Создаю крутую графику для себя и тебя. Топлю за оригинальность, путешествую и везде успеваю! – говорит о себе стрит-арт художник, граффитист Миша Мак. IPQuorum расспросил про фолк-ренессанс, монетизацию творчества, знания в области интеллектуальной собственности и умение продвигать свое творчество.
– Вы создатель стиля фолк-ренессанс. Поясните, что это за направление, что для него характерно?
– Креативная мысль всегда развивается – на разных этапах даю этому говорящие названия. История с «фолком» вошла в мой обиход с 2017 года, озаглавившись названием «сибирский фолк», как отсылка к тем местам, откуда взялось вдохновение в момент формирования всех моих навыков в один стиль. Чуть позже, с приходом далёких путешествий и международных проектов, я взял более широкий охват, переименовавшись в «фолк-ренессанс», что затрагивает народную культуру не только сибирскую, но и в целом глобальную. Намёк на возрождение тут не зря, так как я считаю, что предки оставляли нам послания в элементах культуры, что обязательно нужно изучать. Я решил делать это через призму своего времени, работая в актуальных жанрах и техниках. Сейчас, с 2024 года «фолк-ренессанс» перешел к новому этапу под названием «урбан-фолк».
– Как и когда вы начали рисовать? Почему решили пробовать себя в жанре стрит-арта и граффити?
– Я всегда рисовал, а в публичной среде начал себя пробовать году в 2000. Тогда я учился в школе и, вместе с приходом в мою жизнь субкультур, в сочетании с предрасположенностью к рисованию – граффити и стрит-арт постепенно начали входить в мою жизнь, наряду со скейтбордингом и музыкой.
– Город выступает как открытая галерея и ткань для арта, говорите вы. Сталкивались ли вы с неприятием своих работ или их уничтожением?
– Творчество может вызывать весь спектр эмоций как у зрителя, так и у творца. Я спокойно отношусь к каким-либо мнениям и конфронтациям – вижу в этом, поводы для дискуссий, что, зачастую, переносит нас на новый уровень восприятия. Любой отзыв или действия вокруг произведения – это хорошо.
– Как может монетизировать свое творчество стрит-арт-художник? Что для этого нужно? Насколько быстро вам удалось начать зарабатывать своим творчеством?
– Художник может монетизировать, а может и нет – всё это на его усмотрение. Каждая индивидуальная практика это своя история. У меня всё начиналось с графического дизайна, росписи на заказ, татуировок. Я понимал, что моё призвание ведёт к тому, чтобы принять через изобразительное все спектры жизни, в том числе и ремесленные. Здесь важно умение решать задачи, коммуницирование и определение ценности своего труда. Если с головой и расчетом к этому подходить, то первые результаты не заставят долго себя ждать.
– Насколько сложно получить возможность для осуществления проектов в городской среде?
– В плане паблик-арта нужно нарабатывать портфолио и репутацию, то есть подаваться на фестивали или находить места для интеграции своего творчества. В плане городских интервенций каждый сам отдает себе отчет и несет ответственность за сделанное. Мне, как урбанисту, интересно создавать комфортную среду в городе, так что мои интервенции часто хорошо и надолго приживаются. Я очень внимательно отношусь к выбору мест, сюжетов, форм и колористики для каждой ситуации. Гуляю, присматриваюсь, придумываю, беру на себя возможные риски.
– Создание татуировок — это способ заработка или продолжение творчества?
– У меня нет такого деления – тут работа, а там творчество. Я считаю, это устаревший тип мышления. Я просто нашел своё призвание и оно меня ведёт. Татуировка – это мощнейший жанр, который навсегда повлиял на меня и мой подход к творческой деятельности вообще. Можете считать, что все изображения, которые делаю – это татуировки на той или иной поверхности.
– Вы долго были частью команды «ТАКНАДО». Сейчас, если я правильно понимаю, вы независимый художник. Какие в этом для вас плюсы и минусы?
– Разъясняю. В 2008 мы объединились на почве совместного рисования. Когда совместное рисование отошло на второй план, активность команды снизилась. Тут надо понимать, что «Такнадо-команда» это лишь одна из сторон проекта. Также функционирует бюро заказов и бренд одежды. Кто-то решил дистанцироваться от команды в пользу других направлений – это нормально. Так или иначе название остаётся на слуху, что тоже хорошо.
