С 16 по 21 декабря в Москве проходит международный смотр «Дни короткометражного кино». Проводится Short Film Days при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Агентства креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Что ждать от нынешнего фестиваля? С этим вопросом IPQuorum обратился к генеральному продюсеру Дмитрию Якунину и программному директору Юлии Свинцовой. Также мы поговорили о перспективах короткометражного кино и о том, можно ли попасть в конкурс, не имея специального образования.
— Фестиваль «Short Film Days» — как он появился? Понятно, что это прямой наследник проекта «День короткометражного кино», но давайте попробуем рассказать о его истории немного подробнее.
Дмитрий Якунин: По поводу «наследства» вы правы. В 2014 году по инициативе Молодежного центра Союза кинематографистов России появилась Всероссийская акция «День короткометражного кино». Она проводилась в самый короткий световой день в году, 21 декабря. Кстати, похожий проект стартовал во Франции в 2011-м и благополучно существует до сих пор (его учредитель — Национальная академия кино и анимации).
«День короткометражного кино» сразу же стал заметным событием: к показам охотно подключились дома кино, библиотеки, музеи, креативные пространства. И если в первый год наш проект был поддержан Министерством культуры РФ, то затем несколько лет мы проводили акцию практически на собственном энтузиазме: было трудно, но мы видели интерес площадок к молодежному кино, поэтому не остановились. С 2019 года акцию поддерживал Фонд президентских грантов, а в этом году — Президентский фонд культурных инициатив, что позволило нам выйти на новый уровень. В прошлом году показы прошли более чем на 1000 площадках в 70 регионах России и 25 странах мира. Общее количество зрителей достигло более 200 000 человек. Последние два года призовой фонд конкурса составлял 2 млн рублей.
— Но почему появилась необходимость именно конкурсного формата? В чем его преимущество перед обычными показами?
Д. Я.: Как раз возможность выделения денежных средств авторам фильмов стала импульсом для введения конкурса. Сегодня на нашем фестивале проводится конкурс в трех номинациях: игровое, документальное и анимационное короткометражное кино (хронометраж до 300 минут). Картина, которая, по мнению жюри, станет лучшей в своей номинации, получит 300 000 рублей (в игровом кино — 350 000 рублей). Также на нашей страничке ВК будет проведено онлайн-голосование, победитель которого тоже получит 300 000 рублей. Кроме того, Гильдии Союза кинематографистов России вручат денежные призы по 150 000 рублей за лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую роль, лучшую операторскую и продюсерскую работу.
— Дмитрий, а в чем особенности ДКК? Чем он отличается от других фестивалей короткометражного кино, которых сегодня, кстати, не так уж и мало?
Д. Я.: Наш фестиваль — сугубо народный. И это как раз главное отличие. «Эхо» киносмотра проходит в разных регионах, на самых разнообразных площадках. По итогам показов приходит много положительных отзывов, а в соцсетях программы активно обсуждаются нашими зрителями. И это не случайно, ведь, составляя программы, мы делаем акцент именно на зрительском, жанровом кино (при всем нашем уважении к социальным драмам и авторскому кинематографу).
Также мы стремимся отслеживать новые тенденции и форматы. Поэтому в разные годы у нас были и скринлайф-фильмы, и интерактивные картины. А в этот раз лауреаты нашего смотра впервые в кинофестивальном движении помимо денежных призов получат NFT-статуэтку, которая в дальнейшем может вырасти в цене.
Плюс мы проведем презентацию виртуального продакшена XOVP. Другое технологическое новшество: фильмы ДКК будут показаны на видеопроекторе Extra Cinema, аналоговой модели стандартного DCP-проектора, разработанного якутскими специалистами.
— Дмитрий, а насколько важно, что фестиваль международный?
Д. Я.: Очень важно! Правда, в этом статусе мы проводим его впервые: в конкурсную программу вошли фильмы из стран ближнего зарубежья: Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, а также копродукционный анимационный фильм, сделанный совместно Россией и КНР. И пусть в наш первый год международный охват не очень значителен, но мы будем и дальше расширять это направление и развивать международные связи между киношколами и молодежными киносообществами.
— Но в сегодняшней ситуации собрать международную программу, наверное, не так-то легко?
Юлия Свинцова: Нелегко, но мы справились. У нас были заявки из 13 стран, в том числе из Республики Беларусь, Великобритании, Ирана, Казахстана, КНР, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Украины и Франции. Но в программу вошли картины только из шести стран, потому что уровень был довольно высок, и в итоге мы выбрали из 643 работ всего 49. Так что представляете, какая была конкуренция! Другая особенность нашего формата: согласно регламенту этого года в конкурсе могли принимать участие или работы российских авторов, или снятые с российским участием, поэтому некоторые картины, снятые в других странах, будут показаны вне конкурса.
