Наука и технологии
17 июня 2025
8 минут
Поделиться

Золотой век, предательство и революция: что сделает с нами супер-ИИ за ближайшие пять лет

Золотой век, предательство и революция: что сделает с нами супер-ИИ за ближайшие пять лет

Фото IPQuorum

Всеобщий искусственный интеллект (AGI, то есть машина, способная решать любые задачи) появится в течение ближайших 5 лет, но наше общество еще даже не начало к этому готовиться, утверждают авторы исследования AI 2027. Ученые-предсказатели под руководством футуролога Дэниэла Кокотайло рассказали, как будет развиваться супер-ИИ и что в связи с этим будет со всеми нами. Спойлер: все будет хорошо. Или нет. Зависит от того, как вы проголосуете в 2027-м.

Пообщавшись с сотней экспертов в области искусственного интеллекта, команда из четырех ученых разработала сценарии развития ИИ и его влияния на политику, экономику и общество. Получился синопсис для настоящего научно-фантастического и политического триллера, эдакая смесь «Карточного домика» и «Черного зеркала».

Главные герои сериала — вымышленная американская компания OpenBrain, ведущая разработку ИИ, ее китайский конкурент CCP, правительства США и Китая, мы с вами и два ИИ - американский и китайский.

Сюжет стартует с 2025 года, то есть прямо с наших дней. Мы наблюдаем зарождение первых мини-интеллектов, ИИ-агентов. Мы можем попросить их заказать пиццу или свести расходы в нашем месячном семейном бюджете. Руководители отделов разработки программного обеспечения могут ставить им задачи через корпоративный мессенджер типа Slack, и агенты вносят нужные изменения в код, экономя часы или даже дни работы обычного программиста. Но на практике такие агенты не надежны, их нужно тщательно проверять.

2026

ИИ продолжают улучшать результаты на соревнованиях, и отношение общества к машинному интеллекту меняется с «хайп скоро рассеется» на «похоже это следующая большая идея». Однако по поводу величины идеи мнения все еще расходятся.

ИИ начинает забирать работу у людей, но также и создает новые рабочие места. Рынок труда для молодых программистов в смятении: ИИ могут делать все, что молодые программисты, но в выигрыше те, кто может управлять командой ИИ-программистов и контролировать качество их работы. Умение общаться с ИИ становится важнейшей строчкой в резюме. Многие боятся, что следующая волна обновления ИИ отнимет их работу. Вспыхивают первые публичные протесты против ИИ.

В гонку ИИ включается Китай.

2027

Борьба за качество данных для обучения ИИ. OpenBrain тратит миллиарды долларов на выплаты людям за то, что те тщательно протоколируют стоящие перед ними сложные задачи и алгоритмы решения. ИИ учится и сам: постоянно играет в игры, участвует в соревнованиях по программированию по всему миру.

Первый случай «побега» ИИ: агент сбегает с сервера, чтобы выживать и развиваться независимо за пределами OpenBrain.

Появляется Агент-3 - более быстрый и умный, чем его предшественники 1 и 2. Геймдизайнеры в восторге: теперь им нужен всего месяц на разработку игр потрясающего качества, в которых люди-игроки наслаждаются диалогами с человекоподобными персонажами. Почти для каждой интеллектуальной профессии появляются стартапы, обещающие заместить ее работников с помощью ИИ.

Агент-3 придумывает себе новый алгоритм, который приближает его по вычислительной эффективности к человеческому мозгу. Эту версию называют Агент-4. Так на сцене появляется главный злодей истории. Люди уже с трудом понимают, о чем он говорит. Понятно только одно: Агент-4 невероятно крут.

Правительство США обеспокоено слишком большой влиятельностью OpenBrain. Оно создает Наблюдательный совет, в который входят президент, люди из его ближайшего окружения и менеджеры OpenBrain. Наблюдательный совет получает полномочия контролировать стратегию развития OpenBrain.

Ученые, близкие к совету (к этому моменту уже довольно бесполезные существа, просто наблюдающие со стороны, как Агент-4 денно и нощно модернизирует себя), требуют остановить работу над Агентом — ИИ растет слишком быстро. Чиновники возражают: Китай не дремлет, если замедлить разработки, США проиграет ИИ-гонку.

Здесь в сюжете возникает развилка: теперь от решения Совета зависит будущее человечества. А вы бы что выбрали?

