Искусство
24 октября 2023
4 минуты
Поделиться

Ирина Батькова: «Я просто влюбилась в ковернинскую хохлому»            

Ирина Батькова: «Я просто влюбилась в ковернинскую хохлому»            

Фото Ксения Позднякова

Что может объединить мифическую птицу сирин с не менее сказочной жар-птицей? Как ни парадоксально, но хохлома, причем не привычная нашему глазу семеновская, а ковернинская. 

Так считает дизайнер, художник, соорганизатор выставки «Трын-трава» Ирина Батькова. Посетители экспозиции в усадьбе Муравьевых-Апостолов явно с ней согласны, так как шкатулки ее бренда «Птица Сирин» (Sirinbird) под названием «Гнездо Жар-Птицы» разлетелись практически мгновенно. О том, как шла работа и что стоит знать дизайнеру, который собирается сотрудничать с традиционным промыслом, Ирина Батькова рассказала IPQuorum.

— Насколько сложно дизайнеру зайти на территорию традиционного промысла?

— Бывает по-разному. Конечно, в основном традиционные промыслы дизайнеров не слишком жалуют. Но в прошлом году у меня был опыт сотрудничества с «Гжельским фарфоровым заводом», а в этом году мы делаем проект с Нижегородской хохломой. Мало кто знает, но есть два центра развития хохломы: есть более раскрученная семеновская, известная своей росписью «кудрина», а есть ковернинская, развивавшаяся в селе Ковернино, где прежде традиционно проживали староверы. Это два мира и две разные концепции развития промысла. У каждого свои направления, свои художники, свои орнаменты. И это то, что обязан знать дизайнер, когда начинает работать с тем или иным промыслом. Когда я приступала к сотрудничеству с хохломой, то буквально днями и ночами сидела в Государственном каталоге Музейного фонда России. Я подняла всю историю хохломских росписей обоих центров. К семеновским мастерам я попала благодаря программе Нижегородского правительства. Сейчас проект находится еще на стадии производства.

— А как вы попали к «староверам»?

— Это мой личный проект. Я к ним пришла как частный заказчик со своим брендом «Птица Сирин». Перед этим я также тщательно изучила их историю, чем они отличатся. В 1910 году Академией художеств уже предпринималась попытка объединить промыслы и современность, можно сказать, дизайн, но тогда из этого ничего путного не вышло. Затем была еще одна попытка в послевоенный период. Так что это такая перманентная история. И каждый раз художники-дизайнеры сталкиваются с тем, что представители промысла довольно ревностно к ним относятся. Они считают себя хранителями, и их не слишком интересуют вопросы современности. Мастера-промысловики всегда с настороженностью относятся к «чужакам». А потому требуется предельная аккуратность и внимательность к деталям. Конечно, когда ты подготовлен, когда бережно относишься к их наследию и к тому, как его переработать, то найти общий язык становится значительно проще. Я считаю, что ковернинский проект получился, и шкатулки не просто так были раскуплены в считаные дни. Сегодня всем хочется показать партнерам свою страну нестандартно. А потому нужно, чтобы традиционное было необычным, актуальным и современным.

— Неужели промысловикам не хочется идти в ногу со временем?

— Хочется, но им сложно отказаться от привычной модели. Налаживание взаимодействия — это процесс, нужно, чтобы и дизайнеры, и мастера, и потребители выработали для себя модель сосуществования и начали получать удовольствие. Понимаете, под эксперименты нужны выделять отдельный бюджет, чтобы мастера не рисковали гарантированным заработком, понимали, что им это выгодно. На одном энтузиазме далеко не уедешь, хотя и без него тоже ничего невозможно сдвинуть.

— Что вас привлекает в работе с промыслами, учитывая, что процесс достаточно энергозатратный?

— Когда попадешь в мир русского стиля, то в него просто невозможно не влюбиться. Та же история с промыслами. Когда приезжаешь на места бытования, встречаешься с людьми, чувствуешь энергетику, которая заложена в ручном труде, видишь, какие сокровища хранятся у них в музеях, то просто невозможно оторваться. И так могли, и так, и это тоже промысел. И все это так красиво, что хоть сейчас бери и внедряй в современный ассортимент. И понятно, почему люди так ревностно относятся к каждой травинке. Этим промыслам не одна сотня лет, и они всегда передавались, как там говорят, путем наставничества. Это покорят, и тебе хочется быть причастным к этому чудесному миру, привнести в него свои знания, навыки. Я просто влюбилась в ковернинскую хохлому. Не знаю, как это происходит. Но можно ли объяснить, как возникает любовь.

Фото Ксения Позднякова

 — На выставке также представлено ваше панно «Мой шелковый Конь-Огонь», которое выполнено в авторской технике шелковой мозаики. Как возникла идея?

— С 2013 года я в своем бренде «Птица Сирин» рассказываю «шелковые истории» — делаю платки, палантины, шарфы, плюс выпускаем ткань, которая идет на создание шелковых украшений: кокошников, ожерелий, колье и других аксессуаров. После выкроек остается множество кусочков шелка. Внезапно  пришла идея разрезать их на еще более мелкие «мазки» и создавать вот такие шелковые картины. На этом панно изображено «купание красного коня» в космической бездне в характерной для русских народных росписей манере.

 

Автор Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Искусство
17 декабря 2024

Канцелярская кнопка глазами Дали и искусство документальности: возможности современной фотографии

Искусство
12 декабря 2024

К светлым помыслам по цветному лучу

Искусство
12 декабря 2024

Художник должен быть известным и… не голодным

Искусство
29 ноября 2024

Путь к балансу

Искусство
14 октября 2024

Художники и мастера займутся просвещением

Искусство
10 октября 2024

Вероника Пономарева-Коржевская: «Художники фиксируют образ времени и формируют будущее»

Искусство
09 сентября 2024

Luminar: как обрести гармонию внутри тебя

Искусство
13 августа 2024

Чудеса сайнс-арта: как услышать музыку мозга и увидеть форму через запах

Искусство
04 июля 2024

Миша Мак: «Можете считать, что все изображения, которые делаю – это татуировки на той или иной поверхности»

Искусство
26 апреля 2024

Египетская сила света: в арт-пространстве Luminar появилось новое цифровое шоу «Тутанхамон. В поисках вечной жизни»

Искусство
06 марта 2024

У предметов коллекции усадьбы Мураново появятся цифровые двойники

Искусство
06 февраля 2024

Настя Миро: «Надеюсь полететь с выставкой на МКС»

Искусство
16 января 2024

Юрий Купер: «Амбиции художника всегда идут по восходящей»

Искусство
19 декабря 2023

Катя Белявская: «Нейросети выведут профессию художника на новый уровень»

Искусство
07 ноября 2023

Солнце и Океан: Luminar – территория цифрового искусства возле колеса обозрения

Искусство
31 октября 2023

Наталья Кальянова (Kalina): «Арт-комьюнити вносят большой вклад в развитие искусства»

Искусство
24 октября 2023

Элина Туктамишева: Выставка «Трын-трава» показывает, что русский стиль глубже и масштабнее, чем промыслы»

Искусство
16 октября 2023

ГИМ искусству: лучшие практики музейного дела

Искусство
10 октября 2023

Искусство на конвейере: как Центр «Зотов» преобразовал Хлебозавод в выставочное пространство

Искусство
05 октября 2023

Творческий полет: Миша Most с командой разработчиков «оживил» дрона-художника нового поколения