— А каким должен быть фильм, чтобы попасть в конкурсную программу?
— Ю. С.: Он должен быть честным, ярким, запоминающимся, должен удивлять и вдохновлять зрителя. В первую очередь мы ищем именно хорошее зрительское кино, ведь наши программы будут демонстрироваться на более чем 1000 площадок по всей России и СНГ для разной аудитории.
Фото пресс-службы Short Film Days
— Юлия, давайте представим, что вы получили фильм, снятый молодыми кинематографистами, у которых нет профессионального образования. Есть ли шанс у такой короткометражки попасть в программу?
Ю. С.: Конечно! Короткометражный фильм — это прежде всего авторское высказывание и эксперимент, поиск нового киноязыка, новой киновселенной. А что-то новое зачастую могут создать как раз люди, которые не смотрят на мир сквозь призму киноучебников. Однако в большинстве своем в программу все же попадают картины авторов, знакомых с основами драматургии и режиссуры, потому что, несмотря ни на что, кино не просто искусство, но еще и профессия, которая живет и развивается по вполне конкретным законам.
— Тогда давайте поговорим о короткометражном кино в целом. Как вам кажется, сильно ли оно изменилось за последние пять-десять лет?
— Ю. С.: Кино развивается стремительно. Это связано с доступностью образования, ростом технических возможностей, развитием интернет-пространства. Сейчас каждый может при желании снять микробюджетную короткометражку с помощью телефона. В то же время нельзя не заметить качественного скачка, связанного с технической реализацией: визуал и звук сейчас на несколько порядков выше того, что было несколько лет назад. Плюс короткие метры стали гораздо более смелыми и дерзкими.
Другая тенденция, которая не может не радовать, — развитие кино в регионах. Сейчас качественные и оригинальные проекты снимаются даже в самых отдаленных уголках нашей страны, в том числе благодаря питчингам и конкурсам Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) или Института развития интернета.
— А русское короткометражное кино чем-то отличается от зарубежного? По темам, стилистике, жанру?
Ю. С.: Русское короткометражное кино, как и зарубежное, очень разное. Это видно даже по нашей программе. У нас есть работы, которые будут понятны любому, и не важно, где человек живет — в Европе, Африке или Латинской Америке. А есть картины, которые могут быть близки только нашему зрителю — в силу специфики сеттинга и героев. Как бы то ни было, меня радует, что российские авторы не боятся экспериментировать со смешением жанров, а также снимают самобытное документальное кино.
— Дмитрий, насколько я понимаю, короткометражное кино сейчас никак не монетизируется. Есть ли шанс как-то решить эту проблему?
Д. Я.: Мы несколько раз пытались запустить в прокат альманахи короткого метра, а фильм «Сашка. Дневник солдата» Кирилла Зайцева, сопродюсером которого я являюсь, был первым коротким метром, вышедшим в прокат отдельно. К сожалению, без хотя бы незначительной поддержки в прокате, без серьезного маркетинга дистрибуция короткометражного кино является невыгодным направлением. Возможно, дефицит российских релизов в связи с уходом голливудских картин может стать импульсом для кинопроката короткого метра, но за это можно браться, только заручившись государственной поддержкой. На голом энтузиазме это направление развивать очень сложно.
— Тогда подскажите, насколько сложна дорога от короткого метра к полному? Есть ли возможность сделать ее чуть более быстрой?
Д. Я.: Сейчас возможностей реализоваться намного больше, чем восемь-десять лет назад, когда мы только начинали развивать Молодежный центр Союза кинематографистов России. Тогда не существовало онлайн-платформ, а Минкультуры финансировало от одного до трех полнометражных дебютов в год. Сейчас же ведомство поддерживает около 20 дебютных фильмов в год, АНО «Институт развития интернета» финансирует сериалы, документальные и блогерские проекты, а онлайн-платформы запускают новые сериалы почти каждую неделю. Союз кинематографистов России создал Фонд поддержки регионального кинематографа, а также проводит питчинги дебютантов. Безусловно, у талантливого автора стало больше возможностей.
Однако вопрос интеграции дебютантов в киносреду так же, как и раньше, зависит от многих факторов, и везение является одним из них. Я бы посоветовал дебютантам терпеть, верить в свое предназначение, повышать свои знания и компетенции и участвовать в различных конкурсах и питчингах. Кстати, о новых возможностях для создателей контента мы также поговорим в рамках нашего фестиваля на круглом столе с участием представителей АНО «ИРИ» и других игроков современного российского медиарынка.
Автор: Вера Аленушкина