Наука и технологии
03 декабря 2024
6 минут
Поделиться

Игры разума: как интерактивные развлечения помогают людям с психическими расстройствами

Игры разума: как интерактивные развлечения помогают людям с психическими расстройствами

Фото: IPQuorum

Видеоигры — это развлечение, которое помогает здорово расслабиться и весело провести время. Так, по крайней мере, думает большинство людей. На самом деле в размеренных дозах видеоигры могут помочь человеку развить определенные навыки, найти ответы на вопросы и даже справиться с душевными проблемами. Иногда они могут даже спасти жизнь: так, в 2010 году World of Warcraft спас жизнь 12-летнего мальчика и его сестры в Норвегии, когда парень, вспомнив навыки, применяемые им в игре, смог избежать нападения лося в лесу. Это, конечно, курьезный случай, ну а если серьезно — игры реально работают на благо людей. Рассказываем о трех областях, в которых игры применяются для решения сложных вопросов, связанных с человеческой психикой.

Тетрис против ПТСР

На данный момент в мире насчитывается около 4% населения, которые хотя бы раз сталкивались с ПТСР — посттравматическим стрессовым расстройством, то есть негативной реакцией организма на некое травмирующее психику событие. Это могут быть самые разные факторы: увидеть смерть человека, чужого или близкого, оказаться жертвой ограбления или покушения, подвергнуться психологическому насилию со стороны начальства и т. д. При этом в жизни подобные события происходят у 70% людей, просто не на всех подобные вещи оказывают такое сильное потрясение.

Самый распространенный вид ПТСР — это, конечно же, «военный», т.е. травма человека, оказавшегося в зоне боевых действий. Причем это может быть как военнослужащий, так и гражданский. Бороться с проявлениями стрессового расстройства можно разными способами, и один из них — при помощи видеоигр. Звучит странно, однако это работает. Например, в 2000-х военным, отслужившим в Ираке, помогали восстанавливаться при помощи вышедшего в 2004 году Full Spectrum Warrior — симулятора, в котором игрок управляет отрядом морпехов, командуя ими для выполнения определенных заданий: штурм зданий, оборона, спасение заложников и многое другое.

Возникает логичный вопрос: а каким образом подобная игра может помочь человеку, который только что вернулся с войны? Ответ прост: подобная терапия позволяет заново пережить травмирующие человека события, но при этом изменить свое отношение к ним, найти выход из сложившейся ситуации в безопасной обстановке. По похожему принципу действуют сторонники подобной терапии, которые помогают, например, восстановиться жертвам автомобильных аварий: их сажают за реалистичные автосимуляторы, чтобы они смогли восстановить событие из прошлого и по итогу принять его исход. Кстати, забавный факт: еще один способ справиться с переживанием после тяжелого события — поиграть в тетрис. Говорят, реально помогает!
 

Геймер в борьбе с Альцгеймером
 

После 60–65 лет люди особенно подвержены деменции, самой распространенной формой которой является болезнь Альцгеймера. Это нейродегенеративное заболевание, при котором мозг деградирует и утрачивает привычные когнитивные функции. Существуют практики и лекарства, которые позволяют отсрочить смерть при подобном диагнозе, но это, как правило, недолгий срок, в течение которого пациенту требуется особый уход и повышенное внимание. Но в 2010-х появился неожиданный ответ на вопрос, возможно ли обратить вспять уменьшение объема серого вещества в мозге. Оказалось, в этом могут помочь… видеоигры!

В 2017 году было выпущено исследование, в котором рассказывалось, что пожилым людям, страдающим от болезни Альцгеймера, полезно играть в Super Mario 64 — легендарную видеоигру для консоли Nintendo 64. Это первый платформер в серии игр про водопроводчика Марио, в котором камера находится не сбоку, а за спиной персонажа, позволяя ему перемещаться в трехмерном пространстве в любом направлении. Простая графика и интуитивно понятный геймплей позволяют быстро освоиться, при этом у пациентов формируется когнитивная карта виртуальной среды, что помогает мозгу «не застаиваться» и активно работать. Благодаря этому и происходит восстановление серого вещества.

В 2016 году игровая компания Glitchers при поддержке Исследовательского центра Альцгеймера в Великобритании и двух британских профильных вузов разработала видеоигру Sea Hero Quest, рассказывающую историю мужчины, отправившегося в море — искать утраченные воспоминания своего отца. Игра используется для выявления деменции на ранних стадиях — в ней игрок, управляя лодкой, выслеживает различных существ, прокладывая маршрут на карте и помогая себе при помощи сигнальных ракет. С помощью нее можно выяснить, как человек ориентируется в пространстве и как работает его память. Эта игра смогла сэкономить ученым более 15 000 лет (!) исследований и позволяет за две минуты узнать то, на что в обычных клинических условиях потребуется не менее пяти лет.

Голоса в голове

В обществе к людям с психозами относятся не просто с подозрением, но и с открытой враждебностью: таких людей подвергают остракизму, «выключают» из общества, а порой даже создается угроза их жизни. Между тем происходит это в первую очередь из-за неосведомленности общества о разнице между психозом и психопатией: первое — отклонение, из-за которого восприятие действительности нарушается, второе — синдром, при котором нарушаются границы допустимого в отношении окружающих (например, обесценивание человеческой жизни). Первое может быть дискомфортно для окружающих, но редко опасно, второе — по-настоящему опасно и требует изоляции психопата от общества. Однако часто именно людей с психозами если и не превращают в злодеев, то как минимум сводят их к одной характеристике — «странный/странная».

