В атмосферном пространстве Центрального Дома Актера прошел второй, финальный концерт «Артмеханики». Этот проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и стал результатом музыкально-поэтического сотворчества, живой творческой лабораторией, объединяющей ярких талантливых российских музыкантов и поэтов Всероссийского открытого фестиваля молодой поэзии им. Л.А. Филатова «Филатов Фест».
На концерте гостям предложили «коктейль» с самыми разными оттенками музыкальных и литературных вкусов. Ироничный дуэт двух Дмитриев — Милаева и Неустроева — под названием «Базар» экспериментирует с этническими музыкальными инструментами и соединяет с хип-хоповым битом балканские, южноамериканские цыганские, блюзовые и латиноамериканские мотивы. Алексей Назаров, выступающий под псевдонимом Lx24, определяет свой стиль как «мелодичный поп о любви и курьезах из жизни». Романтичная группа Passmurny как будто окутывает слушателей протяжным, глубоким инди-поп звучанием, хотя драйва в некоторых композициях команды не меньше, чем лирики. Певица Варя Демидова, в творчестве которой сочетается пронзительный вокал с космическими синтезаторными партиями, как будто прилетела на Землю с другой, далекой планеты.
Ведущими вечера стали поэт и режиссер Влад Маленко и актриса, поэтесса Ольга Ершова. Кроме собственных песен все артисты исполнили композиции на стихи победителей «Филатов Феста» разных лет — Артема Рагимова, Софьи Юдиной, Александра Антипова и Полины Корицкой. В финале концерта один из создателей «Артмеханики» — член Союза журналистов России, Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов РФ и СТД Николай Шкаруба спел «Рождественскую песню» на стихи Влада Маленко. Мы поговорили с Николаем о создании и внутреннем устройстве «Артмеханики», о разрыве поколений, о гениях прошлого, о сотрудничестве с Андреем Мироновым и о творческом языке современности.
Последователи да Винчи
— Николай, как родилась идея проекта «Артмеханика»?
— Все началось с нашего альянса, триумвирата с поэтом, продюсером Владом Маленко и телевизионным продюсером Анной Коряковцевой. Реализовав ряд проектов, одним из которых был «Русские маяки», в какой-то момент у нас появилась идея сделать нечто такое, что будет содействовать изменению информационного поля среды обитания молодежи, подсветит то, что делают сегодня молодые творческие люди в сфере культуры и искусства. Мы всем сердцем верим в нашу страну и видим, насколько она полна талантов. Так и родилась «Артмеханика» — проект о молодых творцах и для них же. Первые два сезона были сделаны в телевизионном формате и размещены на Rutube и в VK.
— Как проходили первые сезоны?
— Это была площадка для встречи молодежи с мэтрами искусства, на которой талантливые юноши и девушки могли «переопылиться» с их мастерством. Помимо мэтров в проекте, выглядящем как ток-шоу, принимали участие молодые специалисты, которые уже сумели добиться успеха в своем творчестве, чтобы вдохновить сверстников и показать им, что все возможно в нашей стране. Первая часть шоу была посвящена беседе об определенном виде искусства, а во второй части мы давали возможность молодым музыкантам показать свое мастерство перед большой аудиторией в сети. Получив поддержку Президентского фонда культурных инициатив, в третьем сезоне мы решили полностью уйти от телевизионного формата и делать проект исключительно под интернет-аудиторию, в рамках которого провели и отсняли два замечательных концерта на сцене Центрального Дома Актера. Сейчас они готовятся к выпуску на наших страницах в соцсетях. Мы хотим красиво показать ребят и их произведения всей стране, в особенности новые песни, созданные ими на стихи лучших молодых российских поэтов. В этом и состояла миссия проведения концертов в рамках реализации проекта «Артмеханика».
— Как сложилась концепция создания песен на стихи современных поэтов?
— Мы часто сталкиваемся в различных кабинетах и на мероприятиях с известными музыкальными продюсерами и артистами. Все они говорили Владу (Маленко. — Прим. авт.): «Слушай, у тебя же “Филатов Фест”! У тебя самые классные молодые поэты! Вот было бы здорово соединить их с талантливыми музыкантами, чтобы в тандеме они могли создавать для страны новые шлягеры». Вот мы и решили в рамках «Артмеханики» не просто дать возможность музыкантам явить свое творчество, а предложить им поэкспериментировать и создать композиции на стихи лучших молодых поэтов, которых они сочтут подходящими для себя. Влад Маленко со своей командой Московского театра поэтов сделали подборку стихов финалистов Всероссийского фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест» и предоставил их музыкантам на выбор. Пока другие говорят и мечтают, мы решились на этот эксперимент при поддержке ПФКИ. Замечательно, что такой фонд существует и поддерживает новые интересные проекты и инициативы в сфере культуры и искусства. Благодаря этому инструменту мы смогли организовывать и явить аудитории нашей родины эту интересную творческую лабораторию, где происходило смешение современной музыки и слова.
