В Москве установят памятник «Тетрису». Легендарная видеоигра будет увековечена в рамках проекта «Зал славы видеоигр», который проводит Организация развития видеоигровой индустрии. Разработкой дизайна памятника занимаются участники проходящего сейчас конкурса «Фабрика дизайна 3.0», организованного Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры Москвы совместно с Союзом Дизайнеров России. А много ли вообще примеров, когда игры непосредственно влияли на то, что нас окружает, — в архитектуре, одежде, еде, в конце концов? Вспоминаем наиболее яркие примеры того, как реальное пространство оказывается непосредственно связано с игровой индустрией.
Видеоигры и модные бренды
Коллаборации между создателями одежды и игр не то чтобы какой-то совсем уж свежий тренд, однако в последнее десятилетие-полтора он стал особенно заметным. Можно вспомнить, например, как в 2012 году компания Moschino представила капсульную коллекцию одежды, вдохновленную игрой The Sims 4. Причем интеграция была взаимной — в самом «симуляторе жизни» также можно было купить специальный пак (т.е. игровой набор) одежды от Moschino, в которую следовало наряжать своих персонажей. Есть и примеры, когда компании работали с киберспортсменами — например, Nike сделал коллекцию одежды по мотивам League of Legends, популярнейшей киберспортивной дисциплины.
Вопрос аудитории в данном случае — ключевой: нет смысла просто сделать одежду, вдохновленную определенной видеоигрой. Это инструмент для, во-первых, стимуляции той аудитории, что уже имеется у бренда (и то при условии, что она играет в игры). Во-вторых, для привлечения новой: например, Uniqlo включила полноценный магазин со своей одеждой в Animal Crossing: New Horizons, после чего сделали коллекцию маек с символикой игры. Да, это больше про рекламу, чем про условное искусство, однако влияние очевидно. Например, в 2019 году Louis Vuitton выпустила коллекционный сет одежды по мотивам все той же LoL, в котором особым успехом пользовались часы — и не только среди поклонников игры, но и среди обычных модников.
Видеоигры и архитектура
Про то, что архитектуру и ландшафтное проектирование в самих играх уже давным-давно изучают под лупой самые серьезные специалисты, сказано немало — можно вспомнить, например, города Новиград и Боклер в The Witcher 3, Вайтран в The Elder Scrolls V: Skyrim и башни на Площади Корпораций в Cyberpunk 2077. Куда интереснее, когда игры выходят за пределы виртуального мира и начинают влиять на реальную жизнь и здания вокруг нас. В целом существует немало дизайн-студий и бюро, которые напрямую используют приемы из видеоигр для интеграции их в архитектурный дизайн.
Одними из первопроходцев в этом стала лондонская студия You+Pea, создатели которой, Сандра Юхана и Люк Каспар Пирсон, например, создали игру, которая позволяет взглянуть в виртуальном пространстве на то, как устроены перспектива, передний, задний планы, и т. д. в знаменитых архитектурных сооружениях. Само собой, для последующего использования полученных знаний в обучении и проектировании. Для этого даже придумали специальный термин — «игровой урбанизм». Воссоздание будущих архитектурных проектов в виртуальном пространстве помогает понять, как перенесенные из игрового контекста в реальный мир конструкции будут восприниматься людьми в реальной жизни.
Пожалуй, самый популярный пример использования видеоигр в реальном строительстве — это воссоздание объектов в Minecraft, на примере которого организации обсуждают с администрациями городов проекты будущих построек. Вообще «Майнкрафт» — это уникальная площадка, в которой можно воссоздать практически все что угодно: например, есть целый проект Block by Block, организованный ООН, в рамках которого архитекторы помогают создавать дизайн общественных пространств в странах третьего мира.
Видеоигры и театр
В 2020 году, когда весь мир сидел на карантине в связи с пандемией COVID-19, появилась целая волна произведений, перформансов и просто инициатив, в основном проходивших в интернете, которые так или иначе объединяли театр и видеоигровое пространство. Далеко за примерами ходить не нужно: можно вспомнить, например, как режиссер БДТ Эдгар Казарян устроил постановку «Вишнёвого сада» в Minecraft. На самом же деле видеоигры и сцена пересекались еще раньше, в том числе в реальности, порой в довольно неожиданных вариациях. Например, в 2014 году создатель The Last of Us Нил Дракманн выступил режиссером мюзикла по мотивам игры на сцене кампуса в Санта-Монике. Мероприятие транслировалось на различные интернет-платформы и предлагало альтернативный взгляд на историю Элли и Джоэла.
Пожалуй, именно мюзиклы являются наиболее частой точкой соприкосновения игр и театра, что неудивительно — в игровой индустрии немало крайне талантливых композиторов, чьи саундтреки порой становятся отдельным видом искусства. Один из самых ярких примеров — Сёдзи Мэгуро, ключевой сотрудник японской компании Atlus, известной по сериям игр Shin Megami Tensei и Persona. Именно его музыка из игр второго тайтла пользуется особенной популярностью во всем мире — в Японии и за ее пределами нередко проводятся концерты Мэгуро, который обычно сам же и исполняет на них треки из игр серии в качестве гитариста в компании приглашенных музыкантов. Особенно стоит отметить серию мюзиклов по мотивам третьей части игры — The Weird Masquerade, которые были показаны на сцене японских концертных залов и театров с 2014 по 2017 год.
Видеоигры и еда
Поесть персонажи видеоигр очень любят, а кое-где это вообще становится значимой частью игрового процесса. Взять хотя бы Final Fantasy XV, последние две части The Legend of Zelda, Breath of the Wild и Tears of the Kingdom, или серию Monster Hunter — в последней без готовки вообще невозможно сражаться с игровыми монстрами. Поэтому виртуальная еда проникает самым прямым образом и в реальную жизнь: разнообразные книги в духе «Лучшие блюда из видеоигр» или «Рецепты The Witcher 3» уже давно не кажутся чем-то необычным.
Интереснее, когда подобное явление становится частью полноценного гастротуризма — по всему миру можно найти кафе и рестораны, в которых готовят полноценную еду из видеоигр в качестве отдельного пункта в меню. Например, в кафе-пекарне Bourke Street Bakery, расположенном в Сиднее, было можно попробовать знаменитый «Сладкий рулет» из серии The Elder Scrolls. А на территории Голливуда расположен The Toadstool Cafe, ресторан, в котором готовят блюда из серии про Марио (нетрудно догадаться, что в ассортименте много грибных блюд). К слову, об архитектуре: внутренний дизайн кафе повторяет стилистику видеоигр, включая знаменитые зеленые трубы, а вход в ресторан выполнен в форме огромного гриба оттуда же.
Правда, если вы начнете искать примеры других подобных мест, в которых абсолютно все завязано на еде из определенных игр, возникнут проблемы — их почти нет. Это логично, ведь компаниям не очень выгодно выдавать права на использование айдентики своих продуктов в небольших по сути своей заведениях — это принесет больше выгоды владельцам кафе и ресторанов, нежели разработчикам. Поэтому и открываются подобные точки, как правило, по инициативе самих компаний — в данном случае Nintendo, например.
Автор: Иван АФАНАСЬЕВ