Кросс-индустриальный театр
«Сегодня как никогда прежде заметен интерес к выходу за пределы сцены-коробки, режиссеры приспосабливают для постановок заводы, мосты, станции метро, вокзалы. Чтобы само место определяло существование актера, форму представления, – считает арт-директор биеннале, искусствовед и критик Ольга Егошина. – Так, у Вахтанговского театра к юбилею появился спектакль-бродилка по местам Евгения Вахтангова в Москве. А в РАМТе играют перформанс «СТО» – зрители с аудиогидом путешествуют по театру и слушают историю его создания. В спектакле «Дни Савелия» публике предлагается пройти по следам главного героя романа Григория Служителя – бродячего кота. То есть зрителя выбивают из привычного формата, когда ты зашел, сел в кресло и тебя никто с него не дергает. Академический театр ищет новые пути, пространства, способы диалога со зрителем. Поэтому, когда генеральный директор ФКИ Игорь М. Намаконов вышел с предложением кросс-индустриального конкурса-лаборатории, мы решили рискнуть».
Обязательным условием участия в конкурсе стало создание коллаборации с одой из сфер креативных индустрий, таких как мода, современная музыка, цифровые решения (дополненная и виртуальная реальности, проекции, аудиовизуальное шоу).
«Было подано 60 заявок. Для примера – в прошлом году, когда анонсировали лабораторию с МХТ им. Чехова и набирал режиссер Сергей Женовач, было примерно столько же. Стало понятно, что такой формат взаимодействия крайне востребован», – говорит Егошина.
В лонг-лист вошло 15 проектов. Работы на суд жюри конкурсанты представили в Онегинском зале дома-музея Станиславского. Эксперты, среди которых креативный директор Sila Sveta Александр Ус, глава театрально-продюсерской компании «Импресарио» Федор Елютин, сооснователь выставки и креативной студии Faces&Laces Дмитрий Оскес, основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко, сооснователь Mutabor и Arma17 Наташа Абель, основатель креативного агентства Yode Group Кирилл Самоходкин, отобрали семь проектов (первоначально планировалось оставить шесть, но разница в оценках двух участников была столь невелика, что организаторы пошли на уступки). Каждому проекту был выделен куратор из Федерации креативных индустрий.
«Тело» в дело
Финальные эскизы были показаны в «Школе драматического искусства», в театре, связанном с именами театральных реформаторов Ежи Гротовского и Анатолия Васильева. Уникальное пространство с несколькими залами разных конфигураций, невероятными винтовыми лестницами и хитроумными переходами стало полноценным участником представления. Трудно представить иную площадку, которая позволила бы вместить в себя проекты, рассчитанные не на театральные подмостки, а на библиотеку, бассейн, офис.
«Я рад, что мы сохраняем верность традиции развития театра будущего», – говорит художественный руководитель «Режиссерско-актерской лаборатории» в театре «Школа драматического искусства» Игорь Яцко.
Каждый проект хорош по-своему, и по ходу просмотра стало ясно, что даже те из них, кто не вошел в тройку сильнейших, имеют шансы на реализацию. Призовой фонд в 3 000 000 рублей разделили трое финалистов.
Проект, завоевавший золото и грант в миллион двести тысяч рублей, был создан главным режиссером Канского драматического театра Артемом Галушиным в соавторстве с видеохудожником Татьяной Самараковской. Видеопроекции позволили как нельзя точно воплотить морочный, порой галлюциногенный мир Франца Кафки, показать не только антураж замка, но и жуткое насекомое, в которое обращается главный герой.
Выпускница курса Виктора Рыжакова режиссер Елена Ненашева представила эскиз site specific спектакля «Тело». Предполагается, что спектакль будет играться в бассейне. Показать пластику и красоту человеческой природы во всем многообразии помогли кураторы проекта Наташа Абель и Александр Ус. Ее эскиз удостоился серебра и гранта в миллион рублей на осуществление постановки.
Театральный режиссер Элина Куликова с помощью куратора Кирилла Самоходкина представила эскиз инсталляции по книге Мэгги Нельсон «Синеты», получив бронзу и денежный приз в размере восьмисот тысяч рублей на реализацию идеи. Куликова призналась, что благодаря сотрудничеству с Самоходкиным еще сильнее задумалась над возможностью работы с виртуальной реальностью.
Фото: Ольга Швецова
Музыка офиса и «Лис в библиотеке»
Выпускница отделения художников мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича Александра Ловянникова (куратор – основатель и креативный директор студии Radugadesign Иван Нефедкин) создала эскиз трогательного спектакля для детей о пользе чтения и магии книжных страниц – «Лис в библиотеке». И хотя жюри не включило проект в число победителей, эксперты убеждены, что со временем он непременно обретет своего зрителя.
«Архитектура звука» Олега Билика (куратор Иван Нефедкин и Наташа Абель) посвящена «звучанию» пространств. По задумке автора, к участию будут приглашаться люди, работающие на какой-то конкретной площадке. Например, сотрудники офиса. Партитура спектакля будет складываться из звуков принтера, стука по клавиатуре, работы кофемашины. Одну из задач автор видит в том, чтобы напомнить, что окружающие нас вещи могут звучать не хуже, чем музыкальные инструменты.
Еще один эскиз, который не был поддержан жюри, называется «Не отпускай меня». Сценарист и драматург Мария Зелинская на основе документальных материалов создала историю о буднях поискового отряда. Вместе с артистами она показала, как ищут пропавших без вести, тех, кто убежал из дома или просто заблудился в лесу. Вместе с видеохудожником Татьяной Самараковской Зелинская погрузила зрителей в реальную операцию по спасению ребенка. Судя по откликам зрителей, каждый мечтал, чтобы пропавший мальчик Саша нашелся живым. Режиссеру удалось заставить публику почувствовать, как важно знать, что если ты потеряешься, то непременное будет тот, кто бросится на твои поиски.
В числе не нашедших грантовой поддержки оказался также проект Ильи Харланова «Взгляды. Мистерия». На площадке нет ничего кроме рояля и пианиста. Но благодаря куратору Анне Гагариной (дизайн-студия CONZEPT DESIGN) пространство наполняется образами, созданными в технике мэппинга. Оценив работу пианиста, Харланова пригласили участвовать в финальной церемонии закрытия «Уроков режиссуры».
Подводя итоги, члены жюри сочли важным подчеркнуть, что определяли победителей, руководствуясь определенными критериями: режиссерская экспликация проекта, потенциал оригинального продукта или ниши, реализуемость проекта.
Автор: Ксения Позднякова