Кино и театр
17 июня 2025
5 минут
Поделиться

Игорь Чапурин представил эскизы костюмов и декораций к балету «Дягилев»

Игорь Чапурин представил эскизы костюмов и декораций к балету «Дягилев»

Фото предоставлено пресс-службой проекта

Презентация прошла в бутике CHAPURIN. На вечере присутствовали исполнители главных ролей ведущие танцовщики Большого театра прима-балерина Элеонора Севенард и премьер Денис Родькин, а также  сопредседатель фонда «Нам нужен Дягилев» Сергей Шитьков. Премьера балета состоится 24 и 25 июня в Большом театре.

 «Дягилев» — это переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства. 

Хореограф-постановщик Алессандро Каггеджи и режиссер-постановщик Сергей Глазков создали рассказ об уникальной эпохе начала XX века, когда прогресс мчался, обгоняя время, а творчество неумолимо отвоевывало новые территории в галереях, театрах и просто на улице. Основной темой балета стала судьба величайшего импресарио прошлого столетия Сергея Дягилева (премьер Большого театра Денис Родькин), его прирожденный творческий талант, а также история создания балета «Дафнис и Хлоя». 

Сам балет лишь лейтмотив спектакля, скорее повод вывести на сцену истинных героев этой драмы. Именно Героев, ведь Дягилеву удалось собрать столь непохожих и противоречивых титанов искусства. Морис Равель (премьер Большого театра Вячеслав Лопатин), Лев Бакст (премьер Большого театра Денис Савин), Михаил Фокин (премьер Большого театра Семен Чудин), Вацлав Нижинский (премьер Большого театра Дмитрий Смилевски) и Тамара Карсавина (прима Большого театра Элеонора Севенард). Каждый из них оставил неизгладимый след в истории искусства. Дягилев — ось сюжета, источник, центральное звено алхимического процесса, имя которому — репетиция. Дягилев, подобно демиургу, создает свои миры. 

Костюмы и декорации для постановки создал дизайнер Игорь Чапурин.

— Великие хореографы позволяли мне учиться на их совершенстве и профессионализме. И до сих пор, несмотря на то что я много сделал всего по миру, каждый спектакль — это большое поклонение тем людям, которые доверяют мне. Как бы то ни было, я fashion-дизайнер, и я из другого немного мира. А в нашем спектакле «Дягилев» я отвечаю и за костюмы, и за декорации. И я очень благодарен команде, которая мне доверилась. Это был гениальный человек, и пройти через его гений, судьбу, любовь, страсть, радости, подъемы, предательства — это все я пропускал через себя. То, к чему мы пришли, это все равно очень романтичная история. Это не история страданий великого человека, хотя Денису придется страдать бесконечно, а история великого человека, которому рукоплескал весь мир. Надеюсь, что все это нам удастся передать через танец, через фактуру и через костюмы, — отметил Чапурин.

Фото: Ксении Поздняковой

Для Игоря Чапурина это не первый опыт сотрудничества с Большим театром. Так, в 2005 году Чапурин делал декорации и костюмы для балета Леонида Мясина «Предзнаменование». В 2024 году он стал автором костюмов к балету Вячеслава Самодурова «Буря».

— Я умудрился начать учиться на Большом театре и там и продолжаю, — пошутил дизайнер.

При этом за свою карьеру он успел поработать с хореографами в диапазоне от Юрия Посохова и Максима Севагина до Маргариты Донлон и Анжелена Прельжокажа. В драматическом театре он в первую очередь ассоциируется с постановками Олега Меньшикова «Игроки» и «Горе от ума».

Когда же в ходе презентации ведущая вечера отметила, насколько все будут рады увидеть Игоря Вячеславовича в роли сценографа и художника по костюмам, дизайнер сказал, что именно так выглядит его самый страшный сон. Оказалось, что порой модельеру снится, что перед началом спектакля его срочно вызывают на сцену, так как «танцовщик не может танцевать». А потому он искренне надеется, что увидят его исключительно в виде декораций и костюмов, а на сцену не выпустят.

Фото предоставлено пресс-службой проекта

Передать образ Дягилева на сцене предстоит Денису Родькину.

— Мы много раз обсуждали с Игорем Чапуриным эпоху Дягилева. Он мне много рассказывал об искусстве того времени. А потому, когда возникла мысль об этом балете, то мне показалось, что Игорь Чапурин — идеальный кандидат для создания костюмов. Кроме того, он много работал в балете, а потому точно знает, как сделать классические элегантные брюки, в которых можно и сделать шпагат, и прыгать, и поднимать партнершу, — сказал Денис Родькин.

