Искусство
16 октября 2023
Поделиться

ГИМ искусству: лучшие практики музейного дела

ГИМ искусству: лучшие практики музейного дела

Фото пресс-службы конференции «Актуальные направления деятельности музеев»

В Москве прошла IX ежегодная конференция «Актуальные направления деятельности музеев» Государственного исторического музея (ГИМ). За два дня мероприятие собрало вместе ведущих специалистов сферы, чтобы представить широкую палитру мнений по самым важным вопросам современного музейного дела: цифровой маркетинг, спонсорская поддержка в креативных индустриях, влияние цифровых технологий на авторское право и т. д. Конференция задала несколько векторов развития на следующий год, значительно расширила сформированный вокруг музейной сферы дискурс, познакомив аудиторию с опытом известных специалистов. 

Последний день конференции завершился сессией «Лучшие практики продвижения в российских музеях». Она прошла в онлайн-формате.

Сессию открыла Анна Лебедева, заведующая сектором общественных связей и организации специальных мероприятий филиала Исторического музея в Туле.

Она рассказала об особенностях позиционирования и продвижения музеев, которые работают на местах, но не связаны напрямую с локальным региональным брендом. Эта проблема оказалась особенно актуальной для тульского филиала Исторического музея. Несмотря на богатую, проработанную, уникальную коллекцию, по словам Анны, они не вписываются ни в одну местную туристическую программу, поскольку их концепция не сконцентрирована на уникальной тульской истории и не связана напрямую с символами (или брендами) города: Львом Толстым, Куликовым полем, пряниками, самоварами и т. д. Кроме того, в филиале Исторического музея отсутствует постоянная экспозиция, которая бы упростила позиционирование и формирование узнаваемой концепции для местных жителей — все коллекции, которые они представляют, привозят в Тулу из главного подразделения ГИМ в Москве. 

Другой проблемой Анна называет саму специфику Тулы. Это богатый на музейную жизнь город: здесь работают филиалы 4 федеральных музеев, более 35 муниципальных, более 30 частных, а Тульское музейное объединение включает 19 музеев. В самом городе постоянно проживает всего 500 000 человек. Как в таких условиях обрести постоянного посетителя и стать для местных жителей своими?

Анна предложила несколько стратегий, проверенных на личном опыте. Первая — сотрудничество с государственными и частными региональными СМИ. Для этого музеям необходимо принимать участие в курируемых правительством Тульской области программах, заключение информационного партнерства с медиа, присутствие значимых чиновников на мероприятиях, расстановка акцентов на «тульском» в пресс-релизах и т. д.

Правительственные программы в Тульской области представляют «Музейное лето в Туле», Пушкинская карта, пресс-туры, туры для туроператоров и т. д. Анна обращает внимание, что руководство музеев обязано проявлять личную инициативу и интерес, чтобы не упустить возможность своего участия.

Другой важный аспект — интеграция в местное сообщество. Этого можно добиться, организовывая тематические мероприятия, в том числе в социальных сетях. Для тульского филиала Исторического музея это планшетные выставки, связанные с историей Тулы, краеведческие чтения, сотрудничество с тульскими коллегами, музеями и популярными организациями. Анна отмечает, что таким музеям важно стать для местных жителей «своими», продемонстрировав внимательное отношение к локальной специфике, истории и т. д.

— Три года назад мы начинали с нуля, — сказала Анна в заключение. — За эти три года мы многое наработали. Теперь мы активные участники информационного пространства города и достаточно посещаемый музей.

Заведующая отделом по связям с общественностью Государственного музея религии Екатерина Ирзак на примере кейса «90-летие Музея истории религии» объяснила, как использовать важные для музея даты (дни рождения, юбилеи) для продвижения.

Музею истории религии исполнилось 90 лет в ноябре 2022 года. Весь год руководство музея посвятило празднованию юбилея и презентации праздничной программы, разработанной специально, чтобы охватить разные срезы аудитории музея и привлечь новых посетителей.

Для сотрудников музея был создан фильм, рассказывающий его историю, раскрывающий коллекции, демонстрирующий работы реставрационных мастерских и т. д. После премьеры фильма в музее руководство, чтобы расширить охват, представило его на телевизионном канале. В ноябре 2023 года, на 91-й день рождения, он станет доступен всем желающим на канале музея в YouTube.

На постоянных посетителей музея, которые не пропускают ни одной выставки, была рассчитана экспозиция «Начало». Она повествовала о десяти годах работы музея. Они же в качестве благодарности получили возможность посещать выставки бесплатно.

