Кино и театр
20 февраля 2025
11 минут
Поделиться

Андрей Фурманчук: «Я не тот продюсер, кто готов обсуждать исключительно финансовую сторону проекта»

Андрей Фурманчук: «Я не тот продюсер, кто готов обсуждать исключительно финансовую сторону проекта»

Фото предоставлено пресс-службой театра Антигравитация, фотограф Сергей Милицкий

22 февраля в ДК им. Горбунова стартует новый проект театра «Антигравитация» «Джорандо». Спектакль для всей семьи создан артистом и режиссером Андреем Кислициным и продюсером Андреем Фурманчуком и реализован медиагруппой «Красный квадрат». В центре сюжета — синяя птица-ангел Джорандо, которая собирает на земле человеческие мечты и переправляет их на небо. Но однажды все пошло не совсем по плану.

Андрей Фурманчук рассказал о том, в чем уникальность «Антигравитации», какими качествами должен обладать продюсер, чтобы запустить крупное шоу, и о том, что нужно, чтобы мечты сбывались.

Фото Ксении Поздняковой

— Как появился проект «Антигравитация» и чем он вас привлек?

— Мы давно собирались поработать с Ниной Чусовой над совместным проектом. У нас было сразу несколько идей. Но для начала мы стали искать площадку, где это можно было бы реализовать. В какой-то момент, например, была мысль задействовать зал «Дружба» в Лужниках, который в наше детство назывался «черепашкой». Он как раз в то время реконструировался и теоретически мог бы нам подойти. Большое, красивое, купольное пространство. Когда договорились о просмотре, Нина Чусова предложила взять с собой легендарного солиста Cirque du Soleil и автора спектакля «Реверс» Андрея Кольцова. Он ходил, молчал. А потом говорит, что нужна стена под наклоном и акробаты и будет крутейший проект. Прошло время. С «Лужниками» не вышло, а вот идея со стеной и акробатами, наоборот, дозрела. Мы решили, что именно это станет центром постановки. В качестве драматической основы выбрали «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха и начали работу. Мы уже тогда поняли, что нащупали необычную оригинальную идею. Такого шоу у нас точно прежде не было. А так как мы все люди с фантазией, то докрутить ее уже было делом техники. Первый раз мы все трое собрались у меня дома 3 января 2024 года. Собственно, так «Антигравитация» вошла в мою жизнь. Работа шла в ежедневном режиме, собирали драматическую основу, придумывали трюки. Затем уже подключили к работе композитора, графиста, художников. И 11 февраля вышли на репетиционную площадку в ДК МАИ.

— В музыкальной основе «Антигравитации» — хиты группы «Ария». Насколько сложно было с ними договориться о покупке прав?

— «Ария» отличные ребята. Плюс у нас давние партнерские отношения. Так что не было никаких сложностей. Мы просто подписали с ними лицензионный договор. У нас вообще редко возникают проблемы, так как мы никого втемную не используем, потому что убеждены, артистам нужно платить. Причем по возможности чем больше, тем лучше.

Фото Ксении Поздняковой

— Почему для нового шоу «Джорандо» решили сделать оригинальную музыку?

— Тут решалось сразу несколько задач, причем в первую очередь творческих. У нас же и в «Антигравитации» звучат не только хиты группы «Ария» в новом прочтении, но и оригинальная музыка в стиле эйсид-рок. Почему? Нам не хватило музыкального материала на целый спектакль. Вернее даже сказать так, что под наши творческие задачи нам понадобились дополнительно совершенно иные стилистически композиции. Была идея найти что-то подходящее у других исполнителей, но в итоге оказалось, что легче написать новую музыку специально для «Антигравитации». Причем меломаны почувствуют, на что мы ориентировались. Там нет никаких заимствований, скорее, какие-то намеки. Так появилась собственная аранжировка «Арии» и остальной саунд. А для «Джорандо» мы с самого начала планировали создать полностью оригинальную музыку. В спектакле звучит музыка известного композитора и актера Дмитрия Волкова. Например, там есть композиция, в которой очень необычно звучит имя главного героя. После нее его просто невозможно ни забыть, ни перепутать.

Фото Ксении Поздняковой

— Почему выбрали именно этого композитора?

