Кино и театр
29 мая 2025
6 минут
Поделиться

Сериалы, которые мы смотрим: анализируем результаты XII Премии АПКит

Сериалы, которые мы смотрим: анализируем результаты  XII Премии АПКит

Фото Владимира Андреева, ТАСС

Премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) — одна из самых значимых наград российской киноиндустрии. Ее особенность в том, что она очень четко высвечивает тенденции и тренды нашего сериалостроения, которые именно сегодня выходят на первый план. Не стала исключением и XII Премия, церемония которой прошла на днях в Центре международной торговли: она подвела черту под итогами 2024 года. IPQuorum решил проанализировать эти результаты.

Триллер как локомотив индустрии

Несмотря на огромное количество комедийного контента, в эпицентре как зрительского, так и продюсерского интереса, по-прежнему остается триллер. Проекты именно этого жанра оказались самыми востребованными у аудитории и дали неплохой прирост новых подписчиков онлайн-кинотеатрам. Среди них — «Я знаю, кто тебя убил» (Wink, режиссер Денис Уточкин), «Внутри убийцы» («Кинопоиск», реж. Владимир Мирзоев), «Калимба» (Okko, реж. Нурбек Эген) и, конечно же, «Трасса» (Okko,

реж. Душан Глигоров). Последний оказался без преувеличения самым громким: его смотрели и обсуждали без исключения все, а российские кинокритики именно «Трассу» безоговорочно назвали лучшим проектом года. Неудивительно, что жюри Премии АПКит тоже выбрали именно этот сериал: он стал победителем сразу в трех номинациях: «Лучшая сценарная работа» (Олег Маловичко), «Лучшая операторская работа» (Батыр Моргачев), «Лучший онлайн-сериал» (7 и более серий).

Впрочем, успех «Трассы» объясняется не только востребованностью жанра (которая, кстати, подогревается тем, что в кинотеатральном прокате триллеров практически нет). «Трасса» — очень сильный проект, который начинается с часто используемого, но беспроигрышного хода — пропажи ребенка, и незаметно для нас, не теряя детективных элементов, превращается в мощную психологическую драму, пугающую своей откровенностью. Важно и то, что это результат работы проверенного, сплоченного тандема — режиссера Душана Глигорова, сценариста Олега Маловичко и оператора Батыра Моргачева: они вместе создавали мегахиты «Хрустальный» и «Химера».

В другой категории — «Лучший онлайн-сериал (1–6 серий) — победителем тоже оказался триллер, снятый на основе крепкого детективного материала. Это «Внутри убийцы» Владимира Мирзоева, рассказывающий о девушке-профайлере, которая пытается поймать маньяка, но запутывается в паутине своих же детских травм.

В плену девяностых

Какой бы ни был год на нашем дворе, тема девяностых по-прежнему не дает спать спокойно нашим кинематографистам: такое впечатление, что они изобрели машину времени с билетом в один конец — отправились в свое детство/юность и там застряли. Правда, количественно таких проектов сравнительно немного: они требуют огромного труда и больших бюджетов. Тем не менее каждый из сериалов подается как серьезное событие и автоматически оказывается в центре внимания.

2024 год в этой тенденции мало что изменил: после феерического успеха сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» Wink, реж. Жора Крыжовников, 2023) на штурм российских экранов отправились «Лихие» (Okko, START, реж. Юрий Быков),  «Дети перемен» (Wink, START, реж. Сергей Тарамаев, Любовь Львова) и «Комбинация» (Wink, реж. Никита Власов). Причем даже по этим проектам видно, что девяностые по-прежнему освещаются в двух диаметрально противоположных тональностях: как беспросветная русская хтонь (нищета, бандиты, отчаяние), так и «розовощекая счастливая юность» (яркие краски, наивность, романтика). «Розовощекий» вариант девяностых перекочевал в прокат: знаток хорроров Вячеслав Подгаевский внезапно снял полнометражный ромком «Подростки. Первая любовь», а музыкальный продюсер Сергей Жуков выпустил байопик имени себя — вольную историю группы «Руки вверх!». Сериальное пространство ответило «Комбинацией», которая получила восемь номинаций на Премию АПКит, из которых победила только в одной («Лучшая оригинальная работа звукорежиссера» — Владислав Вдовин). «Лихие» и «Дети перемен» в число победителей не вошли, хотя в списке номинантов оба сериала присутствовали.

Любовь к проторенным дорожкам

Одна из серьезных проблем российской киноиндустрии в том, что она отчаянно хватается за те проекты, которые однажды смогли стать хитами. Если условный «Чебурашка» или «Фишер» собрал приличную кассу или привлек в онлайн-кинотеатры солидную аудиторию, будьте уверены: теперь каждые два года нас будут ждать новые «Фишеры» и «Чебурашки». Причем если с полными метрами вопрос качества может варьироваться (например, «Елки-12», хоть и не стали шедевром, но они явно лучше «Елок-11»), то в мире российских сериалов последующие сезоны, как правило, ощутимо слабее или менее выразительнее предыдущих. В качестве исключения можно назвать только «13-ю клиническую. Начало», второй сезон которой вывел проект на абсолютно новый, космический уровень («Иви», сценарист Андрей Золотарев, режиссер Илья Ермолов). При этом ни «Обоюдное согласие-2» (KION, реж. Валерия Гай Германика), ни новые «Вампиры средней полосы» (START, реж. Дмитрий Грибанов) не смогли повторить предыдущие успехи.

