У большинства слово «крипта» ассоциируется с электронными деньгами, и мало кто помнит, что произошло оно от древнегреческого κρύπτω — «тайник», «скрытый подземный ход». В средневековой западноевропейской архитектуре оно обозначало пространство под алтарем, где были захоронены мощи святых и мучеников. Организованная художником-концептуалистом Евгением Гриневичем выставка #КриптаМгновений (открыта до 6 ноября в московском центре современного искусства М’АРС) — это сочетание традиционных художественных форм и экзистенциальных смыслов с цифровыми технологиями: от наскальной живописи и изображений на древних картах древнеегипетского Таро до 3D-панелей, видео-арта и светозвуковых конструкций. Это визуальный код жизни человека на Земле, отображая который автор размышляет над глобальной проблемой развития человечества: в погоне за временем оно жадно потребляет природные ресурсы, уничтожая планету.
Эффект тотального погружения
Выставка создана в жанре тотальной инсталляции, признанными мэтрами которой являются Илья Кабаков, Ансельм Кифер и Яёи Кусама. Это искусство полного погружения — Art Full Drive, в котором человек, попадая в определенное пространство, под воздействием его атмосферы, звуков, цветов, образов, отрывков текстов и других инструментов испытывает самые разные эмоции и сам становится частью происходящего, вступая в «диалог» с пространством. Для каждого он свой и на каждого производит особое впечатление, зависящее от уровня чувствительности, восприятия, настроения, наблюдательности, способности к концентрации, личного опыта, культурного кода и огромного количества других факторов. Интересно, что сам термин «тотальная инсталляция» появился в советской России благодаря Илье Кабакову. Он определял его так: «Это инсталляция, построенная на включении зрителя внутрь себя, рассчитанная на его реакцию внутри закрытого, без “окон” пространства, часто состоящего из нескольких помещений».
Фото предоставлено Евгением Гриневичем
Герои «внутреннего храма»
Тотальная инсталляция Евгения Гриневича — это «внутренний храм» художника, наполненный своими персонажами, образами, объектами и мифологемами. Главным героем, сопровождающим гостей выставки, становится Маленький принц. В комнатах висят цитаты из одноименной книги, которую художник называет «Библией XX века», а изображения Маленького принца с Лисом украшают стены открытой крыши, куда можно выйти, осмотрев все внутренние помещения.
Стены одной из комнат обиты зеленым мхом, на сводах потолка — большие экраны с колесами обозрения, которые с огромной скоростью крутятся в разные стороны. Саундтрек, записанный на частоте 432 Гц Анастасией Лавровой, погружает в медитативное состояние и позволяет окунуться в мир художественных образов. В глубине — картина «Прометей», которая расположена на алтаре и напоминает о мифе, герой которого украл у богов огонь, чтобы дать людям возможность развиваться, за что был наказан и обречен на вечные муки. Напротив — инсталляция «Мидас»: проклятие царя заключалось в том, что все, к чему бы он ни прикасался, превращалось в золото, и правитель стал умирать от голода. Так же, поклоняясь черному золоту — нефти, люди отравляют Землю и самих себя. Здесь есть и другая аллегория: золото — это мысли, драгоценные воспоминания, которые живут в каждом из нас.
Фото предоставлено Евгением Гриневичем
Цифровые мгновения
Соприкоснуться с этими воспоминаниями Евгений Гриневич предлагает в пространстве, где античность в виде полуразрушенных колонн соединяется с древнеегипетской пустыней, четырьмя стихиями на картах Таро и гаданиями на QR-кодах. Это напоминает современный оракул: держа руку над небольшим световым столбом, можно услышать предсказание — женский голос называет номер крипты. Все номера вывешены на стене с QR-кодами. Остается только считать свой код с помощью телефона и посмотреть, что скрывается за ним. Фраза в бегущей строке сверху отражает ключевую идею выставки: «Настанет время, и люди поймут: главная ценность — это моменты счастливых мгновений».
Фото предоставлено Евгением Гриневичем
Новый ренессанс и QR-код подсознания
Крыша со светящейся планетой и комната-калейдоскоп — не менее впечатляющие части инсталляции, но, даже описывая ее подробно, невозможно передать те эмоции, которые испытываешь, попадая внутрь в режиме реального времени. В интервью IPQuorum Евгений Гриневич рассказал, почему он выбрал именно этот жанр, каким должно быть современное искусство и каким образом произведения искусственного интеллекта могут конкурировать с творениями человека.
— Тотальная инсталляция — многоуровневый и неоднозначный жанр. Многие люди могут сказать «я тоже так могу», не осознавая, сколько тонкостей здесь сплетено, сколько пластов заложено. Это психология подсознания: подобно тому, как оно таит в себе порой совершенно неожиданные феномены, за QR-кодом может скрываться видеоролик, статья — мы никогда не знаем, во что он развернется. И если в эпоху Возрождения из христианских изображений возникает объемная фигура человека, то сегодня в связи с тотальной инсталляцией можно говорить о новом ренессансе. Для меня это следующий шаг развития искусства, когда тот, кто приходит на выставку, становится ее частью, взаимодействуя с различными объектами. Инсталляция невозможна без человека. И каждый находит здесь что-то свое: кто-то разглядывает каждую деталь, кто-то медитирует, кто-то читает книгу или часами общается с друзьями. В эти моменты я чувствую себя немного демиургом, потому что создаю свой мир, в который приглашаю других людей.
— А что вы хотите донести до них?
— Наверное, я хочу быть понятым, хотя мыслю в иных категориях, нежели другие. Как в стихотворении Григория Поженяна «Я другое дерево»: «Не потому что я лучше других деревьев, нет. / А просто, я другое дерево». И спрятавшись в свой «внутренний шкаф», я хочу, чтобы ко мне пришел друг, мы взяли калейдоскоп и вместе, со своими мечтами, счастливыми воспоминаниями создали новый мир с большой, красивой идеей, а главное — с чистым сердцем.