20 лет назад мир отечественной анимации изменился навсегда: на экранах появились «Смешарики», ставшие впоследствии локомотивом развития для всей индустрии.
Сегодня, в День российской анимации, IPQuorum встретился с генеральным продюсером ГК «Рики» Юлией Николаевой, чтобы узнать, что особенного в маленьких круглых существах, придуманных Анатолием Прохоровым, Ильей Поповым и Салаватом Шайхинуровым, и чего нам ждать от этих «кругляшей» дальше.
— Юлия, давайте знакомиться. Как вы сами попали в мир анимации? И не было ли у вас в детстве предчувствия, что вы будете иметь отношение к этому миру?
— Я, как все дети, любила мультфильмы. Но точно никогда не думала, что моя работа будет связана с ними. Правда, еще до своего прихода в ГК «Рики» я много работала с детьми: организовывала детские фестивали, сотрудничала с арт-резиденцией Славы Полунина «Желтая мельница», а потом присоединилась к компании 4Screens, которая входит в ГК «Рики» и работает с юными блогерами. Так что можно сказать, что все мои проекты были нацелены на детскую аудиторию.
— А что вы думали по поводу «Смешариков», когда они появились? Наверняка же вы о них слышали…
— Я 1991 года рождения, так что мне было 12 лет, когда вышли первые серии. Правда, их зрителем тогда я не стала. Тем не менее «Смешарики» постоянно были вокруг меня: я про них знала, слышала их песни, видела по телевизору… Позже поняла, они стали частью новой российской медиакультуры, что это сильный и успешный современный бренд.
— Я часто слышу от коллег, что «Смешарики» изменили анимационную карту России. Ведь до 2003 года проектов подобного рода попросту не было….
— Да, «Смешарики» стали первым индустриальным сериалом. То есть речь идет не о точечных проектах или эпизодах, которые, естественно, появлялись и до 2003 года, а о потоковом производстве. Ведь с 2003-го по 2010-й было создано 200 эпизодов в 2D. Плюс «Смешарики» стали пионерами в лицензировании. Я разговаривала с ребятами из нашего лицензионного агентства «Мармелад Медиа», которое занимается реализацией образов персонажей. И они рассказывали, как общались с производителями и лицензиатами, пытаясь им объяснить, почему надо платить деньги за использование образов. Потому что те-то были уверены, что нужно делать строго наоборот: если на конфетной обертке изображен персонаж, то это персонаж и должен раскошелиться. (Смеется.) Так что наши ребята были первопроходцами.
И конечно, международный рынок. В Китае на их главном канале CCTV из всех современных российских брендов «Смешарики» были первыми. Другие, как мне кажется, начинали с ними сотрудничать, уже используя наш опыт.
— Как бы то ни было, «Смешарики» появились в, мягко скажем, не самый комфортный для аниматоров период. Были ли у создателей какие-то серьезные страхи или сомнения при запуске проекта? Ведь это был довольно серьезный риск…
— Информации, что кто-то боялся или сомневался, у меня нет. (Улыбается.) Наоборот: я знаю, что у всех была беспредельная вера в этот проект, которая, кстати, сказывается до сих пор. Мне вообще кажется, что, пока команда горит своим проектом, он и живет. Так вот: тем, кто собрался в 2003 году, было в кайф, в радость создавать «Смешариков», и все действовали по принципу «невозможное возможно». Перекрыть Невский проспект, чтобы устроить шествие, во время которого будут танцевать герои «Смешариков»? Да пожалуйста! (Это было сделано в 2008 году.) Так что о каких-либо рисках никто и не думал.
— Мне кажется, что такая вера в свою работу — одно из обязательных слагаемых успеха…
— Конечно! Причем этот драйв, эту веру, этот огонь я ощущаю до сих пор — и среди продюсеров, и внутри всей креативной команды. Такое отношение напрямую отражается на успешности проекта и на всем, что с ним происходит.
— Как бы то ни было, за 20 лет «Смешарики» несколько раз менялись…
— За 20 лет проект много чего перепробовал — и технически, и креативно. «Смешарики» изначально создавались в 2D, потом вышли полнометражные фильмы «Смешарики. Начало», «Смешарики. Легенда о золотом драконе», «Смешарики. Дежавю» (все они были сделаны уже в 3D). 2D-анимация тоже, безусловно, совершенствуется: если раньше мы работали с программой Flash, то сейчас у нас используется Toon Boom Animation. Но вот что интересно. Когда в 2020-м мы занялись перезапуском проекта, то вернулись к «классическому» формату «Смешариков», потому что он все равно воспринимается лучше других. Его любят сильнее, и он до сих пор остается самым востребованным.
Но если говорить о коммуникации с аудиторией, то тут мы очень активно экспериментируем: пробуем новую динамику и новые форматы. К примеру, в 2020 году мы запустили TikTok-аккаунт, который уже успел набрать 4 миллиона подписчиков. Еще у нас внушительная музыкальная библиотека, поэтому мы начали сотрудничать с музыкантами-звездами: делаем ремиксы. То есть мы шалим, экспериментируем, используя все возможные площадки для общения со зрителями. И тут уж мы ориентируемся и на клиповость мышления, и на особенности восприятия современной аудитории.
Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский
— Кстати, часто слышу от аниматоров, что современные малыши, обожающие проекты PIXAR или Disney, тем не менее неплохо смотрят и старые советские мультики. Причем с игровым кино это уже не «прокатывает», а с анимационным — да.
— Это магия анимации. Мы, кстати, тоже заметили во время фокус-групп, что очень большое количество детей с интересом смотрят и суперсовременные форматы, и классическую анимацию. Так что многие проекты оказываются просто вне времени.