На вопрос, каково это — танцевать в мехах, цилиндре и с тростью в руках, Денис сказал, что только такой опытный художник, как Игорь Чапурин, может создать танцовщику необходимое сценическое удобство и при этом попасть и в образ и в то время, в котором происходит действо.

Стоит отметить, что костюмы создавались не только для главных героев, но и для кордебалета, так как в балете будет показано закулисное пространство и то, как ставился балет «Дафнис и Хлоя», то, как собирается спектакль.

— Идея этого балета пришла не в один день, не в одну минуту и даже не в один месяц. Мы познакомились с Сергеем Владимировичем Шитьковым, и он предложил поставить балет «Треуголка» в современной хореографии, я предложил встречное — поставить балет «Дафнис и Хлоя». Но потом, когда появился проект «Нам нужен Дягилев», стало ясно, что нам необходим абсолютно новый спектакль «Дягилев». Мы хотели сделать балет не про жизнь Дягилева, а про его внутренний мир, способности, про его мышление и про его видение искусства. Для того чтобы искусство развивалось, нужно показывать не только то, что было сделано когда-то, но и делать что-то свое. Опять же, превзойти оригинал всегда труднее, чем сделать нечто свое, — подчеркнул Денис Родькин.

 

— Я всегда стараюсь давать своим проектам модное прочтение, потому что зрители хотят видеть нечто новое, и делать копию того времени совершенно бессмысленно, — подчеркнул Игорь Чапурин. — А потому наш Дягилев — пижон, он графичен и красив. Самым сложным было не подсматривать в работы Бенуа, Бакста и всех тех художников, которые работали с Дягилевым и на Дягилева.

Фото предоставлено пресс-службой проекта

При этом в костюмах каждого героя есть отсылка к образу Дягилева, потому что его личность влияла на каждого, кто с ним соприкасался.

Что получилось, можно будет увидеть совсем скоро — 24 и 25 июня. При этом создатели убеждены, что у спектакля сложится судьба и после этих двух показов.

 

Автор: Ксения Позднякова, автор телеграм-канала "Ксюша рекомендует"

 

 

 

 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Кино и театр
03 июня 2025

Олег Машковцев: «Фестиваль-лаборатория «ГИТИСFEST. Театральное Приволжье» имеет стратегическое значение»

Кино и театр
29 мая 2025

Сериалы, которые мы смотрим: анализируем результаты XII Премии АПКит

Кино и театр
22 мая 2025

Владимир Кошевой: «Чем меньше рассказываешь публике, сколько литров крови пролито, тем ей интереснее»

Кино и театр
15 мая 2025

Иван Соснин: «Хотелось бы, чтобы чаще давали зеленый свет экспериментальным проектам»

Кино и театр
13 мая 2025

Москино и коммуникационное агентство Prophet получили премию «Серебряный лучник»

Кино и театр
24 апреля 2025

Олег Маловичко: «Мечта всех продюсеров — узнать, чего хотят люди»

Кино и театр
15 апреля 2025

Ни грамма фальши и формализма: Москонцерт отчитался о проектах и поделился творческими планами

Кино и театр
11 апреля 2025

«Аванс»: главный журнал о кино назовет лучших молодых актеров

Кино и театр
11 апреля 2025

Александр Челидзе: «Если вы теряете ощущение партнера, то нужно остановиться»

Кино и театр
31 марта 2025

Изумрудный город — не галлюцинация: В ДМТЮА показали «Новые приключения Элли и ее друзей»

Кино и театр
27 марта 2025

Александр Федоров: «Театр — дело хорошее, но жестокое»

Кино и театр
20 марта 2025

Дмитрий Суворов: «Объем графики в “Ждуне” ничуть не меньше, чем в “Чебурашке”»

Кино и театр
13 марта 2025

Возвращая культуре память

Кино и театр
06 марта 2025

Александр Амиров: «Сказки не закончатся никогда»  

Кино и театр
03 марта 2025

Огонь и магнетизм: рейтинг самых страстных звёзд от «КиноРепортера»

Кино и театр
20 февраля 2025

Андрей Фурманчук: «Я не тот продюсер, кто готов обсуждать исключительно финансовую сторону проекта»

Кино и театр
18 февраля 2025

На сцене МТЮЗа состоится премьера спектакля «Торговцы резиной»

Кино и театр
18 февраля 2025

Вадим Быркин: «Зрителю интересно большое динамичное кино, а не экранизация советского учебника по истории»

Кино и театр
06 февраля 2025

Совпадения не случайны: кино, основанное на реальных событиях

Кино и театр
23 января 2025

Экосистемы вокруг фильмов и сериалов: зачем они нужны и как повысить их эффективность