Искусство
27 апреля 2023
Поделиться

В поисках «Внутреннего ребенка»

В поисках «Внутреннего ребенка»

Фото предоставлено Анастасией Дозорцевой

23 апреля завершилась 20-я, юбилейная ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва». В пространстве Гостиного Двора собрались важнейшие игроки российского арт-рынка: известные художники, кураторы и галеристы. Благодаря Агентству креативных индустрий вместе с ними на ярмарке были представлены и работы молодых современных художников. Одной из участниц стенда АКИ стала Анастасия Дозорцева, выпускница РГХПУ им. С.Г. Строганова. Мы попросили Анастасию рассказать о том, как родилась ее страсть к искусству, о месте начинающего художника на российском арт-рынке и об участии в «Арт Москве».

— Когда вы впервые заинтересовались искусством?

— Папа рассказывал, что макулатура, которую он приносил с работы домой, кончалась почти мгновенно. Я, еще совсем маленькая, рисовала на листе какую-то каракулю, брала следующий… Потом дело дошло до обоев, и родители отдали меня в художественную школу. Они решили, что с моей тягой к рисованию нужно что-то делать.

Помню, как в детстве лепила животных из глины с огорода. Мне нравилось отливать фигурки из гипса, а потом раскрашивать их. Так что интерес возник еще в детстве. Друг моего дедушки по имени Фёдор был художником. Он всегда дарил нам свои картины, когда приезжал в гости. И я уже тогда говорила: «Хочу быть как дядя Федя!»

— Где вы учились после художественной школы?

— В 2022 году я окончила бакалавриат по направлению «художественная керамика» в РГХПУ им. С.Г. Строганова. Сейчас учусь там же, на керамике, в магистратуре. 

Поступала именно сюда, потому что Строгановка всегда была на слуху. Мне хотелось учиться у профессионалов, в месте с историей.

Поначалу было очень сложно, не только физически (бессонные ночи за проектами, жесткие дедлайны и отсутствие какого-либо опыта работы с керамикой), но и психологически. Все преподаватели разные, со своим подходом, но все, несомненно, профессионалы.

Фото предоставлено Анастасией Дозорцевой

— На каких художников вы ориентируетесь в своем творчестве? 

— Сейчас я в основном работаю с керамикой, поэтому много просматриваю именно это направление. Вообще я вдохновляюсь не только художниками, но и музыкой, кино, мультфильмами. Очень люблю иллюстрацию (особенно детские книги!). Стараюсь следить за новостями в мире искусства.

Назвать конкретные имена сложно! Есть очень много художников из разных направлений, чье творчество во мне отзывается. Первыми приходят в голову Марина Глебова, Наталия Хлебцевич, Владимир Цивин, сестры Поповы, Виктория Семыкина, Елена Тарутина. Из зарубежных — Надежда Муиссинат, Бэ Седжин, Ансельм Кифер и Лола Дюпре. 

— С какими темами вы работаете? Как они сформировались — из ваших личных переживаний или из наработанного художественного опыта?

— И то и другое. Склонность к самокопанию, а также внимательность к деталям привели меня к тому, что это стало моим художественным языком. В своих работах я веду диалог с собственным подсознанием, делюсь переживаниями и образами, опираясь на личный опыт, воспоминания и эмоции. Личный, физический акт создания произведения привлекает меня больше всего.

— Какие материалы вы предпочитаете?

— В основном я работаю с фарфором, шамотом. Использование конкретного материала стараюсь объяснить, прежде всего, себе: почему для этой работы я беру именно его? Что я хочу выразить?

К примеру, фарфор обладает рядом свойств, которые можно использовать в процессе поиска идей — это белизна, звонкость, капризность, мягкость и подвижность в обжиге и в то же время твердость и прочность при остывании. К тому же в тонкой отливке этот материал пропускает свет, что становится поводом для многих проектов.

— Вы участвовали в программе «Арт.Практикум», организованной Агентством креативных индустрий. Что вы можете рассказать об этом опыте?

— Для меня эта программы оказалась очень полезной. Раньше ту же информацию я получала какими-то обрывками, скомканно. В голове была каша! После «Арт.Практикума» стало намного понятнее, как лучше оформить документы, на что обращать внимание при заключении договоров с галереями, как найти «фишку» в своем творчестве и т. д. Думаю, это было полезно не только мне.

Программа состояла из курса лекций, каждая из них была посвящена какому-либо аспекту художественной деятельности, например стратегии художника, сотрудничеству с галереями, оформлению документов и т. д. Информация была довольно структурирована, лекторы подробно излагали материал, отвечали на вопросы, бели беседу в формате живого общения, что очень подкупало. Лекции читали опытные искусствоведы, галеристы и кураторы из художественной индустрии, разбирали с участниками любые вопросы и на примерах рассказывали о важных вещах в карьере художника. 

Вообще сотрудничество с АКИ принесло мне много положительных эмоций и опыта. Меня очень порадовал уровень организации: начиная с рассылки уведомлений и документов и заканчивая оформлением стендов. Они помогали нам на всех этапах. Организаторы — очень активные, приятные люди, отзывались на любой запрос и всегда были на связи. Это очень круто.

Фото предоставлено Анастасией Дозорцевой

— А потом вас отобрали для участия в ярмарке «Арт Москва». Как она прошла для вас? 

— Для меня участие в «Арт Москве» стало огромным шансом показать свое творчество широкой публике, искусствоведам, кураторам... Временами было сложно — общение с большим количеством людей дается мне с трудом. Но с поддержкой близких и родных мне это удалось.

Я представляла пять керамических работ из фарфора, полуфарфора и шамотной глины: «Внутренний ребёнок», «Путь домой», «Мона», «Начало» и «Слои». 

Работу «Внутренний ребёнок» я очень люблю. Моим наставником в процессе стала Юлия Брониславовна Шабаева. Это мое размышление о том, насколько важно поддерживать связь со своим внутренним ребенком, не давать ему «заснуть». Поддерживать энергию творчества, непосредственности и самовыражения. Скульптуры выполнены из фарфора методом литья с последующей росписью. Это бюсты девочек с закрытыми глазами в разных майках голубого цвета, состоящих из фраз-демотиваторов, которые многие слышали в детстве («У тебя все равно не получится, не берись», «Ты же девочка!», «Не ной!», «Поживи сначала с мое…» и т. д.). 

А работой «Мона» я сделала оммаж творчеству американского художника Жана-Мишеля Баския. Он стоял у истоков институционализации стрит-арт-искусства! Принес уличное искусство в пространство галереи. Мне это интересно. «Мона» представляет из себя единый пласт с рамой, выполненный из шамотной глины (это отсылка к манхэттенским стенам, на которых Баския рисовал в начале творческого пути). Сверху пласт покрыт белой эмалью с росписью в виде Джоконды в его стиле. Рама по краям и белая глянцевая эмаль символизируют пространство галереи, её чистоту и лоск в сравнении с уличным пространством.

Фото предоставлено Анастасией Дозорцевой

— Насколько сложно современным художникам монетизировать свое творчество и найти место на рынке?

— Зависит от желания художника, наверное, и от проектов, в которых он участвует. Чем больше выставок, резиденций и ярмарок в резюме, тем больше ваше имя становится «на слуху». И, соответственно, тем больше спрос на работы. 

Очень важно быть искренним в своем творчестве, не пытаться кому-то подражать. Зритель это обязательно считает. Путь художника довольно длинный, поэтому, я думаю, нужно запастись терпением, честно и много работать, развивать горизонтальные связи. Я верю, что однажды это приведет к желаемому результату.

 


Автор: Маргарита ЗАХАРОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше