На прошедшем в Москве Международном форуме IPQuorum.Музыка состоялся необычный эксперимент «Одна минута до». Его провели композитор, дирижер, лауреат международных конкурсов и художественный руководитель фестиваля и лаборатории современной музыки Synesthesia Lab Роман Пархоменко, саунд-артист и продюсер Юрий Усачёв («Гости из будущего», Zventa Sventana), струнный Vacuum Quartet и певица Тина Кузнецова (Zventa Sventana).
Это был эмоциональный, эффектный перформанс, в котором фольклор соединился с современной академической музыкой и электроникой. Участники музыкального опыта, как написали в своем Telegram-канале музыканты Vacuum Quartet, «погрузились в атмосферу фолка, эмбиента и ритмических текстур», чтобы поисследовать: как будет звучать живой голос и струнный квартет в контексте новых технологий. После выступления они поговорили на паблик-токе «За минуту до перезагрузки: академическая музыка и современные технологии» с музыкальным журналистом и музыковедом Владимиром Жалниным о том, что дает сегодня смешение стилей и жанров, можно ли отличить генеративный контент от созданного человеком, стоит ли современным композиторам бояться нейросетей и чем полезны друг для друга фольклор и новые технологии.
Проект «Одна минута до» родился в июле на фестивале Synesthesia Lab в Казани. Тогда он был представлен в клубном формате, сейчас — в здании Конгресс-холла. «Эта музыка “просит”, чтобы под нее танцевали, а не только слушали, где бы она ни звучала», — отметил Владимир Жалнин. На вопрос ведущего, чего же все-таки больше в этой коллаборации — постакадемического, фольклорного или современных технологий, Роман Пархоменко ответил: «Вся суть проекта — в равноправном симбиозе электронной и современной академической музыки. И, хотя я сам адепт последней, мне хотелось донести людям из своего мира, что электронная музыка может быть не менее сложной и интересной. Ее массовая популярность — не признак примитивности, а результат того, что она обладает особыми технологиями и свойствами, которые приводят зал в движение».
Юрий Усачёв добавил, что сейчас в музыкальном мире все активнее развивается тенденция, когда электронное звучание сочетается с живым: «Чем дольше я занимаюсь музыкой, тем больше вижу, как все ближе притягиваются друг к другу разные стили и направления, музыкальные школы, культуры и традиции. Мы живем в особенное время, когда в музыке происходит то, чего раньше не происходило. Электроника может звучать одновременно с оркестром — не рок с оркестром, не поп-хиты с оркестром, как это было модно чуть раньше, а именно электроника».
Помимо электронной и современной академической музыки, особое место в проекте занимает и фольклор, который в последние годы стал трендом в самых разных креативных индустриях, и музыкальная — не исключение. Тина Кузнецова рассказала, в чем потенциал этого материала для постоянного эксперимента с ним: «Это очень благодатное направление. Соединение разных музыкальных пластов и жанров создает пространство для погружения вглубь себя, в уголки своего подсознания. Синтез современной академической музыки, электроники и фольклора особенно интересен. И различные опыты показывают, что он работает. Например, летом я участвовала в перформансе по произведению Николая Попова. Это была своеобразная увертюра, каденция к “Свадебке” Стравинского в вольной форме. Стравинский в своем произведении не использовал аутентичные и обрядовые песни свадебного комплекса. Николай Попов же решил обратиться к ним. Современные академические композиторы, использующие и новые технологии, также любят препарировать фольклорный материал, разбирать его на атомы и вырывать из привычного контекста. Такой подход очень интересен, он создает особую интригу, побуждает к исследованию». По мнению Тины, когда народная песня соединяется с более юными стилями и новыми технологиями, это не просто механическое включение фрагмента в современное произведение, а ювелирная работа, которая требует особого подхода и понимания материала. В процессе у каждого художника вырабатывается свой авторский почерк и способ использовать этот источник вдохновения.
Во время перформанса музыканты использовали необычные техники игры — как назвал это Владимир Жалнин, «шалили со смычками». Роман Пархоменко рассказал, зачем были нужны такие приемы: «Мы решили сыграть одну песню Zventa Sventana в новом прочтении и сделать так, чтобы воспроизвести максимально аутентичный звук: как будто это играют жители древнего села на своих инструментах. Очевидно, эти инструменты отличались от наших и были не такими совершенными. С помощью специальных техник мы и добивались аутентичного звучания. В этом смысле современная академическая музыка, авангард тоже очень близки фольклору, приближаясь к нему за счет своей свободы и стремления к эксперименту».
Отдельной темой паблик-тока стал искусственный интеллект. Юрий Усачёв вспомнил анекдот: самый большой страх современных композиторов в том, что нейросеть примут в Союз композиторов. Говоря серьезно, все участники сошлись во мнении, что ИИ — полезный и эффективный вспомогательный инструмент для музыкантов. «Искусственный интеллект воспитывается нами самими в лучших традициях, — считает Юрий. — Я возлагаю на новые технологии большие надежды и надеюсь, нейросети будут развиваться еще активнее, помогая нам решать многие утилитарные вопросы». Роман Пархоменко поддержал коллегу в мысли о том, что все-таки человек «воспитывает» нейросети, а не наоборот: «Для одного проекта мне нужно было переложить композицию таким образом, как будто ее исполняют колокола, а не люди. Я решил обратиться к ИИ, и он выдал мне нечто не совсем по запросу, а, скорее, похожее на какую-то сектантскую песню. Так что нейросетям еще очень далеко до того, чтобы заменить композиторов и музыкантов». Живых выступлений, по мнению Тины Кузнецовой, они также не заменят. Когда Владимир Жалнин привел пример о концертах с использованием голограмм артистов, которые гипотетически могут позволить исполнителю давать несколько шоу одновременно, певица парировала: «Мне точно не хотелось бы сразу находиться в разных местах в виде голограммы. Для меня важно синхронизировать дух с телом и обмениваться с аудиторией живой энергетикой».
Завершая встречу, Владимир Жалнин вспомнил фразу Уинстона Черчилля о том, что, заглядывая в прошлое, мы на самом деле заглядываем в будущее. Поэтому, по мнению журналиста, сегодня новые технологии «поворачиваются лицом» к фольклору, неиссякаемому музыкальному источнику, а адепты различных стилей и жанров, в том числе академических, обращаются к технологиям за новыми красками и возможностями.
Автор: Наталья Малахова