Чтобы привлечь внимание людей, которые знают о существовании музея, но посещают только выставки по интересным для себя темам, руководство и пресс-служба в течение года выпускали интервью, проводили прямые эфиры, эфиры на радио и конференции. Эта мера, по словам Екатерины, была необходима, чтобы пролонгировать историю юбилея и удерживать её актуальность в течение всего года.

Особое внимание Екатерина обратила на стратегии, которые были разработаны, чтобы освоить новые сегменты аудитории. Для этого они создали цикл из девяти программ «Культурный мост», который прошел на местной радиостанции «Питер FM». Екатерина отметила, что основные слушатели этой станции — молодые мужчины или мужчины среднего возраста, которые обычно не входят в число частых посетителей музея. Другим сегментом, на который руководство обратило внимание, стали туристы. Специально для них они провели три трансляции на платформе «Культура.РФ», где представили экспонаты, открытые фонды и научную библиотеку, и большую передачу на радиостанции «Маяк».

Конечно, не обошлось и без продвижения в социальных сетях. Музей запустил личный канал в Telegram, для которого составили уникальный контент-план (публикации на этом канале отличаются от публикаций в других принадлежащих им социальных сетях). Подписчики канала получили фирменный набор стикеров. Кроме того, они выпустили подкаст для выставки «Начало», опубликовали цикл статей на платформе Яндекс.Дзен и развивали контент на странице музея «ВКонтакте».

 — Юбилейные торжества прошли для нас заметно. Мы смогли составить единую историю музея, во многом и для себя, рассказать о том, чем гордимся: о наших реставрационных мастерских, библиотеке, выставках, экспонатах, — рассказала Екатерина. — После ноября 2022 года посещаемость нашего музея продолжает расти.

Фото пресс-службы конференции «Актуальные направления деятельности музеев»

Илья Насонов, главный дизайнер студии NasonovDesignWerke, преподаватель РАНХиГС, РГХПУ им. С.Г. Строганова и Британской высшей школы дизайна, поднял тему инфотейнмента в современном музее. Что это такое? Как его использовать? Илья привел в пример два личных кейса, которые появились во время его работы со студентами кафедры реставрации РГХПУ им. С.Г. Строганова.

Илья рассказал, что идея родилась после распространения COVID-19 и начала карантина, когда преподавателям пришлось придумать, как те же самые задания студенты могут выполнить дистанционно и в электронном формате. Основной сложностью стала специальность студентов: они работают с материальными объектами. Благодаря этим наработкам выросло два кейса.

Первый — совместный проект со столичным Политехническим музеем, реализованный благодаря гранту краудлендинговой платформы Ко-Фи. Студенты второго и третьего курсов работали с мебелью и инженерными изделиями, которые только поступили в музей. Они должны были сделать первые обмеры и виртуальную 3D-модель каждого объекта.

В рамках сотрудничества появилось семь видеороликов, которые сейчас размещены в цифровой коллекции музея. Благодаря им люди могут увидеть не только сами предметы в объеме, но и узнать принцип внутреннего устройства и т. д.

Коллаборация с Политехническим музеем помогла Илье и его студентам выиграть второй грант, на который они сняли трехсерийный подкаст «О реставрации изнутри». Каждая серия состояла из двух частей: первая — обзорная, вторая — интервью с молодым реставратором, рассказывающим о специфике профессии и возможностях для реализации молодого специалиста.

 В рамках второго кейса была разработана выставка для Музея Почты России, который расположился в доме купца Иванова (объект культурного наследия) в Самаре. Илья и студенты придумали и создали интерактивную экспозицию с квестами и видеоконтентом для погружения в историю российской почты. В конце выставки посетителям показывали фильм о современных технологиях сортировки писем, посылок и т. д.

Для молодой аудитории на выставке были предусмотрены точки, где можно сделать селфи, продавался мерч.

— Я думаю, что учебные заведения в состоянии делать такой виртуальный контент, — поделился Илья. — Для 18–20-летних юношей и девушек нет ничего лучше, чем за короткий срок увидеть собственную работу в цифровой коллекции. Это win-win-концепция при минимальном количестве денег, которые требуется  вложить.  

Илья обратил внимание коллег, что цифровой контент в музеях может выполнять разные функции, от развлекательной до практической: например, если объект находится на реставрации, его можно заменить виртуальной моделью. Он утверждает, что сочетание хорошего научно-популярного и образовательного контента с качественными информационными технологиями и красивым дизайном гарантированно привлечет в музеи новых посетителей. 