Понятно, что вторые, третьи и даже двадцать пятые сезоны сниматься будут. Беда в том, что их слишком много — в том числе и среди номинантов Премии. Особенно это ощутимо в ТВ-секторах, где заштампованность всегда была очень высокой. Так, в номинации «Лучший многосерийный телефильм (20 и более серий)» за награду боролся 7-й сезон «Скорой помощи» (НТВ), 6-й сезон «Шефа» («Шеф. Мужская работа», НТВ) и 7-й сезон «Невского» («Невский. Близкий враг», НТВ). Почему наши доблестные работники ТВ не могут угостить свою аудиторию чем-то новым — большой вопрос.

Почивает на лаврах и российская анимация: в категорию «Лучший анимационный сериал» сумели прорваться бессмертные «Три кота», получающие приз пятый год подряд, «Приключения Пети и Волка» (4-й сезон), «Простоквашино» (6-й сезон).

Телевидение? Нет, не слышали

Самым слабым звеном российского сериалостроения по-прежнему остается ТВ, причем ситуация с каждым годом становится ощутимо печальнее. Телевидение или продолжает клепать бесконечные сезоны проверенных детективов или процедуралов, или вписывается в многобюджетный проект, разработанный онлайн-кинотеатром (как было со «Словом пацана. Кровь на асфальте», созданным Wink в содружестве с НТВ). Третий путь — самостоятельное производство больших проектов — превращается в нечто раритетное. Сократилось число даже масштабных исторических проектов, которые много лет оставались предметом соперничества двух «первых кнопок». Те же сериалы, которые все-таки снимаются и выходят, проходят для своей аудитории практически незаметно. Среди таких многобюджетных «мастодонтов»: «Столыпин» («Россия-1», реж. Алексей Андрианов) и «Комитет» (НТВ, реж. Михаил Вассербаум). Но если второй стал победителем в категории «Лучший телесериал (5–19 серий)», то первый не вошел даже в число номинантов.

Жанры, которых нет

Когда смотришь на шорт-лист XII Премия АПКит, понимаешь, что многие жанры до него просто не добрались. Например, игрового семейного контента в нем практически нет, хотя в онлайн-пространстве его очень и очень много. Это не ошибка жюри: из-за того, что прокат перенасыщен проектами такого рода, в онлайн-кинотеатрах почти все сериалы, рассчитанные на семейную аудиторию, заходят очень слабо. Да и сами продюсеры работают с ними по остаточному принципу, не видя существенного потенциала для своей аудитории. Взять хоть «Любопытную Варвару» (Wink, реж. Юрий Коробейников) — милое детективное действо о десятилетней сыщице, которое банально не выстрелило, несмотря на солидную рекламную кампанию.

Ситуация с подростковыми сериалами чуть лучше: продюсеры решили бороться за молодежную аудиторию с помощью фэнтези — в прошлом году на экраны вышло роскошное визуальное шоу «Последний богатырь. Наследие» (START, реж. Антон Маслов) и «Наследники. Дар крови» (Wink, реж. Антон Федотов, Александр Бабаев). Первый стал полноценным хитом, второй смотрели с трудом даже преданные фанаты жанра. Правда, члены жюри АПКит отнеслись сдержанно к обоим проектам: даже «Последний богатырь» выиграл только «технические номинации» («Лучшие визуальные эффекты» — компания Film Direction, «Лучшая работа художника по гриму» — Айгуль Хабирова и Оксана Деревянко). Видимо, жанру фэнтези, как и фантастике, еще только предстоит занять свое место под солнцем в российской киноиндустрии.

 

Автор: Вера Аленушкина

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Кино и театр
22 мая 2025

Владимир Кошевой: «Чем меньше рассказываешь публике, сколько литров крови пролито, тем ей интереснее»

Кино и театр
15 мая 2025

Иван Соснин: «Хотелось бы, чтобы чаще давали зеленый свет экспериментальным проектам»

Кино и театр
13 мая 2025

Москино и коммуникационное агентство Prophet получили премию «Серебряный лучник»

Кино и театр
24 апреля 2025

Олег Маловичко: «Мечта всех продюсеров — узнать, чего хотят люди»

Кино и театр
15 апреля 2025

Ни грамма фальши и формализма: Москонцерт отчитался о проектах и поделился творческими планами

Кино и театр
11 апреля 2025

«Аванс»: главный журнал о кино назовет лучших молодых актеров

Кино и театр
11 апреля 2025

Александр Челидзе: «Если вы теряете ощущение партнера, то нужно остановиться»

Кино и театр
31 марта 2025

Изумрудный город — не галлюцинация: В ДМТЮА показали «Новые приключения Элли и ее друзей»

Кино и театр
27 марта 2025

Александр Федоров: «Театр — дело хорошее, но жестокое»

Кино и театр
20 марта 2025

Дмитрий Суворов: «Объем графики в “Ждуне” ничуть не меньше, чем в “Чебурашке”»

Кино и театр
13 марта 2025

Возвращая культуре память

Кино и театр
06 марта 2025

Александр Амиров: «Сказки не закончатся никогда»  

Кино и театр
03 марта 2025

Огонь и магнетизм: рейтинг самых страстных звёзд от «КиноРепортера»

Кино и театр
20 февраля 2025

Андрей Фурманчук: «Я не тот продюсер, кто готов обсуждать исключительно финансовую сторону проекта»

Кино и театр
18 февраля 2025

На сцене МТЮЗа состоится премьера спектакля «Торговцы резиной»

Кино и театр
18 февраля 2025

Вадим Быркин: «Зрителю интересно большое динамичное кино, а не экранизация советского учебника по истории»

Кино и театр
06 февраля 2025

Совпадения не случайны: кино, основанное на реальных событиях

Кино и театр
23 января 2025

Экосистемы вокруг фильмов и сериалов: зачем они нужны и как повысить их эффективность

Кино и театр
22 января 2025

Мифы и легенды уральского драматурга Владимира Зуева

Кино и театр
09 января 2025

Игорь Волошин: «Горд, что “Волшебник” — не копия голливудских проектов»