С 23 августа, в рамках Московской международной недели кино, стартует III Фестиваль документального контента стриминговых платформ — Original+DOC. В его конкурсе будут представлены документальные фильмы и сериалы российских стримингов — все их аудитория увидит впервые. О том, чего ждать от фестиваля и чем может удивить современная отечественная документалистика, мы поговорили с программным директором смотра — Сусанной Альпериной.
— Сусанна, давай начнем с личного: как выглядят будни программного директора за несколько дней до фестиваля?
— Напряженно. Это только кажется, что если программный директор отсмотрел все присланные проекты и сделал выбор, то на этом работа заканчивается. Нужно все время быть на связи с командой, постоянно придумывать, как лучше составить расписание, как подать тот или иной фильм. Так что занятий хватает.
— Что самое сложное в жизни программного директора?
— Главная головная боль, как мог бы сказать Козьма Прутков, это «впихнуть невпихуемое». То есть взять в программу все, на что ты положила глаз. В этом году из-за перенасыщенности фестиваля мы вынуждены перенести две программы на позднюю осень — это выставка постеров документальных проектов и «Биржа доков. Ищу стриминг». Кстати, «Биржа» — отличная возможность для авторов документальных фильмов и сериалов показать свои работы стриминговым сервисам и онлайн-кинотеатрам (причем проекты могут быть в разной степени готовности).
— Если мы говорим о «перенасыщенности», значит ли это, что количество документальных проектов на стримингах растет?
— О да! Уже на первом фестивале стало понятно, что документальных проектов на стримингах гораздо больше, чем мы думали. А начиная со второго года я и вовсе начала тонуть: интересного материала хватает на несколько смотров.
— Почему стриминги так увлеклись документалистикой? Научились ее монетизировать?
— Не думаю, что доки приносят какую-то баснословную прибыль. Но зрительский запрос на них есть, и платформы это чувствуют: люди охотно смотрят игровые сериалы, снятые на основе реальных событий, — это вообще очень мощный триггер. Однако далеко не всегда есть возможность снять художественное кино про какого-то конкретного музыканта, спортсмена или путешественника, поэтому снимается документальное — и люди его с удовольствием смотрят.
Плюс стриминги снимают документалистику в особом формате и вкладывают в проекты немалые деньги. Для аудитории это тоже важно.
— То есть можно говорить о стриминговых доках как об отдельном направлении в документалистике?
— Только так о нем и говорю. Это действительно отдельное направление. Проекты создаются на стыке авторского и телевизионного кино, плюс в этот «коктейль» подмешивается сериальный принцип. Стриминги снимают документальные сериалы так, чтобы зацепить зрителя с первых кадров, — и это работает.
— Сусанна, я недавно обсуждала с коллегами документальный проект, где была очень необычная история и невероятная героиня. Но снят он был, мягко говоря, средне. И в ответ на мои претензии коллеги пожимали плечами: «Ну, что же ты хочешь, это же док…»
— Такой подход постепенно уходит в прошлое. Одна из причин: бюджеты, выделяемые фондами на документалистику, в том числе и бюджеты, выделяемые государственными фондами, сильно выросли. Конечно, есть проекты, для которых чрезвычайно важна информация. В них визуальная составляющая не является первостепенной. Они могут делаться вообще без денег: в кадре просто сидит человек, говорящий невероятные вещи, и ты слушаешь его, открыв рот. Бывает и по-другому: фильм получает огромную финансовую субсидию, но в нем ничего нет, кроме говорящих голов.
Я же считаю, что хорошее документальное кино – как художественное. Оно может быть разным, но всегда захватывающим. И уникальный авторский подход в нем должен быть виден.
— А по каким критериям ты собираешь программу?
— По одному-единственному принципу: я эгоистка и мне кажется, что то, что понравится мне, должно быть принято и другими. Если вижу, что док сделан талантливо, хочу, чтобы его увидело как можно больше зрителей.
Но уж так получается, что тенденции фиксирую тоже. Например, в прошлом году появилось много документальных проектов о путешествиях — мы даже провели круглый стол, посвященный этому тренду. В этом году ощущается преобладание сериалов о ручной работе. В конкурсе Original+DOC есть мультимедийный проект «История игрушек. Из России с любовью» Станислава Ахунова, сериал «Народные художественные промыслы» Бориса Никлависа и «Русский Милан» Ксении Казазаевой, рассказывающий про моду.
А еще все мы знаем, что в последнее время появилось много игровых проектов, связанных с самыми личными и интимными темами. И документалистика, видимо, этот тренд подхватывает…
— Поэтому в конкурс Original+DOC вошло два проекта про секс…
— Именно! Когда мне предложили «Историю русского секса» Андрея Маяцкого, я, честно говоря, немного испугалась. Но потом посмотрела, мне понравилось, и пошла дальше. Я знала, что KION разрабатывает фильм «Секс в СССР» Никиты Кононова, и решила за него побороться. Вообще, работа программного директора — это как торговля на рынке. У онлайн-кинотеатров и стримингов свои представления, что они хотят отдать на фестиваль, у меня — другие. И дальше начинается жесткий процесс торговли, который также можно сравнить и со спортом — например, с фехтованием. К счастью, все получилось, эти проекты мы покажем одним блоком, чтобы была возможность сравнить, как на эту тему говорили раньше и как сейчас.