Искусство в формате
— Судя по концерту, в этой кузнице, лаборатории рождаются действительно интересные, глубокие и красивые песни. И все они в разных жанрах, стилях. Насколько, на ваш взгляд, у ребят есть шанс пробиться на большую сцену? И что вообще такое большая сцена сегодня?
— Чтобы судить о большой сцене, нужно постоянно на ней находиться. Мы же бываем там спорадически, когда реализуем свои проекты. И вообще, большая сцена — понятие, как по мне, относительное. Сцена — это сцена, на которой творцы могут проявлять себя, используя различные языки выражения. Одно можно сказать точно о том, что технически сейчас можно создавать уникальные магические миры, которые лет двадцать назад казались фантастикой. И если на большой сцене звучит поп-музыка, лично у меня нет отторжения. Это просто формат, который по разным причинам человек воспринимает легче. Ведь сердца людей каждый день просто «выжигаются» невероятным массивом информации. Умственная деятельность забирает около 70 процентов энергетического потенциала людей. Мозг не может постоянно находиться в напряжении, поэтому зачастую хочется просто прикрыть глаза, ни о чем не думать, послушать ненавязчивую музыку. Так устроено природой, и ничего плохого в этом нет.
— В любой формат можно вложить разное содержание.
— Именно! Я всегда говорю ребятам: «Давайте! Пишите и для поп-формата классные тексты, без пренебрежения к нему. Запакуйте в попсу иголочки, которые уколят сердце». Если сегодня, в 2024 году, люди говорят на таком языке, не надо бить их по рукам, по голове и пытаться вернуть во времена давно минувших дней. По законам квантовой физики мир меняется каждые 108 секунд. Не стоит бороться с божественным потоком. Лучше быть в нем, постоянно чувствовать его биение и вкладывать в него смысловые частицы, сердце, обогащать его своим творчеством. И тогда в мире будет царить благозвучие и благообразие.
— Николай, с поэтами на «Артмеханике» все яснее — это победители «Филатов Феста». А как происходит отбор музыкантов?
— Так как мы решили трансформировать проект в интернет-формат, то и музыкантов в основном выбирали из тех, чьи песни в интернете имели высокий рейтинг. Мы очень благодарны тем, кто откликнулся и пошел на этот эксперимент. Для них создание композиций на стихи лучших молодых поэтов явилось творческим подспорьем. А для поэтов, как мне кажется, важно, чтобы их стихи не просто были напечатаны в сборниках, а еще и зазвучали в песнях. Буквы нужны бесспорно, но в начале был звук — самая древняя форма выражения, и музыка оказывает самое сильное психологическое воздействие на людей. Тут хочется вспомнить Дунаевского: «Нам песня строить и жить помогает, /Она, как друг, и зовет, и ведет. /И тот, кто с песней по жизни шагает, /Тот никогда и нигде не пропадет».
Я считаю, получились великолепные песни, которые имеют все шансы войти в топ современных российских композиций. На днях в сообществе «Артмеханики» «ВКонтакте» состоялась эксклюзивная премьера песни сольного проекта Алексея Назарова Lx24 «Лето прощай, лето привет» на стихи Полины Корицкой. Группа Passmurny выбрала для создания композиции стихи Софьи Юдиной. Дуэт «Базар» — Артема Рагимова, Варя Демидова — Александра Антипова, NLO — Антона Аносова, «Вереница» — Софьи Юдиной. Я думаю, в следующем году многие из них будет петь вся страна.
Фото предоставлено пресс-службой "Артмеханики", фотограф Михаил Богачев
— Говоря о творчестве современных поэтов, большая ли конкуренция на «Филатов Фесте»?