— Многое зависело от Андрея Кислицина, который на сей раз не только исполнитель главной роли, как в «Антигравитации», но и автор идеи и режиссер. У него было свое видение, как должен звучать спектакль. А потому было чрезвычайно важно найти композитора, который сможет понять, почувствовать и воплотить те задачи, который поставил Андрей. Он сам пригласил в команду Дмитрия Волкова. И тут ни я как продюсер, ни группа «Красный квадрат» никак не вмешивались. Но могу сказать, что результат потрясающий. Если вернуться к авторским правам, то мы заключили с композитором договор, причем без отчуждения исключительного права, чтобы в дальнейшем его не ограничивать в трансляции музыки за пределами «Джорандо».

Кстати, с композитором вышла забавная ситуация. Мы уже начали работать, но лично ни разу не виделись, и я был абсолютно уверен, что мы до этого никогда не встречались. Провели переговоры, все еще раз обсудили, и только когда он ушел, я понял, что он сын моей школьной классной руководительницы, которая помимо всего прочего преподавала у меня историю искусств. Но блата у него никакого не было, я даже ему еще не рассказывал эту историю.

— Главный герой Джорандо — это синяя птица-ангел. В «Антигравитации» в центре сюжета тоже птица... Откуда такая любовь к пернатым и не будут ли они конкурировать?

— Это совершенно разные птицы. Плюс в спектаклях абсолютно непохожи способ подачи материала, манера повествования, даже трюки совершенно иные. Прямых параллелей между ними точно не будет, как и, надеюсь, конкуренции. Мне кажется, что «Джорандо» значительно ближе к клоунаде, чем «Антигравитация». Да и возрастной ценз у синей птицы ниже.

Фото Ксении Поздняковой

— Но в оформлении сценического пространства по-прежнему присутствует огромная 100-метровая медиастена, установленная под углом 45 градусов?

— Да, конечно, ведь это ключевой элемент наших шоу. Это то пространство, которые мы придумали и продолжаем обживать. Мы твердо уверены, что в нем заложен огромный потенциал. В этом пространстве очень интересно существовать и внедрять в него самые разные идеи. Такого до нас никто не делал. Стена — это огромный вызов. И для артистов, и для режиссера. Для нас это не просто красивая декорация, она полноценный участник шоу.

— Сколько времени ушло на тренировки?

— Подготовительный процесс шел почти два месяца. Поначалу ведь было совершенно непонятно не то что как на стене трюки исполнять, а просто как на нее подняться. Первое время мы друг к другу привыкали, вплоть до того, что искали обувь, которая не будет скользить на этой поверхности. «Одолеть» стену было сложно даже таким профессионалам, как Андрей Кольцов и Андрей Кислицин. Каждый трюк разрабатывался специально под площадку, потом опробовался и только потом включался в шоу.

— Сами пробовали подняться по стене?

— Конечно, когда мы выстроили тренировочную стену в ДК МАИ, то мы с Андреем Кольцовым были первыми, кто начал ее испытывать. У меня очень много видео сохранилось с того периода, когда мы только начинали. Но и сейчас мы снимаем каждое шоу, чтобы каждый трюк, каждое движение было доведено до совершенства. Давайте честно: я не тот продюсер, кто готов держаться в стороне и обсуждать исключительно финансовую сторону проекта. Мне всегда важно быть деятельным участником процесса. Так что, само собой, что на стену я поднимался регулярно.

— Не страшно было, ведь остальные участники шоу профессиональные акробаты?

— Я много лет занимался спортом. Цели побеждать на соревнованиях никто не ставил, но занимался я на очень серьезном уровне. В основном увлекался единоборствами, так что подготовка у меня тоже есть.

— Если говорить о продюсерских рисках, что было самым сложным?

— «Антигравитация» — проект дорогостоящий. Когда мы начали, то это был чистый эксперимент. Предсказать, понравится зрителям шоу или нет, никто не мог. Да, очень красивая идея, совершенно инновационное пространство, но захочет ли публика на это смотреть? Так что риск был сумасшедший. Но без принятия решений ничего не происходит. Я это понял очень давно, когда мы только начали заниматься привозными концертами. Это же мы в свое время еще в 2004 году привезли в Кремлевский дворец Би Би Кинга. Был риск, что он откажет. Был, но мы попробовали, и получилось.

— Что должен держать продюсер в голове, когда берется за крупное и затратное шоу?

