Музыка
25 апреля 2024
13 минут
Поделиться

На «Октаву» выше: чем живет и как развивается творческий индустриальный кластер в Туле 

На «Октаву» выше: чем живет и как развивается творческий индустриальный кластер в Туле 

Фото предоставлено творческим индустриальным кластером "Октава"

Тула — это не только многовековой, сохранившийся до единого камня Кремль, знаменитый оружейный завод и самовары, но и город, где аккумулируется огромное количество творческой энергии. Креатив у местных жителей в крови: даже для пряников они создали свой уникальный рецепт, который никто не может повторить. Именно тульский музыкант-энтузиаст Николай Белобородов изобрел принципиально новую, хроматическую гармонику, а в наше время туляки придумали памятник хвосту для студентов и монумент тёще в виде тираннозавра, которого наряжают в разные костюмы по праздникам.

Вся эта энергия стимулирует развитие в Туле креативных индустрий. Их центром притяжения и точкой пересечения стал творческий индустриальный кластер «Октава». IPQuorum отправился на фестиваль, посвященный шестилетию пространства. Кластер расположился на территории бывшего завода радиотехники, став совместным проектом частного инвестора Михаила Шелкова и Госкорпорации «Ростех». Это настоящий город в городе со своим имиджем и особенной атмосферой, где проходят выставки современного искусства, перформансы, мастер-классы, концерты, паблик-токи и многие другие мероприятия. 

Здесь можно познакомиться с самой разнообразной литературой, записать трек или подкаст на студии Oktava Lab, поучиться в Высшей технической школе, поработать в коворкинге и попробовать кофе от лучших российских обжарщиков из ростерии «Зерновая» в кафе «Волна на Октаве». В 2023 году кластер вошел в шорт-лист премии Russian Creative Awards. 

Музыка заводских труб и станок Леонардо Да Винчи

В мультимедийном Музее станка, где сейчас размещена выставка «Человек и машина», организованная совместно с Политехническим музеем Москвы, помимо сотрудников активно применяются виртуальные помощники, созданные при помощи искусственного интеллекта. Гости заходят внутрь в темноте, и начинается шоу с музыкальным и световым сопровождением на больших экранах, между которыми размещены станки разных стран и эпох, в том числе модель, изобретенная Леонардо Да Винчи. 

В одной из секций можно познакомиться со звуками различных предприятий Тулы — швейной фабрики «Велес», фабрики упаковки «Милк», завода микрофонов «Октава», который дал имя кластеру, и завода «Газстройдеталь», выпускающего оборудование для газовой промышленности. Другая часть выставки предлагает почувствовать запахи различных предприятий, а одна из стен полностью посвящена истории индустриализации и промышленных революций в России и в мире. 

На экскурсии виртуальные гиды рассказывают о развитии производства станков, для каких целей они используются (спойлер — практически для любых) и как удалось перейти от ручного управления к высокоточному сложному программированию. В завершении посетителям передают эстафету от величайших умов, предлагая принять участие в четвертой промышленной революции, которая уже не за горами.  

Дмитрий Барсенков: «Мы ничего не понимаем в самоварах, но неплохо разбираемся в 3D-печати и современной звукозаписи»

В деловой программе фестиваля креативных индустрий «Октава-6», прошедшего в честь дня рождения кластера, спикеры — ведущие представители креативных индустрий из разных городов России — поговорили о развитии креативной экономики с помощью подобных пространств, о своих планах и идеях, а также о том, как участникам творческого рынка вести эффективные коммуникации, добиться коммерческого успеха в искусстве, научиться монетизировать музыку и другие объекты интеллектуальной собственности. IPQuorum лично пообщался с генеральным директором кластера Дмитрием Барсенковым, который рассказал о главных достижениях и событиях прошедшего года, о возможностях пространства, его образовательных программах и о прыжке во времени.  

Дмитрий Барсенков. Фото предоставлено творческим индустриальным кластером "Октава"

— Дмитрий, в чем главное отличие «Октавы» от других креативных кластеров?