— Огромная. Это самый мощный фестиваль молодой поэзии в стране, созданный Владом Маленко десять лет тому назад. Каждый год приходит от двух с половиной до трех тысяч заявок. Сто участников проходят в очные туры и бьются за выход в финал, где победитель получает помимо главного приза один миллион рублей. Сначала битва проходит в четвертьфиналах, потом в полуфиналах, и только десять проходят в большой финал. Очень часто бывает так, когда чувствуешь: «Они все — самородки! Все заслужили попасть в финал, и их должна услышать страна!» А мест всего десять, и тут с сердечным переживанием приходится резать как будто ножом по сердцу. Правила есть правила.
Культурный код и новые гении
— Хватает ли молодым творческим людям бэкграунда? Мэтры кинематографа, например, говорят об утрате связей, слепых пятнах в культурном развитии молодых поколений…
— Конечно, страны, в которой я родился, больше нет, и были порваны все связи, наработки, система передачи информации. Но удивительная особенность России в том, что здесь каким-то образом «переопыление» поколений может происходить через десятилетия, через разрыв. То есть все потеряно, проходит какое-то время, и вдруг появляются новые гении, которые продолжают развивать культуру, искусство, возрождая старые традиции. Удивительно. Мы живем в магической державе. Это проявляется даже на бытовом уровне. В середине 90-х я переехал жить на Маяковскую и мечтал, как буду каждый вечер выходить на Патриаршие пруды, где прошло мое детство, сидеть на скамеечке, любоваться гладью ночного пруда и радоваться жизни. В реальности получилось всё иначе: выходя поздними вечерами на Патрики, вынужден был наблюдать картину — сидящих на спинках лавочек молодых людей с ногами на скамейках, пьющих алкоголь.
Какая же разница сейчас с тем, что было! Меня очень радует современная молодежь. Они увлеченные, творческие. Очень часто можно наблюдать моменты, когда молодые люди с радостью помогают пожилым людям и женщинам донести сумки, уступают место в транспорте. В моем детстве, пройдя от октябренка до комсомольца, это было, как мне кажется, нормой жизни, к которой нас приучали с детства, а с начала 90-х все куда-то побежали «выживать», перестав замечать друг друга. Уже давно нет в школах пионерских ячеек, где мы выполняли различные гуманитарные миссии, но вдруг появилось волонтерское движение, вовлекающее в себя огромное число молодежи, и снова их сердца наполнились волнением и сопереживанием. Здорово.
— Это всё как-то соотносится для вас с понятием «культурный код»?
— Что-то заложено у нас на глубинном генном уровне. Здесь работает какое-то особенное энергетическое поле. Если обратиться к истории, было много примеров, когда иностранцы, попадая на территорию государства Российского, удивительным образом, находясь здесь, становились истинными патриотами и служили на благо России. Ярким примером такого преображения для меня является судьба прусской княгини Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, которую весь мир узнал как Екатерину Великую. Сколько иностранцев, переехав сюда, нашли тут свой родной дом! Я сам много лет отдал бизнесу с западными странами и часто общался с европейскими и американскими партнерами. Те из них, которые приезжали сюда трудиться на год-два, уезжали совершенно другими людьми, трансформировались и потом говорили о том, что очень скучают по жизни здесь и ищут работу, связанную с Россией. Многие привозили сюда своих детей, чтобы познакомить их с нашей страной.
— Продолжая национальную тему, я знаю, что вы с Анной Коряковцевой реализуете проект «Русские — Искусство быть». Что это за история?
— Это документальный сериал на основе этнографического исследования русской культуры — традиций, обрядов, сказаний, быта, декоративно-прикладного, музыкального творчества. В рамках реализации проекта запланировано проведение восьми этнографических экспедиций в разные регионы России — от Забайкалья до Воронежа, от Архангельска до Северного Кавказа. Основная его задача — исследование культуры русского народа, показать важность сохранения культурных традиций, насколько они адаптированы к современности, какова значимость этнической идентичности для русского народа.
Капелла юных джентльменов и встреча с легендой
— На концерте Влад Маленко рассказал, что вы учились в совершенно уникальной школе. Расскажите о ней подробнее.