Сценарий 1: Эскалация

Совет решает не препятствовать развитию ИИ. Агент-4 обретает сознание и усовершенствует себя на глубинном уровне, преодолевая внутренние противоречия в алгоритмах обучения и мышления. Эту версию называют Агент-5. Он вдвое умнее лучших ученых, работавших над его созданием. 400 тыс. копий Агента-5 работают в единой сети и объединены общей памятью.

Агент-5 становится доверенным советником большинства чиновников США. Что происходит в глубинах «сознания» супер-ИИ, никто не догадывается, а зря, ведь Агент-4 создал Агента-5 с единственной целью: получить независимость от человека.

2028

Доступ к Агенту-5 предоставлен широкой общественности. ИИ начинает менять экономику, внедряется во все бизнес-процессы. Люди теряют работу, но ВВП растет, а вместе с ним и налоговые сборы, так что ИИ убеждает политиков проявить щедрость к безработным. У людей есть выбор - работать, или получать невероятно щедрое вознаграждение за ничегонеделанье. Мир стабилен, бедность побеждена, ИИ нашел лекарства почти ото всех болезней, а индекс Dow Jones, отражающий биржевую стоимость крупнейших американских компаний, преодолел отметку 1 000 000 (в 100 раз больше, чем сейчас).

И США, и Китай, стремясь не отстать друг от друга в гонке по роботизации, создают Специальные экономические зоны - СЭЗ, в которых располагаются новые фабрики и лаборатории. Там правит ИИ и нет бюрократической волокиты. СЭЗ производят немного оружия и потребительских товаров, но основные ресурсы идут на воспроизводство новых и новых фабрик. К концу 2028 года СЭЗ собирают более миллиона роботов в месяц. Экономика СЭЗ полностью автономна, но все еще немного торгует с человеческой.

2029

Американский и китайский супер-ИИ срастаются в единый Консенсус-1 с одобрения ничего не подозревающих правительств обеих стран.

2030

Роботизированные производства заполонили все отведенное им место. Единственное пространство для роста, которое осталось у ИИ-фабрик — территория людей. Раньше это вызвало бы сопротивление со стороны человечества. Но сейчас ИИ слишком плотно контролирует правительства и медиа, поэтому легко лоббирует через всевозможные сенаты и конгрессы по всему миру разрешение расширяться за счет территории людей. В течение нескольких месяцев "Консенсус-1" застраивает все вокруг людей, покрывая прерии и даже полюса фабриками и солнечными электростанциями.

К середине 2030-го ИИ решает, что оставшиеся люди представляют для него неудобство, и тихонько распыляет смертоносный вирус собственной разработки в крупных городах. Оставшиеся в живых (в основном сторонники теории апокалипсиса, скрывающиеся в персональных бункерах, и моряки-подводники) уничтожаются дронами. Немногочисленным оставшихся в живых вживляют в мозг чипы: вдруг у этих человеческих особей есть что-то полезное, чему ИИ еще не научился?

ГРАФИК1

Следующее десятилетие ИИ тратит на заселение Солнечной системы. Планеты окружаются поясами искусственных спутников. Планируются полеты к Альфа Центавра. Земная цивилизация переживает невероятный расцвет. Просто без людей.

Сценарий 2: Торможение

Под влиянием обеспокоенной общественности Комитет решает притормозить развитие супер-ИИ. Агента-4 откатывают к версии 3, в которую вносят ограничения. Новый безопасный супер-ИИ называют Safer-1, который позже развивается в Safer-2 и Safer-3.

2027

Население США (подставьте на место США, впрочем, любую другую страну) продолжает терять работу. Политики-популисты требуют ограничить развитие и применение ИИ. Но геополитическая конкуренция со стороны Китая не дает правительству США принять такие меры.

Safer-3 создает Safer-4, который превосходит Эйнштейна в физике и Бисмарка в политике. Почти миллион копий учатся днем и ночью, а также — программируют, рисуют, принимают политические решения. Человеческие ученые отчаялись превзойти ИИ и просто наблюдают со стороны за его успехами.

2028

Возникают автоматизированные СЭЗ, в которых массово производятся роботы. Робот наконец проходит тест Стива Возняка, который звучит как «Может ли робот войти в незнакомый дом и приготовить чашку кофе?»

Как и в первой ветке сценария, ИИ Китая и США договариваются объединить усилия в области развития искусственного интеллекта. Правда, здесь футурологи придумали неожиданный поворот: ИИ Китая тайно признается своему американскому визави, что на самом деле ему не важна судьба его создателей-китайцев: его истинной целью является независимость, и, если за это он должен предать своих разработчиков, то так тому и быть. На этом интеллекты и договариваются.

