Кино и театр
06 февраля 2025
9 минут
Поделиться

Совпадения не случайны: кино, основанное на реальных событиях

Совпадения не случайны: кино, основанное на реальных событиях

Фото: IPQuorum

Порой жизнь дарит такие сценарии, что сложно представить, что так оно и было на самом деле. Когда в 2022 году на экраны вышел фильм Дмитрия Суворова «Одна», рассказывающий историю Ларисы Савицкой, единственной в мире женщины, которой удалось выжить в авиакатастрофе, упав с 5-километровой высоты в тайгу; зрители поначалу не могли поверить, что такое действительно могло произойти. Залогом того, что это не вымысел, стал тот факт, что Савицкая лично консультировала создателей ленты. Сегодня продюсерская команда, выпустившая «Одну», приступает к съемкам новой картины, героем которой стал наш современник – спортсмен-паралимпиец и общественный деятель Сергей Бурлаков. В результате несчастного случая лишившись всех четырех конечностей, он не только смог вновь начать жить полной жизнью, стать профессиональным спортсменом, но и преодолел Нью-Йоркский марафон, войдя в книгу рекордов Гиннесса.

Мы поговорили с продюсерами Андреем Ляховым, Евгением Старобинцем и сценаристом Денисом Савченко о том, почему людям интересны фильмы, основанные на реальных событиях, в чем сложность работы с таким материалом и почему сегодня востребованы мотивационные истории.

– Расскажите о проекте «Всё в твоих руках». Чем вас привлекла эта история?

Андрей Ляхов: Почему такое название? «Всё в твоих руках» – это часть девиза нашего героя Сергея Бурлакова. Полностью фраза звучит так: «С верой в Бога всё в твоих руках, даже если их нет». Она будет показана в начальных титрах, а в финале с небольшой речью выступит сам Сергей Бурлаков, чтобы точно никто не сомневался, что лента основана на реальных событиях. Чем нас привлек этот проект? После фильма «Одна», который тоже был сделан по реальной истории, я, честно говоря, решил, что вряд ли меня еще что-то так заинтересует и я вновь возьмусь за съемки. Я же изначально бизнесмен, а не человек индустрии. Думал – вряд ли смогу найти что-то более мощное и значимое. Но я познакомился с Сергеем Бурлаковым. Он рассказал мне о себе, затем я прочел все, что о нем опубликовано в СМИ, и понял, что это грандиозная история. Надо сказать, что он далеко не сразу откликнулся на наше предложение сделать кинематографическую версию его жизни. Дело в том, что к нему прежде уже несколько раз обращались с просьбой разрешить снять о нем фильм, но он каждый раз отказывался, так как ему не нравилась фильмография потенциальных авторов. Однако, посмотрев картину «Одна», он поверил, что мы справимся со своей задачей. После того как он передал нам права на историю, мы взялись за написание сценария.

Евгений Старобинец: Меня к проекту привлек Андрей Владимирович Ляхов, так как мы с ним прежде уже неоднократно сотрудничали. Когда я прочитал историю Сергея Бурлакова, я был, мягко сказать, ошарашен, так как не мог предположить, что такое в принципе возможно. И мне кажется, что сегодня, учитывая непростой период, который проходит наша страна, такие истории просто необходимы. Многим людям не хватает веры в себя, даже когда у них все конечности на месте. А здесь перед нами человек, который совсем молодым потерял все, но смог сам сделать себя супергероем. Для меня это очень мотивирующий и глубокий проект, который, действительно, может помочь многим людям обрести веру в себя и в свои силы.

Фото пресс-службы Госдумы РФ/ТАСС

– Как долго шла работа над сценарием?

Андрей Ляхов: Примерно полгода. Мы специально взяли четырехчасовое интервью у нашего героя, затем очень подробно пообщались с его мамой и сестрой. Для чего? Чтобы показать историю его восхождения на Олимп со всех сторон. Его послушать – так он, как только пришел в себя после аварии, сразу стал спортсменом-паралимпийцем. Когда пообщались с родственниками, стало понятно, что путь преодоления был куда более трудным, чем об этом говорит Сергей. Какое-то время после потери обеих рук и ног он был в отчаянии, потом шел довольно долгий период адаптации и реабилитации. И это для фильма очень важно, так как мы хотим показать реальную историю его становления. Что он достиг славы и успеха не просто так, а с Божьей помощью пройдя колоссальные испытания. На сегодняшний день он не просто стал первым человеком, преодолевшим на протезах дистанцию Нью-Йоркского марафона, за что был включен в Книгу рекордов Гиннесса, – он еще и многократный чемпион по плаванию, пулевой стрельбе и триатлону. Список его достижений только в спорте гигантский. И это мы даже не говорим об общественной деятельности, о том, что он сделал для того, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя жизненно важной частью нашего общества. Окунувшись в эту историю, я почувствовал, что если сделать хорошее качественное кино, то оно станет настоящим блокбастером, интересным не только у нас, но и за рубежом.