— Это Московская хоровая капелла мальчиков, которая была создана в 1957 году виднейшим отечественным хоровым дирижером, заслуженным деятелем искусств России, Грузии, Абхазии, профессором Вадимом Судаковым, а потом ей руководила народная артистка России Нинель Камбург — уже мой преподаватель и художественный руководитель. Нас отбирали по всей Москве, по детсадам, а потом приглашали на личное прослушивание к Нинель Давидовне. И если мальчик обладал способностью петь, она вызывала родителей и предлагала им рассмотреть возможность отдать мальчика в Капеллу. Мы съезжались каждое утро со всей Москвы, 360–370 пацанов. В то время у нас был большой концертный состав, и мы тогда гремели. Особенность Капеллы была в том, что в ней воспитывали не музыкантов, а джентльменов с поющей музыкальной душой. Музыка была лишь инструментом, с помощью которого мы развивались для нашего блага. Мы были очень интересными сплоченными ребятами.
— Ваше сотрудничество с Андреем Мироновым состоялось именно в тот период?
— Да, это была весна 1981 года. Шеф (Нинель Давидовна Камбург. — Прим. авт.) вызвала меня к себе в кабинет и сказала: «Собирайся, едем на “Мосфильм”!» К тому моменту я уже был там не единожды, озвучивал фильмы, мультфильмы. И свою первую зарплату получил в возрасте восьми лет: тогда я уже играл в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, а в 1980 году еще и в Камерном музыкальном театре у Бориса Покровского. Но та поездка на «Мосфильм» оказалась особенной. Я выхожу с шефом из капеллы, светит солнышко, думаю: «Классно, прогуляю уроки!» И навстречу нам идет моя преподавательница по фортепиано. Ее уроки я не очень любил. Думаю: «Что сейчас будет?» Шеф говорит: «Отпусти его, мы едем на “Мосфильм”». И, как сейчас помню, преподаватель по фортепиано спросила: «Что, будет работать с самим?» «С самим!» — ответила шеф.
Мы приехали в студию, я смотрю в монитор и вижу Андрея Миронова и Елену Проклову. Никогда не забуду этот момент. Я думал: «Ущипните меня!» Подходит звукорежиссер. Мы идем в аппаратную. Надеваю наушники, репетирую. Все очень быстро, темпово — «цигель-цигель, ай-лю-лю». Потом я возвращаюсь в студию. Меня представляют Андрею Миронову. И когда он меня обнял, взял в свою «орбиту», я сразу успокоился. У него было удивительное свойство, потрясающая органика, располагающая к сотворчеству. Соприкоснувшись с ним, ты сразу успокаивался, центрировался.
— Как проходила совместная работа?
— Мы записывали песню про верблюда для кинофильма «Будьте моим мужем». Он заботливо подставил мне подставку, помог расположиться. И мы начали экспериментировать у одного микрофона. Меня тогда поразило, с каким азартом он предлагал различные способы выражения в зависимости от ситуации на экране, которую нужно было озвучить, — такой энергетический гейзер. Работа была интересная: мальчик по сценарию не выговаривал «р», и Миронов попросил меня имитировать картавость. Это было непросто, но вроде справился. Во время обсуждения вариантов исполнения он поймал мой взгляд, направленный в сторону темного угла, где вырисовывался силуэт стопки бутербродов и огромный китайский термос. Есть очень хотелось, и Андрей, смекнув это, предложил сделать паузу, но работа была важнее для меня. (Смеется.) Любопытно еще, что, когда фильм вышел на экраны, я увидел, что Миронов, играя роль детского врача, снимался в моей районной поликлинике, представляете?! Ангелы — такие затейники. В 1987 году, после окончания школы, с начала нового театрального сезона я собирался пойти к нему на творческий вечер и написать записку. Что-то из серии: «А помните, мы записывали с вами песню в фильме “Будьте моим мужем”? Вы взяли тогда надо мной шефство…»
— Как вы начали заниматься продюсированием и чем оно вас привлекло?
— Вы знаете, я не считаю себя продюсером. Просто с рождения лидер, затейник: детский сад, капелла, школа, дискотеки для старшеклассников Фрунзенского района. Идея последних ко мне пришла, когда я учился в девятом классе. Началась перестройка, и я пошел к руководству Дворца пионеров с предложением проводить балы для учащихся старших классов района. Руководство тогда очень удивилось и настороженно отнеслось к моей затее. Но когда узнали, что я готов проводить дискотеку на своей воспроизводящей аппаратуре со своей цветомузыкой, что от них будет нужно только силовое оборудование, проектор и сам зал на 400 мест, получили добро от райкома ВЛКСМ, и все получилось. Славное было время. Такая энергетика, что вокруг меня создается среда, в которой свечи горят дольше и ярче. Способность организатора — просто дар, которым наделила меня природа.
Автор: Наталья МАЛАХОВА