— Вообще-то говорить об этом было не принято…
— Согласна, но в «Истории русского секса», например, все показано гораздо целомудреннее, чем в игровом кино. Однако подача настолько оригинальная, что не увлечься невозможно. Есть даже элементы анимации.
— Я также вижу в конкурсе проект, связанный с медициной…
— В 2024 году режиссер Александр Македонский и его команда выпустили док-сериал «Со всеми бывает» — о людях с особенностями ментального развития. И в нем снимались звезды, которые не побоялись признаться на камеру, что у них, например, биполярное расстройство, — это помогло многим людям со сходными проблемами. Сейчас Александр закончил другой проект, связанный с медициной, — «Рак. На пороге открытия». Он посвящен новейшим методам в лечении онкологии, и в нем тоже вы увидите известных людей, которые или борются со своей болезнью, или уже ее победили. Ярчайший, полный оптимизма проект, который обязательно нужно посмотреть.
— А что скажешь по поводу программы дебютов?
— В последние несколько лет дебютов действительно появилось много, в том числе документальных. Поэтому мы тоже сделали такую программу, хотя не уверена, что она будет регулярной. Молодые режиссеры сейчас охотно идут в документалистику…
— Видимо, в финансовом плане снять док гораздо проще...
— Не скажи. На питчингах неигровых проектов в Минкультуры борьба за получение субсидий нешуточная: там и конкурс жестче, и эксперты гораздо придирчивее на защите… Так что это иллюзия, что деньги найти легко. Другое дело, что объемы финансирования требуются все-таки меньшие, но их тоже нужно где-то взять.
— Какие темы в приоритете у дебютантов?
— Они любят снимать кино музыкальное. К примеру, у нас был документальный сериал Кирилла Алехина «Громко и нежно» — о пятерых девчонках из разных городов, решивших заниматься музыкой. Это чудеснейший, искренний док, ставший призером нашего фестиваля.
Также дебютанты обожают путешествовать и открывать что-то новое: об этом они тоже много снимают. Всем советую документальный сериал «Как я познакомился со своей мамой» (режиссер Атана Агрба). В нем мать продюсера, известный тележурналист, вместе с другом сына, популярным блогером, отправляются в путешествие по России — и выясняется, что они абсолютно друг друга не понимают, потому что говорят практически на разных языках. Такое вот столкновение менталитетов.
Я, кстати, не люблю, когда фильм начинает транслировать какие-то прописные истины, которые мир для себя давно открыл. Или когда сценарист увлекается пересказом Википедии — это всегда чувствуется. Подобные проекты стараюсь в программу не брать. Всегда хочется, чтобы в фильмах были личные открытия автора, его эмоции, особая, индивидуальная манера рассказа, личное художественное решение. И я рада, что в нашей программе дебютов такие есть.
— Также знаю, что рамках спецпоказов Original+DOC покажет фильмы с других смотров…
— Я всегда за то, чтобы фестивали дружили, а не ставили друг другу подножки. В прошлом году мы участвовали в программах двух дружественных смотров — открыто дружим с «Посланием к человеку», Beat Film Festival, новым фестивалем «ОЗА». В этом пригласили к себе в гости кинофестиваль «Неизвестная Россия»: в рамках его презентации состоится показ фильма «Мой друг Сега» Артема Гряника. С ним связана необычная история: в 2023 году мы показали сериал «Белые вороны» — о людях с особенностями ментального развития, которые, тем не менее, смогли реализоваться. Проект получил две награды, включая приз за «Оригинальное операторское видение», отлично прошел на платформе Premier, а потом получил спин-офф — игровой полный метр об одном из героев, который мы и покажем.
— Сусанна, и последний вопрос: каким ты хочешь видеть фестиваль через 5–10 лет?
— Когда мы делали первый фестиваль Original+, я боялась, что количество стриминговых сервисов начнет сокращаться, их останется один или два (тогда такие разговоры были). К счастью, этого не произошло: и платформ, и документального контента не стало меньше. Поэтому главная моя надежда — что вложения в документальное кино будут расти и производство доков будет развиваться. Мы, со своей стороны, делаем для этого все возможное: работаем с аудиторией, пытаемся целенаправленно приучить ее к смотрению документальных фильмов и сериалов. То есть не просто показываем кино, а придумываем какие-то активности, связанные с сутью каждой ленты, — чтение, рисование, приготовление еды, показ мод, игра в шахматы… И на фоне этого у потенциальных зрителей формируется интерес к тому или иному проекту.
Поэтому очень горжусь, когда фильмы и сериалы, которые мы нашли и показали, например «Алексей Балабанов. Послесловие» (режиссер Константин Смилга) или «Медведева VS Медведева» (режиссеры Андрей Фурманчук, Руслан Трещев) становятся лауреатами крупных национальных премий, таких как «Ника», «АПКиТ», «Большая цифра», Национальная премия веб-индустрии и другие. Я чувствую такую радость, как будто мой ребенок медаль на Олимпиаде получил. Или когда проект буквально во время фестиваля находит стриминг, как было с документальным альманахом «Харама» — дебютом в неигровом кино известного якутского режиссера Дмитрия Давыдова, — его забрала себе платформа «Смотрим». Или буквально вчера узнала о том, что один фильм из нашей программы дебютов в этом году взял под свое крыло известный продюсер. Ради этого мы и работаем.
Автор: Вера Аленушкина