Как попытка исправить подобное положение в 2017 году вышла Hellblade: Senua’s Sacrifice — экшен, рассказывающий о воительнице-северянке Сенуа, которая отправляется в Хельхейм, скандинавское «царство мертвых», чтобы вернуть оттуда своего погибшего возлюбленного. Проблема в том, что у Сенуа явно не все в порядке с психикой — на протяжении всего прохождения игрок слышит голоса несуществующих людей, которые почти постоянно ведут диалог с героиней. Если играть в стереонаушниках, то можно благодаря тщательно записанному бинауральному звуковому сопровождению ощутить на себе, что чувствует человек, страдающий от психоза. Голоса в голове девушки постоянно науськивают ее: «ты не сможешь!», «куда ты идешь?», «ты никчемная!», создавая гнетущую, тревожную атмосферу вкупе с медленным погружением героини в ад, где ее преследуют языческие чудовища.
 

Геймплей игры состоит из редких сражений с монстрами и, в основном, поисков правильного пути: Сенуа попадает в локацию с, как правило, закрытой дверью, которая открывается, если выполнить условия. Одно из них — найти предметы и составить из них определенные фигуры: например, висящие в воздухе кости могут с нужного ракурса «сложиться» в, допустим, силуэт ворона. Эта механика воспроизводит ощущения, которые порой испытывают люди, страдающие от психоза: в их картине мира случайные детали «складываются» в предметы, которых в реальности не существует. Фишка игры в том, что Сенуа всю дорогу борется за свою жизнь (игру в целом можно рассматривать как метафору попытки обуздания своего беспокойного разума). Благодаря Hellblade из студии Ninja Theory хотели улучшить отношение к людям, страдающим от подобных недугов, уменьшить степень стигматизации больных психозами в обществе.
 

Не панацея

По итогу хочется сказать, что вышеописанные примеры не подразумевают, что видеоигры способны, например, навсегда избавить человека от ПТСР, психоза и других ментальных проблем, а также изменить отношение к ним. Более того, мы предупреждаем — чрезмерное увлечение видеоиграми может привести, например, к депрессии. Однако они же могут помочь с ней справиться — платформер Gris, через язык метафор рассказывающий историю девушки, впавшей в уныние и пытающейся преодолеть свое состояние, помогал людям преодолеть психологические проблемы (есть даже исследование на эту тему). Тут, что называется, можно последовать старому мудрому правилу — лечить подобное подобным.

Про игровую зависимость и другие проблемы, связанные с этим популярным развлечением, так же сказано много. Как и любая другая вещь, видеоигры не являются панацеей, все должно быть в меру. Это работает точно так же, как, например, с диетой: достаточное потребление белка положительно влияет на здоровье, а его недостаток, ровно как и его переизбыток, организму вредит.

Таким образом, игры стоит рассматривать как несколько недооцененный на данный момент способ терапии, достоинства которой нам еще лишь предстоит оценить в полной мере. Их можно использовать как дополнение к лечению и профилактике недугов (или как, например, способ изменить отношение к определенному явлению).

 

Автор: Иван АФАНАСЬЕВ

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Наука и технологии
12 ноября 2024

Трубка мира: кто изобрел кинескоп

Наука и технологии
16 октября 2024

На М-11 «Нева» впервые в России появилась музыкальная разметка

Наука и технологии
09 октября 2024

Наши роботы самые работоспособные в мире

Наука и технологии
07 октября 2024

Машины времени: наш автопром от «Победы» до AURUS

Наука и технологии
17 сентября 2024

Больше денег и риска: Bain изучила игровую индустрию

Наука и технологии
12 сентября 2024

Видеоигры и реальная жизнь: как виртуальные развлечения отражаются в мире вокруг нас

Наука и технологии
27 августа 2024

Про оптимизацию с оптимизмом: почему современные игры выходят не готовыми?

Наука и технологии
15 августа 2024

Винтокрылая маршрутка: история изобретения вертолета

Наука и технологии
23 июля 2024

Игра в экранизацию: почему адаптации видеоигр в кино не получались, а теперь получаются?

Наука и технологии
28 июня 2024

Оптимизм с оговорками: как россияне воспринимают информационные технологии

Наука и технологии
25 июня 2024

Вагончик тронулся: кто изобрел трамвай

Наука и технологии
21 июня 2024

Вовлекая, привлекай: phygital — на стыке физического и цифрового

Наука и технологии
04 июня 2024

Игры, в которые не играют люди: почему блокбастеры надоели и что с этим делать

Наука и технологии
14 мая 2024

Игры покоренных: почему происходят массовые увольнения в индустрии?

Наука и технологии
09 апреля 2024

Жмем на play: Российские игроки и их предпочтения

Наука и технологии
22 марта 2024

Голубая мечта: как изобрели искусственную кровь

Наука и технологии
14 марта 2024

Смотри в оба: кто изобрел очки?

Наука и технологии
07 марта 2024

Наука — дело женское

Наука и технологии
20 февраля 2024

Облачный гейминг, нейросети и профсоюзы: главные тренды-2024 в игровой индустрии

Наука и технологии
02 января 2024

На страже организма: как родилась теория иммунитета