Искусство
29 сентября 2023
14 минут
Поделиться

Александра Лекомцева: «Круто купить работу художника за 30 000, а через десять лет узнать, что ее цена поднялась до полутора миллионов»

Александра Лекомцева: «Круто купить работу художника за 30 000, а через десять лет узнать, что ее цена поднялась до полутора миллионов»

Фото пресс-службы ярмарки молодого современного искусства blazar

С 21 по 24 сентября в Музее Москвы прошла четвертая ярмарка молодого современного искусства blazar. Только за первый день сумма продаж составила 7 000 000 рублей, каждые две минуты на кассе что-то пробивалось. При этом генеральный директор ярмарки и соосновательница галереи Sample Александра Лекомцева убеждена, что искусство отнюдь не самый эффективный способ зарабатывать деньги и есть много способов, как это можно делать быстрее и легче. IPQuorum пообщался с Александрой о том, зачем вкладываться в поддержку художников, когда покупку искусства можно считать инвестицией, о важности арт-критики для индустрии, а также о том, что важно помнить, чтобы мероприятие не скатилось в «междусобойчик».

— Накануне открытия blazar мы с вами общались на фестивале G8, и вы сказали, что, несмотря на экономическую турбулентность, на спад покупательской способности, о которых все говорят, вы ожидаете роста продаж. Удалось ли это?

— Мы пока еще не подсчитали все продажи, но уже понятно, что они перекрыли предыдущий год. Blazar в целом за четыре года своего существования показывает непрерывный рост. Если в 2019 году, когда готовилась первая ярмарка, нам приходилось уговаривать людей принять участие и ведущие деятели арт-индустрии, которые входили в экспертный совет, лично обзванивали художников, то в этот раз на опен-колл было подано 1500 заявок от независимых художников и 70 — от галерей. К участию мы взяли, соответственно, более 80 независимых художников и 20 галерей. Среди наших партнеров — Яндекс Маркет, АКИ (Агентство креативных индустрий), MR Group, Алиса и «умные устройства» Яндекса, YandexGPT, THE CULTT, специальный партнер открытия Green Baboon и автомобильный партнер VOYAH от официального дилера БорисХоф. Та же история и с посещаемостью и продажами. Прошлогоднюю ярмарку посетило  13 000, нынешнюю — 20 000.

Фото пресс-службы ярмарки молодого современного искусства blazar

Продажи 2022-го — на сумму более 40 000 000 рублей и вот сейчас продано 875 работ молодых художников на сумму более 46 000 000 рублей. И если в первый год мне было чрезвычайно важно, чтобы было много объектов по 7000––10 000, так как мне казалось, что вряд ли люди массово будут покупать работы, которые стоят 35 000 и выше, то теперь я понимаю, что у нас очень разные клиенты. Например, в этом году у нас было большое количество пенсионеров, некоторые приходили даже группами. Конечно, у нас традиционно много молодежи, подростков. Для них мы уже второй год подряд вместе с мастерской ROOM34 создаем секцию тиражной графики, где в том числе можно было купить небольшой мерч: брелоки, сумочки — все по 5000 рублей. Это не только память, но и некоторая связь с художником.

Фото пресс-службы ярмарки молодого современного искусства blazar

— Есть какой-то психологический порог, то есть сумма, которую обычный посетитель blazar готов потратить на искусство?

— Сейчас средний чек blazar — это 35 000–50 000 рублей. Мне кажется, что 30 000 рублей — это та сумма, с которой люди сегодня уже довольно легко расстаются. И это, конечно, потрясающе, но blazar нельзя оценивать как ритейл. Согласно пирамиде Маслоу, эстетические потребности стоят далеко не на первом месте, так что покупка искусства — это уже высокий уровень потребления. Конечно, в поддержку искусства вкладываются в первую очередь те, у кого все основные вопросы закрыты. Они же увереннее всего чувствуют себя на таких мероприятиях, как наше. Потому как ярмарка все-таки подразумевает, что человек приходит что-то купить. В чем, например, проблема выставок, которые проходят в галереях? Несмотря на то что это культурная акция, задача галереи — продать работы художника, которого она представляет. Галерея — это коммерческое учреждение, а не фонд и не музей. А потому работа, которую проделывают галеристы, чтобы распродать выставку, очень сложная, в том числе чисто психологически. Человек ходит, смотрит, ему что-то нравится, но когда ты его спрашиваешь, готов ли он приобрести ту или иную работу, то часто слышишь: «Нет, не готов!» На ярмарке же все четко, понятно и прозрачно, у каждого объекта указана цена. И за четыре года мы приучили людей покупать, а не просто смотреть. Мы «рыбов», как говорится, не просто показываем.