Для меня команда есть в совместном креативе и рисовании, где-то оно проявляется до сих пор, где-то нет – тоже вполне себе интересный этап. У нас все уверенные и самостоятельные ребята, мы многому научились друг у друга, а на минусах сильно не фокусируюсь, я больше оптимист, но в меру!
– Как зародился отечественный стрит-арт? Можно ли говорить о том, что со временем сформировалась наша отечественная школа? Кем она представлена? В чем уникальность, и вообще можно ли так сказать о нашей отечественной школе — есть у нас свой узнаваемый почерк? И чем наши творцы отличаются или не отличаются от зарубежных: азиатских, европейских и так далее?
– Моё мнение, что именно в стрит-арте у нас текстовый движ преобладает. Какие-либо оригинальные высказывания к тому или иному месту регулярно появляются в инфополе, набирая резонанс. Авторов множество. Трафареты, плакаты – это гораздо реже. Но и на стыке жанров много классного есть – это ведь самое интересное, когда художник что-то необычное создаёт, что даже в жанр не укладывается. Отдельный жанр – это чисто русская заруба за понятия – что есть что, как это назвать, кто где попутал. Конечно, было б хорошо, чтобы зритель и медиа научились отличать граффити от мурала, стрит-арт от паблик-арта и т.д. А художнику всё-таки лучше делать что-то своё, чем укладываться в понятные рамки какого-либо сообщества или жанра.
– Какие темы, на ваш взгляд, чаще всегда отражаются в творчестве отечественных художников. Произошли ли какие-то ощутимые изменения в тематике творчества за последние пять лет?
– Темы у художников всегда те же, что и в обществе в целом. За последние 5 лет ощутимо выросло внимание к традиционным мотивам, во что я тоже внёс свой вклад. Историзм – это про нас. Связь с прошлым, от которого никуда не денешься – с ним можно и нужно родниться. Одновременно с этим у нас с цифровыми медиумами хорошо работают, что вместе с вышеуказанным весьма круто сочетается.
– Вы не ограничиваетесь стрит-артом: принты на одежде, иллюстрации, картины. Как возник интерес к теме защиты интеллектуальной собственности, о которой не так давно вы выпустили пост в своем Telegram-канале?
– Мне интересны все темы, которые так или иначе соприкасаются с творчеством. Темы авторских прав зачастую грустны, так как они часто появляются в инфо-поле на почве ощущения автором утраты своего произведения. Но это всегда привлекает внимание и как маркетинговый момент срабатывает. В канале FOLK3000 я пишу о разном, потому что мне просто нравится писать, это, знаете ли, расшевеливает мозг, держит его в тонусе. Ну, а знание своих прав ещё никому не вредило! Как одна из сторон профессиональной деятельности может помочь сформировать свою собственную позицию по отношению к создаваемому собой креативу.
– Почему именно сейчас вы подняли эту тему?
– Я и раньше её поднимал, просто с приходом канала это стало более публично. Стараюсь делиться какой-либо полезной информацией из своих творческих исследований. Сам момент так же из инфо-поля пришел – кто-то пожаловался на свою ситуацию, а я понял, что готов посвятить этой теме публикацию.
– Сложно было разбираться? Делали это сами или привлекали специалистов?
– Не то, чтобы сложно, я просто постепенно собираю информацию, которую считаю для себя полезной. Что-то читаю, где-то слушаю экспертов, плюс случаев много бывало разных по всему свету, что постепенно складывается понимание.
– Каким был отзыв на эти посты?
– Сложно сказать. Пишу не так давно и моя аудитория пока к этому только привыкает – мы всё же больше картинки смотрим. Но реакция есть. Как говорил ранее, для меня это сейчас как зарядка для мозга, но радует, что кто-то читает. При личной встрече часто говорят, что интересно, а по правам был единственный отзыв, что ничего нового. В остальном – просто ровно. Кстати, был очень удивлён вниманию вашего канала – это приятно!
– Как часто сталкивались с нарушением своих прав? В постах вы советовали, что если не удалось договориться, то либо предавать дело огласке, либо идти в суд. Как действовали сами?
– Серьезных нарушений в моей практике не было, но мелкие недоразумения встречаются. В основном у меня это касалось, так скажем, постпродакшена – фотографий, видео с моим артом, интересы авторов которых я защищаю так же как и свои. Ни суд, ни огласка – всегда внутреннее мирное урегулирование.
– Четвертая часть посвящена тому, как художнику самому не нарушить чьи-то права и не присвоить чужую ИС. Обычно этот вопрос возникает далеко не у всех авторов, даже тех, кто активно занимается своими правами. Как вы к этому пришли: природная щепетильность или обожглись на каком-то деле?
