Кино и театр
06 марта 2025
8 минут
Поделиться

Александр Амиров: «Сказки не закончатся никогда»  

Александр Амиров: «Сказки не закончатся никогда»  

Фото предоставлено пресс-службой Александра Амирова

Мартовские праздники российский кинопрокат встречает при полном параде: в кинотеатрах за внимание зрителя будут бороться сразу несколько крупных релизов. Один из них — семейная киносказка «Царевна-лягушка», пересказывающая известный сюжет на новый лад и приближающая его ко дню сегодняшнему. Главные роли сыграли Валентина Ляпина, Никита Кологривый, Роман Курцын и Алиса Руденко, а в режиссерское кресло сел Александр Амиров, который, помимо съемок собственных картин, активно работает как режиссер монтажа: в его фильмографии значатся «Внутри убийцы», «Очевидное невероятное», «Преступление и наказание», «Библиотекарь», «Топи» и многие другие.

IPQuorum встретился с Александром Амировым, чтобы поговорить о новом фильме, о перспективах и традициях жанра киносказок и о том, почему история о маленьком зеленом лягушонке актуальна именно сейчас.

Фото предоставлено пресс-службой Александра Амирова

— Александр, вы очень успешный, состоявшийся режиссер монтажа. И вдруг вы оказались в режиссерском кресле. Почему?

— Не вдруг. Режиссером я был изначально. А монтаж в какой-то момент оказался путем компромисса. Потому что, во-первых, это надежный заработок, а во-вторых, он дает необходимые контакты и возможность учиться у выдающихся режиссеров. Сам же я снял «Тэли и Толи» (2015) и «Решала: Брат» (2022).

— Как бы то ни было, после вашего полнометражного режиссерского дебюта «Тэли и Толи» прошло десять лет. Почему пришлось так долго ждать большого проекта?

— «Тэли и Толи», на мой взгляд, абсолютно не стыдный проект, у него несколько фестивальных наград, но он получился, скорее, авторским, чем коммерческим. А продюсерам, работающим на территории большого зрительского кино, сложно взять режиссера без опыта успешных кассовых фильмов. С другой стороны, многие воспринимали и воспринимают меня только как режиссера монтажа, которого не хотели терять. Один из продюсеров мне так и сказал: «Как мне потом с тобой монтировать, если ты режиссером будешь?»

— Как бы то ни было, вам удалось это предубеждение  преодолеть…

— Да, и это для меня серьезное испытание. К счастью, я взялся за проект, который мне интересен. Это сложно-постановочное кино. А мне всегда хотелось снимать фильмы, где много экшена, спецэффектов и где возможности технического разнообразия средств соединяются с творческим взглядом на производство.  

— С другой стороны, ваш предыдущий фильм — «Решала». Между брутальным боевиком и детской сказкой дистанция огромного размера…

— Я, наверное, универсал. Плюс меня учили мастера, что режиссер должен уметь снять все, включая телефонную книжку. Так что в любой истории я стараюсь найти что-то, что по-настоящему важно и что будет трогать зрителя. Да и в принципе разноплановости не надо бояться: нужно пробовать себя в разных жанрах и формах. Главное, чтобы было интересно — и тебе, и аудитории.

Фото предоставлено пресс-службой Александра Амирова 

— А чем конкретно «Царевна-лягушка» сможет зацепить аудиторию? Чем она отличается от других российских киносказок?

— Я слышу много разговоров о том, что киносказок стало чересчур много. Но, послушайте, универсальные семейные фильмы, которые бы цепляли и взрослых, и детей всех возрастов, можно пересчитать по пальцам.  Теплых, содержащих какую-то трогательную интонацию и при этом захватывающих — очень мало. А мне хотелось снять именно такое кино. Из ближайших ориентиров назову франшизу «Приключения Паддингтона», где очень складная, цельная история, где отлично прописанный сценарий и не менее отличная игра актеров. И честно скажу, что мы сделали все, чтобы приблизиться к этому уровню.

— Один известный режиссер, активно снимающий киносказки, сказал мне в интервью, что сказок в детстве он не читал. А вы? Была в вашей жизни какая-то особая сказка?

— В моей жизни было множество сказок: я их любил и смотреть, и читать. До сих пор часто вспоминаю «Сказку странствий» Александра Митты, ставшую чуть ли не самым необычным впечатлением моего детства. Я тогда до дрожи боялся всех элементов хоррора, меня шокировал образ чумы и завораживала сцена, когда Андрей Миронов улетал из крепости куда-то на крыльях… Из аудиосказок назову «Алису в Стране чудес» с Владимиром Высоцким, которую я невероятно любил. И конечно, «Там, на неведомых дорожках…» Михаила Юзовского…

 — Прекрасное кино из восьмидесятых!  