— Готов ли он рисковать и есть ли ему чем ответить в случае неудачи. Если есть, тогда вперед.

Фото Ксении Поздняковой

— Тогда что вы считаете главными качествами продюсера?

— Два парадоксальных качества — смелость и отсутствие азарта. Почему отсутствие азарта? Потому что, с одной стороны, он включает в проект, а с другой — может завести в бездну, из которой не выбраться. И таких примеров много. Это сродни казино, когда кажется, что вот еще одна ставка — и все получится, а в итоге человек теряет последнее. Нужно уметь вовремя останавливаться и всегда соизмерять риски и готовность их покрыть.

— Правильно ли я понимаю, что если вы решили запустить «Джорандо», то как проект «Антигравитация» окупился?

— Да, сейчас мы вышли на определенные стабильные показатели, хотя мы принципиально не завышали цены на билеты, чтобы у людей была возможность увидеть то, что мы делаем. Но «Джорандо» мы запустили не только потому, что «Антигравитация» пользуется успехом, а потому, что есть идея, которую хочется реализовать в этом пространстве, здесь и сейчас, а не ждать, когда наступить некое идеальное время. Такого не бывает.

Фото Ксении Поздняковой

— Расскажите о новом спектакле. В анонсе сказано, что это история синей птицы-ангела Джорандо, которая собирает на земле человеческие мечты и переправляет их на небо.

— Да, именно этим он и занимается. Но при этом он парень не слишком внимательный и обязательный, а потому однажды упускает одно из желаний. А наверху у него отказываются принимать все остальные мечты без этого потерянного желания. И ему приходится как-то из этой ситуации выкручиваться. Но представьте, вот вы загадили желание, ждете, когда оно исполнится, а потом выясняется, что ваш запрос просто не дошел. Не дело. Плюс мы надеемся, что у каждого в зале будет возможность загадать свое желание.

— А что, по-вашему, нужно делать, чтобы желания сбывались? Есть у вас какой-то четкий алгоритм?

— Знаете, как есть такая присказка: чем объяснялись успехи изобретателя Томаса Эдисона? Он знал, что делать, и он это делал. Этот принцип работает с любым желанием. Но для начала нужно четко знать, что ты хочешь.

— Вы известны в первую очередь как продюсер и режиссер документального кино. Удается ли сейчас совмещать съемки с «Антигравитацией»?

— Съемки были всегда. У меня на счету более 100 фильмов, так что я, само собой, продолжаю этим заниматься. Где-то как исполнительный продюсер, где-то как автор и режиссер. Если говорить о проектах, которыми горжусь, то тут, конечно, «Сергей Шнуров. Экспонат. Полная версия», «Ингеборга Дапкунайте. Всё, что пишут обо мне, — неправда», фильм-портрет Олега Меньшикова. Совершенно отдельная для меня история — проект «Дорога памяти», который «Красный квадрат» сделал для Центрального военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот». У них три зала, и для каждого мы должны были создать три короткометражки хронометражем до шести минут. Девять фильмов за очень короткий срок, а еще нужно учесть, что военные эксперты осматривали каждый кадр.

— Правильно ли я понимаю, что ваша лента «Блокада» вышла из этого проекта?

— Да, когда мы делали наши короткометражки, «Блокада» серьезно вышла за положенные шесть минут. И тогда мы решили оставить большую версию и попробовать показать ее на фестивалях.

— Одним из них было «Окно в Европу»…

— Да. Затем мы победили в США на довольно серьезном фестивале документального кино Amdocs в категории Best International Short. Никто не верил, что российский фильм на такую тему пустят на международный смотр. А мы просто взяли, отправили нашу картину и победили. Самое интересное, что они даже выдвинули наш фильм  в номинанты на «Оскар».

— Если заговорили о наградах, то «Антигравитация» получили премию Арт-платформы как независимый проект. Насколько вам это важно и насколько независимые театры конкурентоспособны?

— Мы получили награду в номинации «Мультижанр». Несмотря на то что мы в первую очередь работаем для зрителя, признание профессионального сообщества всегда приятно. Если говорить о том, насколько независимые проекты конкурентоспособны, то вполне. Более того, до определенного момента большинство театральных проектов в России были частными. Так начинался и МХТ, и Театр Наций, тогда Театр Корша. Я нисколько себя с ними не сравниваю, но думаю, что при желании, таланте и интересной идее независимые проекты могут составить достойную конкуренцию государственным проектам.