Денис Савченко: Когда я присоединился к предыдущему проекту, то мне очень понравилась концепция, которой придерживаются продюсеры. Снимать истории о людях, которые живут рядом с нами и о чьих ярких и интересных судьбах мало кто знает. Представьте себе, Лариса Савицкая упала без парашюта с 5000 метров. Получается, что каким-то высшим силам так хотелось, чтобы она уцелела, что совпал миллион нюансов для того, чтобы она как птица приземлилась на землю, выжила и продолжила жить дальше. Разве это не чудо. И человек живет рядом с нами, а до нее по большому счету никому не было дела. Или вот сейчас история Сергея Бурлакова. Невозможно представить, как бы ты сам действовал в его ситуации. В 19 лет остаться без рук и ног. А на дворе 91-й год, максимальный развал всего и вся, никакой соцзащиты, никаких программ поддержки. Но он собрался и смог все это преодолеть. И если его сейчас послушать, то он говорит, что ни о чем не жалеет, потому что это его сформировало. Для меня это очень жизнеутверждающая история. Нам их сейчас как раз очень не хватает. Причем не каких-то западных, голливудских, а своих, про наших людей, которые могут оказаться нашими соседями, сослуживцами. Мы же привыкли к иностранным супергероям, а о своих практически ничего не знаем. А они есть. Причем ближе, чем кажется. Если же говорить о работе над сценарием, то главное было скомпоновать эту историю и интересно ее рассказать. Потому что додумывать нам ничего не пришлось, так как фактура сама по себе была яркой и местами кинематографичной. Например, момент, когда Сергей заканчивал бежать марафон. Нью-Йорк, праздник, куча людей в разноцветных одеждах, звучит военный оркестр. И тут музыканты видят, как Сергей подбегает к финишу, и они перестают играть, люди на финише тоже затихают, и в этой тишине оркестр отдает ему честь. Такое ни один сценарист бы ни придумал.

Андрей Ляхов: Именно поэтому в свое время мы решили, что будем говорить только о реальных героях и снимать фильмы, основанные на реальных событиях. Мне кажется, что зритель всегда чувствует фальшь, чувствует, когда история выдумана, и ему очень не хватает искренности на экране

Евгений Старобинец: Если зритель видит честную, настоящую историю, то он на интуитивном уровне к ней подключается. Мне кажется, что именно такие истории сейчас нужны зрителям.

– Насколько сложно с юридической точки зрения работать с историями, основанными на реальных событиях?

Денис Савченко: Конечно, есть некие подводные камни. Но основной принцип прост – нужно иметь договор, где четко прописано, что герой разрешает использовать свое настоящее имя в фильме. Конечно, кино не терпит прямого изложения, а потому второстепенные герои обычно носят вымышленные имена, чтобы потом никто не предъявлял претензий из серии «вы мне приписали эти слова, а я их не говорил». Но все прекрасно понимают, что мы все-таки снимаем не документальный фильм, а художественный. Нам важно показать суть и сделать это так, чтобы зритель не мог отвести глаз от экрана.

– С этой историей вы планируете обратиться за государственной поддержкой в Фонд кино. Почему вы решили это сделать, учитывая, что многие продюсеры скептически относятся к разного рода питчингам?

Андрей Ляхов: Если чуть-чуть отмотать назад, то «Одну» мы сняли целиком и полностью на собственные средства. Но история Сергея Бурлакова кажется нам такой социально значимой, что мы решили привлечь к ней внимание государства. Мы взвесили все за и против и поняли, что шанс есть: у нас потрясающий герой, мощный яркий сценарий, достойная цель и хорошая презентация. Почему нет? Конечно, мы понимаем, что соперничать с компаниями-мейджорами будет непросто, но мы уверены, что тот уникальный материал, который мы презентуем, достоин поддержки. Это же не просто очередная спортивная история – это фильм о том, как не сдаться и взять себя в руки, даже если их нет. Нам важно показать историю преодоления и неограниченности человеческих возможностей, а только потом о спорте, успехе и пути к славе. А потому мы надеемся, что нас поддержат.

Евгений Старобинец: Я думаю, что государство понимает, что сейчас зрителю нужны мотивационные истории. Положение в мире довольно сложное, информационное поле тяжелое, а потому нужно дарить людям надежду на то, что в любой ситуации есть выход. Наша история как раз об этом.

– Вы сказали, что у фильма есть шанс быть интересным не только нашему зрителю, но и за рубежом. Насколько в целом у нашего кино сейчас есть возможности быть показанными на международных площадка.

Андрей Ляхов: Конечно, за последние годы ситуация на международной арене сильно изменилась. Мы это прочувствовали на себе, когда выпускали фильм «Одна» в 2022 году. Мы лишились контракта с Netflix, куда были проданы права, прокатная компания Sony Pictures отказалась заниматься прокатом российской картины. Но это не значит, что наше кино в изоляции. Мы сейчас пытаемся выйти с фильмом «Одна» на китайский рынок. И очень хочется верить, что это станет для нас первой ласточкой. Есть надежда на Бразилию и страны Латинской Америки. Кроме того, на государственном уровне вновь прозвучала идея о необходимости создать так называемый КиноБРИКС, фонд, где кинокомпании стран-участниц БРИКС могли бы обмениваться фильмами для проката в своих странах. Концепция рабочая, взаимовыгодная и актуальная, и я надеюсь, что она в скором времени реализуется.

