «Сказочный патруль»: в 2021-м вышел наш первый полнометражный фильм «Кощей. Начало», а через несколько лет надеемся выпустить в прокат спин-офф этого проекта. Плюс в 2026-м выпускаем еще один полный метр, но уже из другой нашей киновселенной — это «Лео и Тиг. Дорога на Байкал».
Фото пресс-службы студии «Паровоз»
— Антон, и последний вопрос. В современных реалиях есть ли смысл российским аниматорам пробиваться на международный рынок?
— Мне кажется, что мы как зрители сильно страдаем из-за нашей оторванности от мирового художественного контекста: и в кино, и в анимации. С производством еще сложнее: когда твоя потенциальная аудитория вынужденно сужается до границ собственной страны, то ты точно перестаешь быть современным. В этом нет ничего хорошего. Поэтому нужно стремиться на международный рынок: ездить на фестивали, знакомиться с новым контентом крупнейших мировых студий и продвигать свою продукцию на кинорынках. Без этого российская анимация не сможет развиваться так быстро, как нам бы хотелось
Автор: Вера АЛЕНУШКИНА