— Наша цель — не коммерческая выгода, а развитие людей, и представителей тульского креативного сообщества, и тех, кто приезжает к нам в гости. Например, библиотека, где мы сейчас беседуем, — часть проекта «Книги на Октаве». Здесь можно абсолютно бесплатно познакомиться с литературой о дизайне, архитектуре, урбанистике. В ней есть детский зал с комиксами, настольными играми, лекторий, в котором проходят встречи четырех бесплатных книжных клубов. У нас проводятся самые разнообразные культурные и образовательные мероприятия. Есть традиции, а есть актуальная творческая жизнь людей, живущих в регионе. Мы ничего не понимаем в самоварах, но неплохо разбираемся в 3D-печати и современной звукозаписи. У нас вы не встретите тех, кто печатает пряники, зато познакомитесь с работами молодых тульских художников, с дизайнерами, которые создают необычную одежду и украшения, с местными музыкантами, артистами. 

— Как ваш кластер влияет на развитие экономики города и области?

— Он является мощным туристическим магнитом. В России много промышленных регионов, где производится продукция, ставшая частью культурного кода, но мало музеев, посвященных промышленности. У нас же есть Музей станка, где всеми современными мультимедийными средствами воспевается это техническое изобретение. Выставка «Человек и машина», которая проходит сейчас, — только начало нашего сотрудничества с Политехническим музеем. Буквально в ближайшие дни мы снова отправимся в их замечательное фондохранилище, где будем совместно с кураторской командой Политеха подбирать проект, который сменит нынешнюю экспозицию. 

Кроме того, сегодня очень популярен промышленный туризм. Прямо за нашей стеной находится одноименный завод «Октава», где вручную по полному циклу производятся микрофоны. Мы решили сделать с его руководством совместный проект — экскурсию по заводу и по кластеру. Представляете, вы сначала попадаете в пространство с зелеными керамическими стенами, где сотрудники в белых халатах собирают детали: если перенестись на машине времени на сто лет назад, картинка была бы точно такой же. А потом участники экскурсии переходят на территорию кластера и оказываются в абсолютно современном творческом пространстве, где мимо них пролетает человек на скейте, а фасады здания украшает стрит-арт. Это настоящий скачок во времени. На стыке индустриальности и креатива могут рождаться очень интересные вещи. 

— Говоря о более привычных креативных формах, как происходит отбор художников, работы которых вы выставляете? 

— Готовясь к конкретным событиям, мы проводим отборы, в которых могут принимать участие художники из Тулы и других регионов. Этим летом у нас пройдет арт-резиденция, участники которой получат методологическую, кураторскую и материальную поддержку, а их работы украсят Музей станка. У нас уже есть огромное количество заявок из самых разных уголков страны, но мы все равно объявим опен-колл, чтобы максимально широко отследить актуальные тенденции в современном искусстве и дать возможность всем желающим испытать судьбу.

— Вы думали о том, чтобы размещать картины не только в Музее станка, но и в других пространствах кластера?

— Мы уже это делаем. В Музее станка ежегодно проводится около трех крупных проектов совместно с солидными федеральными институциями. Сейчас помимо экспозиции «Человек и машина» у нас проходит выставка «Пропейзаж» с работами художников, саунд-артистов и композиторов на тему пейзажа. Ее куратором стала Катя Бочавар, директор галереи ГРАУНД Солянка. До этого мы делали очень интересную технологическую выставку-биеннале «Искусство будущего. Эпизод: Живой объект» со столичным Мультимедиа Арт Музеем. Параллельно на первом этаже кластера проходят персональные выставки московских, тульских и других региональных художников, а также короткие выставочные проекты, посвященные фотографии, живописи, инсталляциям. Иногда это партнерские проекты. Как-то раз один из металлургических заводов Тульской области проводил у нас выставку ювелирных произведений из ванадия — редкого металла очень красивого, титанового цвета. Это определенно было новым словом в нашей культурной программе.

— Как вы отбираете своих резидентов?

— Наша команда оценивает, насколько их деятельность соотносится с целями и задачами кластера. С одной стороны, наша миссия — развитие людей, а значит, резиденты должны нести определенную ценность для посетителей. С другой — здесь речь идет о долгосрочной аренде, поэтому резиденты должны быть платежеспособными. И конечно, это специалисты и организации, имеющие прямое отношение к креативным индустриям. У нас есть два сильных IT-резидента. Один из них — автор знаменитой книги «Пиши, сокращай», дизайнер, редактор, кандидат педагогических наук, ректор Школы редакторов Дизайн-бюро Горбунова и разработчик сервиса проверки текста «Главред» Максим Ильяхов. Он живет в Туле и работает в «Октаве», проводя именно здесь свои видеолекции и очные встречи. 