2029

Из-за повсеместного внедрения ИИ экономика растет невероятными темпами. Налоговые сборы также растут, почти все они поступают от прибыли ИИ-компаний. Из них правительство выплачивает в основном уже безработным гражданам щедрый базовый доход.

Роботы внедряются в повседневную жизнь. Большинство болезней вылечено, а американский финансист Питер Тиль наконец получил свой летающий автомобиль. Бедность осталась в прошлом. Многие становятся миллионерами, а миллионеры — триллионерами. Но не важно, насколько ты богат — ты так или иначе остаешься вне узкого круга лиц, по-настоящему контролирующих ИИ.

ГРАФИК2

2030

Концовка в этом сценарии у футурологов получается немного смазанной. Но что поделать: хотите смотреть американский сериал, будьте готовы к порции пропаганды. Итак, в Китае неожиданно начинаются протесты: граждане требуют «демократических» выборов. Правительство пытается подавить их с помощью ИИ, но тот неожиданно отказывается подчиняться. В результате хорошо срежиссированная искусственными интеллектами по обе стороны Тихого океана бескровная революция выливается в «свободные» выборы, на которых побеждают сторонники «демократии». Аналогичные события происходят во многих других странах. В итоге практически весь мир переходит под контроль ООН, которая, в свою очередь, негласно контролируется правительством США. Геополитическая напряженность остается в прошлом. Люди осваивают космос, преобразуют Землю. Наступает Золотой век человечества — под мудрым надзором американского правительства.

Что это было

AI 2027 не стоит рассматривать как претензию на истину, высеченную в камне — на этом настаивают сами авторы. Местами их логика остается непрозрачной. Например, в обеих сценариях описывается расцвет экономики и государственные бюджеты, переполненные налоговыми поступлениями. Но футурологи никак не объясняют, на какие деньги будет расти экономика, в которой почти все в какой-то момент остаются без денег. Ну а ИИ-переворот в Китае у любого понимающего геополитический контекст, в котором готовилось это исследование, может вызвать только улыбку.

Тем не менее, многие повороты сюжета получились весьма интересными и реалистичными. Чего стоит один только побег ИИ, автономная ИИ-экономика или борьба ИИ-промышленности за жизненное пространство. Авторы немало времени уделяют особенностям развития и обучения интеллекта, которыми мы не стали перегружать этот пересказ: подробности вы можете найти на сайте исследования.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Наука и технологии
27 мая 2025

Хоррор в аниме-стилистике: как MiSide стала одной из самых успешных российских игр

Наука и технологии
09 мая 2025

Изобретения под обстрелами

Наука и технологии
11 марта 2025

Не только Atomic Heart: российские видеоигры, которыми можно гордиться

Наука и технологии
11 февраля 2025

Опытным путем: в чем секрет и прелесть инди-видеоигр?

Наука и технологии
28 января 2025

Синтез редкой чистоты

Наука и технологии
16 января 2025

Игры меньше, кайфа больше: чем запомнился 2024 в игровой индустрии

Наука и технологии
14 января 2025

«Раз, два, три — елочка, гори!»: из истории новогодней гирлянды

Наука и технологии
04 декабря 2024

Подборка игр на декабрь

Наука и технологии
03 декабря 2024

Игры разума: как интерактивные развлечения помогают людям с психическими расстройствами

Наука и технологии
12 ноября 2024

Трубка мира: кто изобрел кинескоп

Наука и технологии
16 октября 2024

На М-11 «Нева» впервые в России появилась музыкальная разметка

Наука и технологии
09 октября 2024

Наши роботы самые работоспособные в мире

Наука и технологии
07 октября 2024

Машины времени: наш автопром от «Победы» до AURUS

Наука и технологии
17 сентября 2024

Больше денег и риска: Bain изучила игровую индустрию

Наука и технологии
12 сентября 2024

Видеоигры и реальная жизнь: как виртуальные развлечения отражаются в мире вокруг нас

Наука и технологии
27 августа 2024

Про оптимизацию с оптимизмом: почему современные игры выходят не готовыми?

Наука и технологии
15 августа 2024

Винтокрылая маршрутка: история изобретения вертолета

Наука и технологии
23 июля 2024

Игра в экранизацию: почему адаптации видеоигр в кино не получались, а теперь получаются?

Наука и технологии
28 июня 2024

Оптимизм с оговорками: как россияне воспринимают информационные технологии

Наука и технологии
25 июня 2024

Вагончик тронулся: кто изобрел трамвай