— Тем не менее в партнерах «Антигравитации» значится такая бюджетная организация, как Москонцерт

— Наше партнерство — история взаимовыгодная. У них была площадка, у нас интересный проект для нее — все совпало. Наш проект показал, что ДК Горбунова — одна из лучших концертных и театральных площадок, где можно осуществлять самые смелые проекты. Мы ломаем стереотипы, возвращая ДК Горбунова в культурную повестку. Мы же не случайно даже экскурсию запустили по этому зданию, так как это помимо всего еще и памятник эпохи конструктивизма.

Фото Ксении Поздняковой

— В «Антинравитации» и в «Джорандо» сочетаются музыка, пластика, цирк, театр, технологии. Будущее за синтетическим искусством и за мультижанровыми проектами?

— «Мультижанр» — это очень расплывчатое понятие. Может сложиться впечатление, что это нечто из серии напихать всего понемногу, авось что-то получится. У нас же не было задачи соединить несоединимое, у нас была идея, на которую нанизывалось всё

остальное: трюки, контент, музыка, танцы. Мне кажется, что благодаря «Антигравитации» и теперь «Джорандо» мы придумали новый жанр, новый язык.

— Театр без технологий сегодня невозможен?

— Мне кажется, да. Зрителя нужно удивлять. По крайней мере, в таких шоу, как наши. Но наличие технологий не заменит ни интересную идею, ни талантливое исполнение. Это просто еще один инструмент, позволяющий донести мысль. Ярче и четче. Надеемся, что у нас это получается.

 

Автор: Ксения Позднякова, автор телеграм-канала "Ксюша рекомендует"

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Кино и театр
18 февраля 2025

На сцене МТЮЗа состоится премьера спектакля «Торговцы резиной»

Кино и театр
18 февраля 2025

Вадим Быркин: «Зрителю интересно большое динамичное кино, а не экранизация советского учебника по истории»

Кино и театр
06 февраля 2025

Совпадения не случайны: кино, основанное на реальных событиях

Кино и театр
23 января 2025

Экосистемы вокруг фильмов и сериалов: зачем они нужны и как повысить их эффективность

Кино и театр
22 января 2025

Мифы и легенды уральского драматурга Владимира Зуева

Кино и театр
09 января 2025

Игорь Волошин: «Горд, что “Волшебник” — не копия голливудских проектов»

Кино и театр
30 декабря 2024

Финист vs Тотошка: главные фильмы новогодней битвы

Кино и театр
27 декабря 2024

Руководитель Благотворительного фонда актеров Лариса Назарова: «Свою роль нужно оттачивать так же, как мастера Палеха свое искусство»

Кино и театр
26 декабря 2024

Алексей Франдетти: «Люди ходят в театр за удовольствием»

Кино и театр
26 декабря 2024

Муха-Цокотуха стала джаз-дивой, а Комар — свободным художником: метаморфозы театра кукол

Кино и театр
13 декабря 2024

Владимир Панков признан лучшим режиссером за спектакль «Скоморох Памфалон» Центра драматургии и режиссуры

Кино и театр
29 ноября 2024

«КиноРепортер» вручил «Событие года»

Кино и театр
21 ноября 2024

Андрей Прикотенко: «Чтобы рассказать людям о том, что жизнь тяжела и беспросветна, театр не нужен»

Кино и театр
19 ноября 2024

Николай Акелькин: «Если главный герой интересен, фильм всегда «выстрелит»

Кино и театр
18 ноября 2024

«Событие года» — знак качества и антология отечественного кино

Кино и театр
14 ноября 2024

Екатерина Филиппова: «Талант всегда найдет возможность высказаться»

Кино и театр
05 ноября 2024

Наталья Бондарчук: «Лучшие фильмы о спорте всегда конфликтны»

Кино и театр
24 октября 2024

Александр Войтинский: «Людям близка идея, что печка сама привезет тебя к целям, пока ты сладко спишь»

Кино и театр
17 октября 2024

Четверо смелых: как квартет «Заячий стон» стал знаменитым

Кино и театр
15 октября 2024

С «Арт-платформы» говорят...