 — Да, и думаю, один из его секретов в том, что он очень смело и нестандартно интерпретирует сказочный мир: вводит в него нашего современника, а каждому знакомому и любимому персонажу дает новый ракурс. Мы, кстати, работая над «Царевной-лягушкой», постарались пойти той же дорогой. И даже что-то вроде приветов передали той бессмертной сказке. К примеру, наш Кощей в исполнении Никиты Кологривого многое перенял у Кощея Александра Филиппенко.

— А вам лично какая именно концепция близка: когда сказка снимается максимально близко к первоисточнику или когда она переводится на современный язык?

— Мне кажется, любые эксперименты оправданы, если они помогают сделать живой и интересный проект, разговаривающий с аудиторией на современном языке. В любом случае могу сказать, что все новое детям всегда интересно. И они-то к экспериментам готовы больше, чем взрослые. Особенно если речь идет о сказке.

Кстати, мы же знаем много сказочников, писавших про современность. Тот же Льюис Кэрролл. Он же не про дела минувших дней рассказывал. Наоборот: он описывал реалии, узнаваемые девочкой. И в этом один из плюсов его гениальных сказок.

— Тогда давайте посмотрим на вопрос чуть шире. Создатели одного из самых удачных фильмов прошлого года — «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко — почти полностью отказались от сюжетной канвы, предложенной Киром Булычевым: они лишь позаимствовали у него главных персонажей, а историю написали сами. Вам близок такой подход?

— У меня в голове нет каких-то универсальных концепций. И мне кажется, подходы к адаптациям и экранизациям могут быть разными, если в итоге они работают на проект, а не против него. Хотя, конечно, многое зависит от первоисточника. Шекспир, например, всегда будет актуален: хоть в классическом варианте, хоть в экспериментальном — такой материал хватки не теряет.

С другой стороны, есть литературные произведения, которые необходимо тщательно переводить на киноязык и что-то домысливать, простраивать драматургически — иначе сила и обаяние книги на экране ощущаться не будут. В «Царевне-лягушке» мы, кстати, пошли похожим путем. Ведь сказку знают буквально все. И фабула в ней очень простая. Для современного большого сказочного блокбастера этого мало. Поэтому наши сценаристы — Василий Ровенский и Ольга Клемешева — много времени потратили на поиск новой, эффектной сценарной формулы. В итоге наша героиня-лягушка оказалась на поле для гольфа, и прилетает к ней не стрела, а мячик. О других «новшествах» не скажу, но поверьте, что их хватает. И на мой взгляд, это неожиданное и актуальное решение, которое помогает взглянуть на хорошо знакомый сюжет с нового ракурса.

Фото предоставлено пресс-службой Александра Амирова

— Кстати, по поводу сюжета. Если рассматривать его с точки зрения лягушки, то получается, что девушки XXI века до сих пор занимается только тем, что ждет, когда к ней прилетит стрела (или мячик) от прекрасного принца…

— Не все так просто. Наша лягушка умеет мечтать и от этого занятия не отказывается. Более того: она борется за свое счастье. Так что наша история не про то, как девушка дождалась своего принца, а про то, что человек, бегущий за мечтой и готовый драться за свою любовь, всегда переупрямит любую судьбу.

Иван Царевич в нашей интерпретации тоже, кстати, не рохля. Изначально он кажется богатеньким мальчиком-мажором, играющим в гольф, но постепенно в нем пробуждается характер — и в итоге он поступает благородно.

— Получается, что от сказки 1938 года, снятой Александром Роу, вы ушли довольно далеко.

— Да, у нас абсолютно самостоятельная история, она иными глазами смотрит на мир.

— Александр, а почему в российской киноиндустрии несколько лет назад начался бум на киносказки? Почему они вдруг оказались настолько востребованными?

— Мне кажется, основная причина в том, что кино по-прежнему остается главным развлечением для семьи. Когда родители выбирают, куда с ребенком пойти, вариантов несколько. Один выходной в месяц можно устроить спортивным, в другой — покататься на каруселях, а в третий вы все равно пойдете в кино. А в кинотеатре выберете фильм или мультфильм, который будет интересен и вашему ребенку, и вам. Я сужу по себе: со своей дочкой раз в месяц я точно иду в кино. Потому что это настоящее удовольствие — побаловать себя сильным впечатлением в перерыве между прогулками. Так что спрос на такого рода фильмы всегда будет высок.