Кроме того, развитие креативной экономики невозможно без образования, к тому же в этой сфере у нас есть колоссальный кадровый голод — люди действительно возвращаются на заводы, где сейчас им предлагают довольно высокие зарплаты. Креативным индустриям важно выращивать свои кадры, и в рамках кластера существует три образовательных проекта. Это наш собственный актив — Высшая техническая школа, резиденты — компьютерная академия TОР, обучающая студентов программированию, дизайну, видеопродакшену и т. д., и тульский филиал российского общества «Знание».

День рождения "Октавы". Фото предоставлено творческим индустриальным кластером "Октава"

— День рождения — хороший повод подвести итоги. Какие события, проекты, мероприятия, инновации стали самыми яркими для кластера за прошедший год?

— Мы приняли более 115 000 гостей, провели около 1500 мероприятий, 80 концертов, запустили несколько новых фестивалей и надеемся, что они станут ежегодными. У нас прошло несколько проектов, которые вошли в список лучших выставок в стране, — это выставки современного искусства в Музее станка, новый книжный фестиваль. Один из итогов года — появление в «Октаве» тематических сообществ, которые делают интересные мероприятия. Например, у нас есть клуб, посвященный древней японской игре го. В нее можно научить играть трехлетнего ребенка, но одновременно она обладает бесконечной глубиной. 

Кроме того, мы открыли крытый скейт-парк «БАЗА», где ребята могут кататься круглый год, заниматься с инструкторами. Они тоже начинают жить какой-то своей творческой жизнью, смотреть и обсуждать фильмы, слушать музыку, связанную с уличной культурой. 

 Важно, что опыт «Октавы» стал релевантным не только для других регионов, но и стран. У нас были гости из Подмосковья, Бурятии, Дальнего Востока и даже из Южной Кореи. Это люди, которые либо хотят открывать у себя креативные кластеры, подобные нашему, и приехали получить практический опыт, либо те, кому интересна та культура, которую мы продвигаем, в частности корейские художники. Они специально отправились в Россию, чтобы посетить две институции — Эрмитаж и кластер «Октава». Для нас это серьезный показатель того, что мы движемся в правильном направлении. 

Как звучат голоса резидентов

Жизнь в кластере бьет ключом. Приходя на лекции, концерты и выставки, гости видят готовый креативный продукт. А о том, что происходит внутри «Октавы», рассказали ее сотрудники и резиденты.

Назико Кварацхелия, творческое комьюнити тульских мейкеров и дизайнеров Party market: 

Мы уже третий год работаем на базе кластера, являясь его резидентами, и представляем всех креаторов нашего города, которые занимаются локальным производством. Их изделия можно посмотреть и приобрести в нашем магазине в «Октаве». Таким образом мы поддерживаем креативный бизнес, малый бизнес, проводим 8-10 маркетов в год, давая возможность развиваться творческим инициативам. К этому фестивалю мы организовали арт-маркет, больше направленный на иллюстрацию, интересные работы художников, графических дизайнеров, воплощенные в необычных принтах, кастомизированных моделях одежды, украшениях. Также на фестивале мастера продавали свои аксессуары, созданные вручную. Говоря о целевой аудитории, мы, конечно, любим туристов, но вокруг комьюнити уже сформировалась своя местная тусовка, люди, живущие в Туле и постоянно посещающие наши маркеты и магазин. При этом мы всегда придумываем на маркетах различные активности для взрослых и детей, проводим мастер-классы по рисованию, танцам, пению, игре на укулеле, иногда уходим в тему эко, организуем музыкальные события, чтобы привлекать самую разную публику. 

Жанна Трофимова, директор по развитию компании Intensa:

Мы — IT-компания, которая занимается развитием, разработкой федеральных интернет-магазинов и уже пять лет являемся резидентами «Октавы». Мы не ищем клиентов в Туле, а развиваем здесь свой HR-бренд и переехали в кластер ради этого. У нас с «Октавой» похожие цели, векторы развития. Случился творческий мэтч, иногда мы проводим совместные мероприятия — на прошлом дне рождения открыли во дворе IT-гараж. Помещение, где складировали технику, превратилось в открытую образовательную площадку — здесь любой мог выступить и самореализоваться. Сегодня мы начинаем второй сезон. К нам можно приходить обучаться английскому, узнавать об актуальных трендах в IT и маркетинге. 