— Тогда давайте попробуем объяснить, почему одним из таких вневременных проектов могут стать и «Смешарики». Ведь 20 лет — солидный срок. В чем секрет их долгожительства?
— Тут нет секретов. Мне кажется, основная причина в том, что большая часть команды, с которой «Смешарики» запускались, работает с ними до сих пор. Во-вторых, нам удалось сохранить то, что в проекте закладывалось изначально: двойные смыслы, вечные темы… Обратите внимание: мы никогда не снимаем эпизоды, посвященные чему-то сиюминутному, — у нас нет хайпа. Включите любую серию — и вы не сразу поймете, когда она создавалась: вчера или лет десять назад. В-третьих, у нас много юмора, много необычных пасхалок к различным киношедеврам — вплоть до Хичкока и Джима Джармуша (кто смотрел, тот понимает, о чем я говорю). Ну и конечно, мы стараемся не терять контакта со своим зрителем. Готовясь к перезапуску «Смешариков» в 2020-м, мы проделали огромную внутреннюю работу: не только пересматривали и анализировали самые популярные серии, но и изучали фанатские паблики. Там, кстати, было очень много комментариев типа «Мне 14 лет, за окном льет дождь, смотрю любимую серию «Смысл жизни».
— Какая прелесть!
— Да! Но мы тогда начали всерьез искать ответ на вопрос: а для кого мы снимаем новый сезон? Будут ли его смотреть подростки? Но в итоге оказалось, что те, кто вырос на «Смешариках», свежие серии приняли очень неплохо. А когда они начали писать, что новые эпизоды не хуже старых, это был настоящий бальзам на душу команде.
— Юлия, давайте немного сменим тему. После того как из наших кинотеатров ушел так называемый «большой Голливуд», начались разговоры о том, что это шанс для отечественного кинопрома. Тем не менее проекты PIXAR или Disney зрители продолжают смотреть. Нет ли у вас ощущения, что конкуренция никуда не делась?
— Мне кажется, в анимации здоровая конкуренция очень нужна. Disney и PIXAR создают такие проекты, что дух захватывает! Поэтому, когда в 2022-м вышел наш «Финник» (ставший самым кассовым анимационным проектом года) и зрители начали писать, что «сильно удивились, узнав, что это российский фильм, потому что качество — как у PIXAR», нам было невероятно приятно. Ведь мы понимаем, о чем речь. Но мы пытаемся соревноваться не только с крупными мейджорами: у нас есть элемент соперничества даже между собственными проектами. Ведь их в нашем портфеле больше десяти. Зритель же, как вы сказали, всегда найдет возможность посмотреть интересный ему контент, а значит, борьба за его внимание — это постоянный вызов. И ни останавливаться, ни расслабляться нельзя.
— Но, если говорить конкретно про прокат, исчезновение зарубежных анимационных блокбастеров — это плюс для наших аниматоров или минус?
— В этом уходе есть и плюсы, и минусы. Студии-мейджоры, выпуская в прокат свои проекты, всегда сопровождали их масштабными промокампаниями, и это способствовало формированию культуры похода в кино. У зрителя появлялась привычка каждую неделю проверять, какая новинка выходит. Сейчас ситуация изменилась, что в итоге отражается на всех игроках рынка.
С другой стороны, если говорить про горячие даты (праздники, каникулы, Новый год), то отсутствие в эти дни в кинотеатрах проектов от крупных голливудских студий — это серьезный бонус для отечественной анимации. Но, повторюсь, здесь есть как плюсы, так и минусы.
— А какие проблемы в отечественной анимации сегодня особенно актуальны: нехватка сценариев, идей, денег, специалистов?
— Мне кажется, что нехватка оригинальных идей и сценариев ощущалась и будет ощущаться всегда. И анимация тут ничем не отличается от игрового кино. Что касается финансовой поддержки, то она, конечно, необходима. Понятно, что Минкультуры, Фонд кино, Агентство креативных индустрий выделяют для анимационных проектов большие средства, но хотелось бы, чтобы всевозможных программ и грантов было больше: к примеру, нужны гранты на обучение кадров.
Что же касается ГК «Рики», то мы открыты и для новых идей, и для новых специалистов: наша команда всегда выезжает на самые разные анимационные фестивали, где мы отсматриваем программу и ищем новые имена.
— День российской анимации, который отмечается 8 апреля, способен как-то помочь в решении этих проблем, или это больше имиджевая история?
— Я бы сказала, что День российской анимации — это дань уважения представителям индустрии, что тоже немаловажно. Ведь мы видим, что интерес к анимации растет, да и аудитория расширяется. К примеру, последние несколько лет формируется запрос на анимацию подростковую и взрослую. И если раньше такие проекты приходили к нам очень точечно и чаще всего из-за рубежа, то сейчас ситуация изменилась. Кстати, у нас в разработке тоже есть несколько проектов для этой аудитории.
— Юлия, давайте напоследок расскажем о каком-то грядущем проекте ГК «Рики», который стоит ждать.
— Ой, я бы выделила полнометражный фильм «Финник-2» — продолжение нашей новой флагманской франшизы, в центре которой — вселенная домовых. Если не видели первый фильм — советую посмотреть: с визуальной и технической точки зрения это новый рывок в нашей анимации. Зрители, кстати, «Финника» уже успели полюбить: в конце прошлого года мы выпустили сериал «Детектив Финник» (у которого очень высокие рейтинги. — Прим. ред.), а сейчас вплотную занялись производством еще одного полного метра, чему лично я очень рада.
Автор: Вера АЛЕНУШКИНА