С другой стороны, семейные блокбастеры — огромный толчок для развития российской киноиндустрии. После ухода крупных голливудских компаний на нашем рынке образовалась пустота, которую было нужно срочно заполнить — и в первую очередь, конечно, мы взялись за сказки, ведь это фильмы, на которые приходит максимальное количество зрителей: три-четыре человека от одной семьи. То есть, с одной стороны, наши кинокомпании получили возможность заработать, а с другой — укрепиться в производственной части и натренировать маркетинговые мускулы. Раньше это было практически невозможно — просто потому, что рынок был занят.

— Но ведь голливудские киностудии через пару лет могут вернуться. Что тогда будет с отечественным кинопроизводством?

— Тут важно, чтобы была добросовестная конкуренция. К сожалению, власть капитала часто побеждает, поэтому крупная международная корпорация способна переиграть местные кинокомпании, особенно если национальная киноиндустрия недостаточно сильна. Это касается на только сферы кино. Мейджор способен задавить более мелких производителей объемом, демпингом и т. д.

— Александр, но ведь российские сказки рано или поздно закончатся. Уже сейчас у зрителя формируется стойкое ощущение, что отснята (или находится в производстве) львиная часть отечественного фольклора. Когда этот источник иссякнет, что будем делать?

— Сказки не закончатся никогда. Появятся новые Волковы или Успенские, то есть одаренные люди, которые напишут современные сказочные истории. Да и дети же не исчезнут, правда?! А это значит, что главный потребитель контента всегда будет появляться. Поэтому сказки с каждым годом будут востребованы все больше и больше.

 

Автор: Вера Аленушкина

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Кино и театр
03 марта 2025

Огонь и магнетизм: рейтинг самых страстных звёзд от «КиноРепортера»

Кино и театр
20 февраля 2025

Андрей Фурманчук: «Я не тот продюсер, кто готов обсуждать исключительно финансовую сторону проекта»

Кино и театр
18 февраля 2025

На сцене МТЮЗа состоится премьера спектакля «Торговцы резиной»

Кино и театр
18 февраля 2025

Вадим Быркин: «Зрителю интересно большое динамичное кино, а не экранизация советского учебника по истории»

Кино и театр
06 февраля 2025

Совпадения не случайны: кино, основанное на реальных событиях

Кино и театр
23 января 2025

Экосистемы вокруг фильмов и сериалов: зачем они нужны и как повысить их эффективность

Кино и театр
22 января 2025

Мифы и легенды уральского драматурга Владимира Зуева

Кино и театр
09 января 2025

Игорь Волошин: «Горд, что “Волшебник” — не копия голливудских проектов»

Кино и театр
30 декабря 2024

Финист vs Тотошка: главные фильмы новогодней битвы

Кино и театр
27 декабря 2024

Руководитель Благотворительного фонда актеров Лариса Назарова: «Свою роль нужно оттачивать так же, как мастера Палеха свое искусство»

Кино и театр
26 декабря 2024

Алексей Франдетти: «Люди ходят в театр за удовольствием»

Кино и театр
26 декабря 2024

Муха-Цокотуха стала джаз-дивой, а Комар — свободным художником: метаморфозы театра кукол

Кино и театр
13 декабря 2024

Владимир Панков признан лучшим режиссером за спектакль «Скоморох Памфалон» Центра драматургии и режиссуры

Кино и театр
29 ноября 2024

«КиноРепортер» вручил «Событие года»

Кино и театр
21 ноября 2024

Андрей Прикотенко: «Чтобы рассказать людям о том, что жизнь тяжела и беспросветна, театр не нужен»

Кино и театр
19 ноября 2024

Николай Акелькин: «Если главный герой интересен, фильм всегда «выстрелит»

Кино и театр
18 ноября 2024

«Событие года» — знак качества и антология отечественного кино

Кино и театр
14 ноября 2024

Екатерина Филиппова: «Талант всегда найдет возможность высказаться»

Кино и театр
05 ноября 2024

Наталья Бондарчук: «Лучшие фильмы о спорте всегда конфликтны»

Кино и театр
24 октября 2024

Александр Войтинский: «Людям близка идея, что печка сама привезет тебя к целям, пока ты сладко спишь»