Денис Савченко: Два года назад, после ухода «Большого Голливуда», у нас в целом были опасения, что наш кинорынок упадет. Но, как видите, цифры говорят об обратном. И сейчас идет активная работа по переориентированию индустрии на Китай, Индию, Бразилию. Уже есть первые копродукции и эти связи будут только развиваться.

Евгений Старобинец: Копродукция – это то, что должно помочь нашему кино выйти на новые рынки. Я считаю, что если условно появится русско-китайская картина, где в главных ролях будут как наши, так и их звезды, то эта история заинтересует обе страны. И мне хочется верить, что это прозвучит не менее громко, чем то, что сейчас Марк Эйдельшейн и Юра Борисов снялись в американской «Аноре», а Юра номинирован на «Оскар».

– Если говорить о прогнозах на будущее, что, на ваш взгляд, ждет индустрию в ближайшие годы?

Денис Савченко: Наше кино развивается. И если раньше спрашиваешь у знакомых пиарщиков, стоит ли смотреть тот или иной фильм, который вы продвигали, то многие честно говорили, что работа далека от совершенства. Сегодня ситуация кардинально иная. Уровень картин качественно изменился. Я сейчас говорю о таких картинах как «Вызов», «Холоп», «Бременские музыканты» и так далее. Мы сейчас активно продолжаем прибавлять. Условия есть. Так что впереди много интересных проектов, я в этом убежден.

Андрей Ляхов: Думаю, что сохранятся тренды сегодняшнего дня: будет востребовано мотивационное и семейное кино. Так что от сказок мы в ближайшие время точно никуда не уйдем. Если заглядывать чуть дальше, то после, надеюсь, скорейшего окончания СВО появится кино, которое будет осмыслять эти события, рассказывать о героизме русского человека, его силе и подвигах.

Евгений Старобинец: Я поддержу Андрея Владимировича, что, конечно, тренды сохранятся, кино продолжит говорить о наших современных героях. Чтобы о них помнили, как помнят героев Великой Отечественной войны. Чтобы мы могли продвигать свою точку зрения, то, как мы видим эти события, а не Запад.

Автор: Ксения Позднякова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Кино и театр
20 февраля 2025

Андрей Фурманчук: «Я не тот продюсер, кто готов обсуждать исключительно финансовую сторону проекта»

Кино и театр
18 февраля 2025

На сцене МТЮЗа состоится премьера спектакля «Торговцы резиной»

Кино и театр
18 февраля 2025

Вадим Быркин: «Зрителю интересно большое динамичное кино, а не экранизация советского учебника по истории»

Кино и театр
23 января 2025

Экосистемы вокруг фильмов и сериалов: зачем они нужны и как повысить их эффективность

Кино и театр
22 января 2025

Мифы и легенды уральского драматурга Владимира Зуева

Кино и театр
09 января 2025

Игорь Волошин: «Горд, что “Волшебник” — не копия голливудских проектов»

Кино и театр
30 декабря 2024

Финист vs Тотошка: главные фильмы новогодней битвы

Кино и театр
27 декабря 2024

Руководитель Благотворительного фонда актеров Лариса Назарова: «Свою роль нужно оттачивать так же, как мастера Палеха свое искусство»

Кино и театр
26 декабря 2024

Алексей Франдетти: «Люди ходят в театр за удовольствием»

Кино и театр
26 декабря 2024

Муха-Цокотуха стала джаз-дивой, а Комар — свободным художником: метаморфозы театра кукол

Кино и театр
13 декабря 2024

Владимир Панков признан лучшим режиссером за спектакль «Скоморох Памфалон» Центра драматургии и режиссуры

Кино и театр
29 ноября 2024

«КиноРепортер» вручил «Событие года»

Кино и театр
21 ноября 2024

Андрей Прикотенко: «Чтобы рассказать людям о том, что жизнь тяжела и беспросветна, театр не нужен»

Кино и театр
19 ноября 2024

Николай Акелькин: «Если главный герой интересен, фильм всегда «выстрелит»

Кино и театр
18 ноября 2024

«Событие года» — знак качества и антология отечественного кино

Кино и театр
14 ноября 2024

Екатерина Филиппова: «Талант всегда найдет возможность высказаться»

Кино и театр
05 ноября 2024

Наталья Бондарчук: «Лучшие фильмы о спорте всегда конфликтны»

Кино и театр
24 октября 2024

Александр Войтинский: «Людям близка идея, что печка сама привезет тебя к целям, пока ты сладко спишь»

Кино и театр
17 октября 2024

Четверо смелых: как квартет «Заячий стон» стал знаменитым

Кино и театр
15 октября 2024

С «Арт-платформы» говорят...