Кино и театр
14 October 2025
11 минут
Поделиться

Эльшан Мамедов: «У нас все привыкли к тезису, что театр неокупаем, хотя это противоречит всей его истории»

Эльшан Мамедов: «У нас все привыкли к тезису, что театр неокупаем, хотя это противоречит всей его истории»

Фото предоставлено пресс-службой театра "Ателье"

7 и 8 октября в Доме музыки состоялась премьера независимого театра «Ателье» – «Дорогая Елена Сергеевна». За пьесу Людмилы Разумовской, которую широкий зритель знает благодаря фильму Эльдара Рязанова, взялся режиссер Павел Пархоменко. Он не первый раз сотрудничает с продюсером Эльшаном Мамедовым. Их предыдущий совместный проект «Зал ожидания» по пьесе Виктора Аима со Светланой Ходченковой в главной роли второй сезон идет на сцене Театра Ермоловой.

Эльшан Мамедов не только успешный театральный продюсер и преподаватель, но и эксперт премии в области исполнительских искусств «Арт-платформа», церемония вручения которой состоится 18 октября. Организатор – Агентство креативных индустрий (АКИ) столичного Департамента культуры, руководитель «Арт-платформы» – Дмитрий Бикбаев.

В интервью Эльшан Мамедов рассказал о том, почему жалеет тех, кто не работает в театре, о чем должен помнить продюсер, а также о том, как популярный французский драматург Флориан Зеллер пробудил интерес к советской пьесе.

– Пьесу «Дорогая Елена Сергеевна» не часто увидишь в афише театров. Почему решили сейчас за нее взяться?

– Меня часто упрекают в том, что в нашем репертуаре одна сплошная зарубежная драматургия, в основном англо- и франкоязычная, и совсем нет наших авторов. На что я всегда честно отвечаю, что наши современные драматурги пишут пьесы на очень небольшую аудиторию, буквально на 100 мест, дайте мне текст, который подойдет для зала на 1000 человек, и я сразу же начну репетировать. На этом обычно все разговоры и заканчиваются. Но тут произошла совершенно удивительная история. В наше авторское агентство написали партнёры из Парижа - один из ведущих французских драматургов Флориан Зеллер (мы представляем его интересы в нашей стране) очень хочет сделать адаптацию «Дорогой Елены Сергеевны» для французской сцены, не можем ли мы помочь получить разрешение у автора? Я очень удивился - откуда он знает этот текст? На всякий случай даже отправил ему ссылку на фильм «Дорогая Елена Сергеевна», который снял Эльдар Рязанов с блестящей Мариной Нееловой. В ответ я получил дополнительное подтверждение о серьёзности намерений. Вот такая «отмена русской культуры» получается. Под это дело я решил перечитать пьесу, и понял, что она совершенно сегодняшняя. И мы начали делать свой спектакль.

Фото предоставлено пресс-службой театра "Ателье"

– Кто занят в постановке?

– Помимо Екатерины Климовой, которую все само собой знают по кино и по нашим Love Letters, в спектакле заняты очень интересные молодые артисты. Так Артем Ляшенко, Татьяна Романова и Арсений Вайс в этом году окончили Школу-студию МХАТ, курс Евгения Писарева. Артем и Татьяна играют в Театре Пушкина, Арсений - актёр театра на Малой Бронной. Даня Киселёв – свободный художник и активно снимается в кино, Сергей Занемонец играет в Театре Ермоловой, Станислав Кардашев – ведущий молодой артист Театра Маяковского, Дарья Балабанова – актриса Театра Моссовета. Все разные, но все очень классные.

Фото предоставлено пресс-службой театра "Ателье"

– Павел Пархоменко также поставил спектакль «Зал ожидания» со Светланой Ходченковой в главной роли.

– Да, это наша премьера прошлого сезона. Это наша не первая совместная работа со Светой Ходченковой. Страшно сказать – пятая. Так получилось, что на профессиональной сцене она играла только у нас. Сразу после театрального института она сыграла у нас в спектакле Виктора Шамирова «Госпиталь «Мулен Руж». Затем была «История любви. Комедия ошибок», где она играла с Александром Устюговым, другие работы. И вот сейчас «Зал ожидания» Виктора Аима. Мне интересно не только подсаживать людей на театр, но и знакомить людей, а иногда и целые театры, с новыми авторами.