Артем Гудков. Фото предоставлено творческим индустриальным кластером "Октава"

Артем Гудков, музыкант, звукорежиссер, руководитель студии звукозаписи Oktava Lab:

Наша студия — один из личных активов «Октавы», который существует почти столько же, сколько и сам кластер. Это единственная профессиональная студия в Туле, изначально спроектированная для серьезной работы со звуком, а не переделанная репетиционная точка, как часто бывает. Мы работаем на коммерческой основе с самыми разными клиентами и форматами звукозаписи. Это и профессиональные музыканты, и люди, которые просто захотят записать песню в подарок, и ведущие подкастов. Еще одно направление деятельности — тестирование микрофонов «Октава» и другого тульского производителя компании «Союз». В этом процессе также активно участвуют инженеры предприятий. Третий вектор развития — образовательный. На базе студии проводятся обучающие программы по звукорежиссуре, битмейкингу, работе с программами, диджеингу. Сейчас мы также запускаем вокальную школу. Это и мои авторские обучающие программы, и мастер-классы с приглашенными гостями из Тулы, Москвы и других городов. Мы сотрудничаем с различными институциями. К нам на практику приходят студенты кафедры звукорежиссуры из колледжа культуры, а я сам приезжаю с лекциями в московскую Высшую школу экономики.

Концерт певицы Сюзанны. Фото предоставлено творческим индустриальным кластером "Октава"

Певица Сюзанна: «Человек — это длящийся эксперимент»

Фестиваль завершился большим концертом, в котором приняли участие тульский музыкальный проект «Тунайт», участники группы «Кассета», создающие звуковой микс из панка, хип-хопа, электро, брейкбита и альтернативы, а также певица Сюзанна с космическим голосом и таким же необъятным диапазоном элементов из разных стилей и музыкальных эпох. Она прославилась благодаря каверу на песню Beyonce «Halo», сделанному для крупного телеконкурса. Эта версия набрала более 10 млн просмотров на YouTube. Сейчас артистка выступает со своим авторским материалом, а ее композиции занимают лидирующие строчки в мировых чартах. Она исполнила идеальный мультиформатный сет для креативного фестиваля. IPQuorum поговорил с Сюзанной об инаковости в жизни и творчестве, отсылках к объектам вдохновения и о трансформации личности в искусстве.

— «Октава» — это площадка для новых творческих опытов, смелых экспериментов. Насколько для вас важен эксперимент в творчестве?

— Я могу назвать себя саму экспериментом во плоти. Как минимум потому, что я всегда чувствовала себя инаковой, другой, не вписывающейся в стандарты шоу-бизнеса. Я никогда не была типичной старлеткой, начинающей артисткой с уже обозначенными, типичными стремлениями к узнаваемости в том виде, в котором она всем понятна. Мне всегда хотелось привнести в свое творчество элемент обучения, разбора источника вдохновения, будь то книги или жизненные пути интересных мне классиков, великих людей. Мне всегда хотелось в своих песнях, в своих текстах оставлять маленькие образцы тех материй, которыми я вдохновлялась. Если познакомиться с моей музыкой, можно услышать, например, как влияние эфиопского джаза, так и мистики Востока, отсылку к даосизму или к фольклору, тем песням, которым больше ста лет, к этнографической музыке. Для меня самой очень важно быть в состоянии интереса по отношению к тому, что я делаю. Трансформации происходят прежде всего на уровне личности, поэтому человек и есть длящийся эксперимент. Мы никогда не бываем застывшими в одном состоянии и являем собой процесс.

— Где сейчас находится фокус вашего творческого интереса, чем вы живете?

— В Туле (Смеется.). Я приехала порадовать людей своим музыкальным материалом вместе с саунд-продюсером и замечательным музыкантом Никитой Каменским. Мы приехали познакомиться с городом и поделиться своими настроениями, мыслями и звучаниями. 

День рождения "Октавы". Фото предоставлено творческим индустриальным кластером "Октава"

— Вы говорили об инаковости, а важно ли вам все-таки быть частью музыкального сообщества своих людей?