Фото пресс-службы конференции «Актуальные направления деятельности музеев»

О том, как устроено сегодня обновление региональных экспозиций, рассказала Ирина Кирюхина, директор по развитию Бюро музейной сценографии «Метаформа».

Свой доклад Ирина выстроила на основе опыта работы с краеведческими музеями, которые обращаются в бюро с желанием обновиться, найти новое лицо. Среди них — Покровский, Алексеевский, Ракитянский, Уразовский, Орловский краеведческие музеи и МВЦ Павловопосадской платочной мануфактуры. Она отметила, что за потребностью во внешних обновлениях стоит глубокий кризис идентичности, с которым столкнулись краеведческие музеи: как им сегодня говорить о себе? Какие инструменты для этого использовать?

По словам Ирины, руководству музеев необходимо понимать, что для адекватного функционирования в современной среде недостаточно внешних изменений: модернизации экспозиции, внедрения новых сервисов, создания социальных сетей и т. д. Вместо этого предлагается разрабатывать экосистемы социокультурных проектов, которая бы представляли из себя комплекс одновременно происходящих изменений. В сердцевине проекта — работа с пространством, которая определяет ход решения других, не менее важных задач: маркетинг, понимание концепции онлайн-присутствия, работа с экспертным сообществом, изменение команды, заключение коллабораций и т. д.

Основой для изменений Ирина называет концепцию развития музея. Во время разработки такой концепции музеи должны решить, какой будет их потенциальная аудитория, провести анализ внешней среды — и с точки зрения региона, и с точки зрения конкуренции, и с точки зрения потенциальных коллабораций, и с точки зрения инфраструктуры и транспортной доступности; разработать брендинг и айдентику проекта т. д. 

— Концепция развития нужна любому музею, даже если она не глубоко проработана, — сказала она. –- Это документ, который позволяет понять приоритеты в развитии, видеть долгосрочную стратегию и план преобразований. Нужно ответить на вопросы: про что мы? Для кого мы? Что мы можем сделать? Какие партнеры и инструменты нам в этом помогут? Как мы измеряем результат?

Дарья Хасанова, руководитель службы связей с общественностью Музея Транспорта Москвы, поделилась личным опытом продвижения выставочных проектов.

У музея есть четыре информационные среды, которые они используют для повышения уровня узнаваемости и увеличения количества охватов. В первую очередь, это стандартные медиа и digital. К ним присоединяются транспортная структура, для пассажиров который размещены ролики, текстовые анонсы, стикеры, привлекающие внимание надписи и т. д., и городская структура — например, плакатный проект в пространстве «Хлебозавод».

Для того чтобы чаще попадать в поле зрения СМИ, Музей Транспорта регулярно принимает участие в больших городских событиях. В 2023 году таким стало открытие Южного речного вокзала. К нему музей подготовил комплекс мероприятий, в числе которых — выставка об освоении Москвы-реки, специальный лекторий и выпуск книги «Москва-река пассажирская». Кроме того, они открыли выставку, приуроченную к запуску электросудов — нового для Москвы вида транспорта.

— После того как мы выпустили эту книгу, любая новость про Северный речной вокзал, про Южный речной вокзал, про электросуда сопровождается комментарием наших экспертов или приглашением посетить нашу выставку, — рассказала Дарья.

Продвижение Музея Транспорта не заканчивается на работе с охватами. Они также развивают отношения с местными сообществами. Был запущен проект «Привет, Москва!». Единственная постоянная этого проекта — ретроавтобус, появляющийся в разных районах Москвы, программа же, которая выстраивается вокруг него, всегда уникальна и напрямую связана с местной историей и спецификой. 

Флагманский проект музея — летний фестиваль «Ретрорейс», приуроченный ко Дню московского транспорта. В 2023 году его посетило 30 000 человек. В рамках фестиваля работает экспозиция музея и лекторий и проходит ретроралли.

В конце сессии эксперты ответили на вопросы зрителей. Хотя у каждого из них свой, уникальный опыт, различия не стали источником противоречий — они, напротив, помогли вместе изобразить цельный образ будущего российских музеев. Эксперты сошлись на том, что для продвижения им недостаточно декоративных изменений и цифровизации, хотя умение работать с новыми технологиями и является необходимым условием для выживания. Для того чтобы успешно развиваться и привлекать посетителей, музеям необходимо научиться совмещать разные подходы, уметь анализировать внешние условия, находить свою аудиторию, сотрудничать с журналистами и хорошо видеть свое место на карте креативных индустрий.

 

Автор Рита ЕМЕЛИНА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше