За пару дней до боя курантов в российском кинопрокате начинается самый интригующий и самый хлебный период, который продлится до конца новогодних каникул. В это благословенное время приличную кассу способны собрать даже проходные проекты, а валовый бокс-офис превышает суммарную выручку нескольких месяцев.
Неудивительно, что все без исключения студии и кинопрокатчики бьются за возможность поставить релизы именно на эти даты. Символическое сражение идет и между самими фильмами, которые пытаются перетянуть на себя одеяло зрительского внимания. Именно поэтому этот период и называется «новогодней битвой». В начале 2025-го такое «сражение» будет особенно жарким: во-первых, проектов много как никогда, а во-вторых, зрительский интерес ажиотажно высок, что доказывают рекордные предпродажи билетов.
Но какие из новогодних фильмов действительно стоят того, чтобы идти на них в кино? IPQuorum отсмотрел все релизы и пробует разобраться.
Баба-яга начинает – и не выигрывает
Помимо фильмов-локомотивов, которые гарантированно заработают по несколько миллиардов рублей, в новогодний прокат выходит сразу несколько гораздо более скромных релизов. Среди них есть хорошо раскрученные франшизы «со стажем», например, альманах «Елки 11», куда в этот раз в качестве тяжелой артиллерии был приглашен звездный турецкий мачо – Бурак Озчивит, и новая порция анимационного хулиганства от студии «Мельница» – «Иван Царевич и Серый Волк-6». Но есть и франшизы-новички.
Одна из них – продолжение внезапного кассового хита прошлого лета «Баба-яга спасает мир». В 2023 году эта бюджетная сказка (всего 150 млн рублей) вышла в мертвый сезон – и совершенно неожиданно собрала более 600 млн. Оторопев от такого фурора, продюсеры срочно взялись за сиквел – и в этот раз бойкой костяной старушке пришлось спасать уже Новый год.
Правда, на новогоднюю битву проект пустили без особой охоты: ближайшей свободной датой оказалось только 12 декабря (поэтому в бой пришлось вступать сильно заранее), да и предыдущий успех остался недостижим: за две недели проект «Баба-яга спасает Новый год» получил в свою копилку немногим более 350 миллионов. Причина – объективная неубедительность франшизы на фоне более серьезных конкурентов.
Слабыми сторонами оригинальной картины был чересчур прямолинейный сюжет, «одноклеточные» персонажи, простота съемок и ужасающие недоработки в компьютерной графике. Сильными – новизна и фантастическая актерская индивидуальность Людмилы Артемьевой. Сейчас новизна ушла, а примитивизм остался, из-за чего фильм практически неотличим от детсадовского утренника. Правда, над графикой в этот раз действительно поработали – она стала лучше на несколько уровней, но наскоро написанный сценарий топит без исключения все. В итоге становится жалко Артемьеву, которая по-прежнему великолепна – но вывезти на себе этот недозрелый фильм не по силам даже ей.
В тени советских кинохитов
Ламповое (и лакомое) прошлое советского кино не дает продюсерам спать спокойно. В этот раз жертвой их фантазий и кассовых амбиций стал «Домовенок Кузя». Этот задорный прохиндей появился на экранах в восьмидесятых, влюбил в себя без исключения всех, потом лет двадцать купался в лучах зрительского внимания – и благополучно исчез с радаров в середине нулевых. С пыльной полки наших воспоминаний Кузю достали братья Андреасян, решившие спродюсировать его возвращение. Реинкарнация получилась громкой – но тоже неубедительной.
Основная беда такого рода проектов – неготовность продюсеров, сценаристов и режиссеров предлагать что-то новое. Им кажется, что достаточно сделать копию старого хита – и дело в шляпе. Зачем придумывать оригинальную историю, если достаточно показать на экране забавную мордашку всенародного любимца – и зритель побежит в кино, теряя тапки и кошельки? В итоге на экране есть модифицированная версия Кузи и Нафани, есть бойкая, но опять-таки чересчур примитивная кокетка Баба-яга (Екатерина Стулова в молодой версии и более опытная – Алика Смехова), есть киногеничная и обаятельная девочка-актриса София Петрова – но нет того, ради чего действительно нужно спешить в кинотеатр. Нет истории, нет сюжета. Нет чуда – вместо него только скука и предсказуемость.
Именно поэтому «Домовенок Кузя» Виктора Лакисова собирает гораздо скромнее, чем предполагалось раньше. В премьерную неделю он был лидером – но потом заработал сарафан, и крохотный человечек с соломенными волосами отдал свое лидерство звездному турку из очередных «Елок». Когда же в бой вступят новогодние блокбастеры – «Финист» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», от бедного домовенка останутся только воспоминания.
Фото Артем Геодакян/ТАСС
Темная лошадка российского киноапокалипсиса
Есть в новогоднем кинопрокате и совершенно не праздничные фильмы. Например, ЦПШ представили «Последнего ронина» (сценарный и режиссерский дебют Макса Шишкина). В центре сюжета – остатки человечества, пережившего ядерную катастрофу: цивилизация умерла, культура тоже, из материальных ценностей остались одни патроны – их используют в качестве денежной единицы. Главная героиня – девочка-подросток (Диана Енакаева) пытается перебраться через опасную пустыню, для чего нанимает в охранники своенравного воина-одиночку (Юрий Колокольников).
Апокалипсис на наших киноэкранах – гость редкий. Притчи и антиутопии тоже встречаются не слишком часто. Однако появлению «Ронина» радоваться не приходится: такие фильмы – приговор для развития этого жанра в нашей стране, последний гвоздь в крышке гроба. В нем вторично, неубедительно и невыносимо практически все: начиная от любительского сценария с мертворожденными диалогами до примитивной съемки и монтажа.
При этом каст у «Последнего ронина» без преувеличения чумовой: в кадре Юрий Колокольников, Даниил Воробьев и Тихон Жизневский. Но в проекте, где вся режиссура заключается в том, чтобы поставить актеров друг против друга и заставить их пересказывать сюжет, хорошо играть невозможно. Поэтому за прекрасных исполнителей иногда просто стыдно. И совершенно невозможно понять, как скороспелая поделка категории «В» попала в прокат. Тем более – новогодний.
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
Один из самых ожидаемых блокбастеров новогодней битвы – да и всего года – «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» Игоря Волошина. Проект амбициозный и дорогой: чтобы вывезти эту махину, понадобились усилия сразу нескольких кинокомпаний – Студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, «Кинослова» и студии CGF (последняя отвечала за компьютерную графику). Плюс бюджет проекта явно превышает миллиард рублей, так что сравнивать его с теми фильмами, о которых мы уже говорили, занятие бессмысленное – это другая каста.
Тем не менее, без спорных моментов здесь тоже не обошлось, и главный из них заложен на уровне концепции. Продюсеры и сценаристы стремились к тому, чтобы вмешательство в оригинал было минимальным. Они, конечно, дали Элли в руки мобильный телефон и «переселили» ее из Канзаса в Россию, чтобы маленьким зрителям было проще ассоциировать себя с ней, но на этом авторские придумки заканчиваются. Фильм старательно идет по сюжетной дороге из желтого кирпича, проложенной Александром Волковым, и – так же, как малышка Элли, – боится свернуть с тропы. В итоге мы заранее знаем исход каждой сцены: мы понимаем, в какой последовательности Элли и Тотошка встретят новых друзей, чем закончится сон на маковом поле и когда именно Трусливый Лев станет храбрым. Интриги, мягко говоря, это фильму не добавляет.
Фото предоставлено кпиар-службой кинокомпании "ЦПШ"
С другой стороны, масштаб и уровень графики действительно завораживает. Никогда еще в российском кино нарисованная большая кошка (Трусливый Лев) не была настолько реалистичной. Плюс говорящий Тотошка, дворец Гингемы и Бастинды, ураган, который переносит вагончик Элли в сказочную страну…
Как бы то ни было, «Волшебник Изумрудного города» войдет в историю отечественного кино прежде всего за счет уровня ожидания аудитории. Фильм почти мгновенно побил сразу несколько кассовых рекордов, связанных с предпродажами. Они у российских фильмов традиционно не слишком высокие, максимальный результат был у «Льда-2» – 75 млн рублей в 2020-м. «Волшебник Изумрудного города» еще 29-го декабря перепрыгнул планку в 150 млн. Конечно, это еще не «Мстители: Финал» с их 310 миллионами, собранными еще до старта проката, но чувствуется, что дорога из желтого кирпича ведет нашу киноиндустрию в правильном направлении.
Русская сказка с восточным акцентом
Второй фильм-локомотив новогодней кинобитвы этого года – блокбастер из киновселенной «Последнего богатыря», «Финист. Первый богатырь». Это проект кинокомпании Yellow, Black and White, снова пригласившей в режиссерское кресло Дмитрия Дьяченко (он снимал все полнометражные фильмы франшизы). Однако без крутых поворотов в данном случае не обошлось.
Продюсеры и сценаристы не побоялись перевернуть свою киновселенную с ног на голову – и почти полностью обновили команду основных персонажей. В центре нового проекта оказался не Иван Муромец, а белокурый и самовлюбленный красавец Финист, который из-за собственной самонадеянности проигрывает бой с чудищем, теряет силушку богатырскую – и попадает в плен вместе с рыжеволосой кокеткой Бабой-ягой (какая ж сказка без Бабы-яги!) и слугой-простофилей Милехой. Похитители «транспортируют» пленников на восток –так что совершать великие дела Финисту придется в антураже восточной сказки.
Доля риска, конечно, в таких нововведениях есть, но данный концепт в разы интересней традиционных сюжетов, которые послушно копируют оригинал. Поэтому, если сравнивать «Финиста» и «Волшебника», то зазнавшийся богатырь точно не слабее Тотошки, даже наоборот: он ярче, красочнее, динамичней и неожиданней. Это действительно отличное семейное кино, снятое без привычного для нашего кино принципа «и так сойдет».
Другое дело, что новогодняя битва – это не только битва контента, но и битва брендов. А бренд «Изумрудного города», любовь к которому мы переняли у наших бабушек и дедушек, сильнее бренда «Последнего богатыря», потому что второй – на 75 лет моложе. Поэтому интерес к Тотошке у аудитории сильнее, чем к Финисту, что бокс-офис и демонстрирует. Так что уже сейчас можно сказать, что в плане кассовых сборов «Волшебник» «Первого богатыря» победит. Впрочем, поживем – увидим.
Автор: Вера АЛЕНУШКИНА