– Да, я там привожу пример с коллажами. Та же история, как мне кажется с диджеингом – и там и там миксуют зачастую не свой материал. Как я вижу, – автор материала всегда прав, так что надо всегда идти ему навстречу. Но сам коллажист и диджей – тоже ведь художники! Но несколько другие. Это как фотограф, снявший граффити или татуировку другого артиста. В этом тоже своё искусство, креатив и профессиональные навыки. В общем, главное – уважение! Если где-то автор почувствовал обратное – придётся защищаться! Хоть в суде, хоть лично, хоть публично. Сам не обжигался, но мог бы обжечь, если меня что-то не устроит.
– Как вы относитесь к коллаборациям? Что это дает творцу? С кем бы хотелось сделать коллаб и есть ли для вас некий черный список?
– Положительно отношусь, стараюсь всегда давать возможность этому осуществиться. Тут вопрос взаимных интересов, но это всегда паззл – сложится, не сложится – надо пробовать, чтоб понять. Главное условие, чтобы из этого всегда что-то новое и оригинальное получалось.
– Вы сами ведете свои социальные сети. Без продвижения художник сегодня невозможен?
– Да, веду сам, но всё больше в продвижении чувствую надёжность сарафанного радио! Быть на слуху – это как результат активной деятельности. Так что пока деятельность идёт, то и продвижение продвигается.
– У вас сказано, что вы делитесь историями творческого пути. Не боитесь, что обвинят в излишнем пафосе?
– У меня написано: «Исследую культуру через своё творчество. Делюсь историями, пишу статьи, показываю картинки». Даже если по-вашему перефразировать, то что тут пафосного? Если бояться пафоса и своего субъективного, то это вообще лучше молчать и закрывать любую публичную деятельность.
– Как вы относитесь к теме NFT? Что вы в этом видите: новое воплощение для творчества, путь для заработка, или это хайп?
– Сейчас никак не отношусь, в моей настоящей жизни его практически нет.
– Как, по-вашему, художнику стоит себя продвигать и каким средствам прибегать?
– Главное создавать мощные и оригинальные произведения. А вот какими средствами, тут каждый находит свой рецепт.
– У вас есть граффити «Битва за жизнь». Расскажите его историю. Действительно ли художнику приходится биться за жизнь? Вы называете это граффити мотивирующим. Почему?
– Да, я побывал в гостях у Димы «Заминированного тапка» 4 года назад. Это человек-мем. Расскажу, но сначала небольшое замечание к постановке вопросов. Вы часто здесь говорите, что я что-то говорю или утверждаю, но не ссылаетесь на источник. Если бы ссылались, я бы понимал контекст и более точный ответ дал – подтвердил или опровергнул. Я специально проверил публикации об этой работе и ничего подобного о том, что вы говорите не обнаружил. Получается это ваше субъективное мнение, которое выдаёте за моё утверждение. Лучше так не делать. Именно поэтому я всегда прошу в интервью сохранять мой текст таким, каким я его создаю, потому что журналисты часто путем редакций переворачивают всё как хотят, нарушая оригинальные мысли и высказывания. Я, в общем-то, спокойно к этому отношусь – это как слухи, обрастающие мнениями нового рассказчика, но обязан разъяснять, чтобы мой зритель понимал где идёт моя позиция, а где выдумки и мнения кого-то ещё. Если вы посчитали работу «Битва за жизнь» мотивирующей, то можно и с этой позиции посмотреть. Тема борьбы в этой работе определенно присутствует, здесь она как стимул для выхода из неблагоприятного состояния. Часто людям нужна помощь для этого, может даже какой-то первый толчок. Когда мне выдалась возможность навестить Диму, я решил поддержать его тем, чем мог, а дальше он уже сам.
– Что вас сегодня вдохновляет, на что хочется делать упор? Что дает силы не опустить руки?
– Меня всё так или иначе вдохновляет, потому что я голоден до открытий и внимания к порой незаметным мелочам. Сейчас делаю упор на события в моменте – на это в большей степени можно как-то влиять, чем на события прошлого или будущего. А руки опускать мне некогда, так как я человек неугомонный.
– Что станет следующем пунктом творческого пути?
– Следующим пунктом буду брать высокий масштаб северной географии европейской части страны. Это будет уже совсем скоро, поэтому готовлюсь.
Автор Ксения ПОЗДНЯКОВА