— Хороший вопрос. Всем нам нужно с чем-то себя отождествлять и являться частью какого-то обобщенного «мы». Я, наверное, испытываю с этим затруднения всю свою творческую жизнь, но так или иначе тем, что я проявляюсь и даю этому миру нематериальные плоды своей деятельности — музыку, тексты, какие-то мысли, наблюдения, — привлекаю к себе тех людей, которые так же или подобно думают о жизни и чувствуют себя по-своему другими. Конечно же, жизнь мне преподносит подарки в виде встреч с такими личностями и даже близкой дружбы с ними.

— Мы находимся на фестивале креативных индустрий. Насколько вам откликается само понятие «креативная индустрия», соединение музыки и бизнеса, музыки и технологий?

— Мне кажется, за этим будущее. Я очень люблю перформанс, мне очень нравится, когда музыка соединяется с пластикой, с красиво проставленной,  срежиссированной сценой. Я очень люблю именно симбиотические виды искусств, крайне положительно отношусь к их сочетаниям и практикую это сама. Например, у меня был целый цикл выступлений, концертов с ребятами, которые представляли музыкально-пластический театр. Я пела, а они отражали эмоции, ассоциации в теле, в движениях, похожих на воду, на безумие или что-то еще. Мне нравится, что все это «выливается» в понятие «индустрия», может быть массовым, стать такой хорошей фабрикой чудес.

— В культуре есть изживающие себя явления? 

  — Мне кажется, многие позиции в человеческом обществе никогда не поменяются, как бы это ни было печально или наоборот. Мы понятийно ограничены понятием «человек», поэтому не прыгнем выше головы, но и не провалимся до животного.

***

День рождения "Октавы". Фото предоставлено творческим индустриальным класером "Октава"

«Октава» прозвучала громко и уверенно, покрасовавшись перед гостями фестиваля всеми гранями креативных индустрий. Впереди у кластера много событий и планов на будущее — творческое сообщество города и других регионов держит руку на пульсе. 

 

Автор: Наталья МАЛАХОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Музыка
31 октября 2024

Александра Цветкова: «На эстраде каждый мечтает о своем "Олимпийском", я – о камерном зале, но в "Метрополе"»

Музыка
08 октября 2024

Альбина Шакирова: «Сейчас хороший момент, чтобы начать культивировать российскую классику»

Музыка
10 сентября 2024

Начался прием заявок на III Международную премию «Чистый звук»

Музыка
11 июня 2024

«От григорианского хорала до хип-хопа»: что происходит на Уральской ночи музыки

Музыка
03 мая 2024

Петроглифы и джаз: Хакасия “подружила” древние традиции и современную музыку

Музыка
23 февраля 2024

Нейросеть по классике: как сделать джангл из «Полета шмеля» и соединить хип-хоп с «Танцем маленьких лебедей»

Музыка
21 февраля 2024

«Симфония» в стиле синти-поп: солист «Парка Горького» Сергей Арутюнов второй раз покорил Кремль

Музыка
23 января 2024

Соус Бизе, «маскирующий рыбу», и последнее похищение Моцарта: плагиат в истории музыки 

Музыка
14 декабря 2023

Оркестр российских брендов: первая музыкальная премия для бизнеса

Музыка
19 октября 2023

Максим Задворнов: «Пиарщики превратились в креативных продюсеров»

Музыка
21 сентября 2023

Музыкальный рынок «на стрессе»: как выбиться в топ из фрешменов и раскрутить свой YouTube-канал

Музыка
12 сентября 2023

Как звучит Россия: регионы получат свое аудиовизуальное «брендирование»

Музыка
03 августа 2023

Фабрика музыки: «Нарциссы», «Грачи» и «Свадьба в кредит»

Музыка
05 мая 2023

Российские лейблы против IT-льгот для западных мейджоров

Музыка
19 апреля 2023

Юлия Глухоедова: «Нам хотелось вывести “Джаз в Хакасии” на качественно новый уровень»

Музыка
10 апреля 2023

Цифровые сервисы помогают установить честные правила игры на российском музыкальном рынке

Музыка
07 апреля 2023

Валерий Печейкин: «У нейросети нет потребности заниматься “высоким” искусством, а у человека — есть»

Музыка
07 марта 2023

Елена Кипер: «Художники-визионеры программируют будущее»

Музыка
09 февраля 2023

Игорь Бутман: «Если человек хорошо играет джаз, то неважно, какого цвета у него кожа и из какой страны он приехал»

Музыка
16 декабря 2022

Саксофонист Антон Чекуров: «три кита» джаза и бибоп в мейнстриме