Музыка
23 февраля 2024
Поделиться

Нейросеть по классике: как сделать джангл из «Полета шмеля» и соединить хип-хоп с «Танцем маленьких лебедей»

Нейросеть по классике: как сделать джангл из «Полета шмеля» и соединить хип-хоп с «Танцем маленьких лебедей»

Фото предоставлено Еленой Кипер

На платформе «VK Видео» появилось подкаст-шоу «По классике. Тайны великих шедевров», где легко рассказывают о сложном, знакомят молодую аудиторию с музыкальным наследием доступным и понятным ей языком. Здесь стираются границы между классической и популярной музыкой, стилями и жанрами, традиционным клипмейкингом и искусственным интеллектом, объединяются различные поколения артистов, композиторов и слушателей.

В первой части подкаста ведущий Дмитрий Маликов знакомит зрителей с интересными фактами биографии русских классиков — Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Скрябина и др. Рассказ дополняет графическая анимация, а сценарий приправлен молодежным сленгом. Во втором блоке Дмитрий рассуждает об академической музыке со звездными гостями из самых разных креативных индустрий, такими как Юрий Башмет, Юрий Маликов, Илзе Лиепа, Илья Авербух, Григорий Заславский, Виталий Гогунский и др. Интервью завершает шуточная игра — всегда разная. Например, участникам нужно угадать название произведения по эмодзи или композицию, звучащую наоборот. Наконец, в третьей части в студию приходят молодые артисты, решившиеся на смелый эксперимент — за час сочинить современный хит на тему классического произведения. Затем зрителям показывают клип на него, созданный с помощью нейросетей. 

Автором проекта, реализованного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, стала продюсер, режиссер, сценарист и клипмейкер Елена Кипер. Она познакомила IPQuorum с внутренней кухней подкаста, а Дмитрий Маликов рассказал о ценности подкаста, просвещении, развлечении и всплеске интереса к классической музыке на примере одного ролика в сети.

Фотограф Юрий Бакулин, фото предоставлено Еленой Кипер

Дмитрий Маликов: «Хочется разговаривать с молодежью на ее языке»

— Дмитрий, чем для вас как для музыканта, композитора и ведущего интересен этот проект?

— Это органичное продолжение моей просветительской деятельности, которая является связующим звеном между различными жанрами и поколениями. В первую очередь я классический музыкант и последние 15 лет много занимаюсь инструментальной, фортепианной музыкой и всем, что связано с ее популяризацией. Все началось с программы «PIANOMANIЯ», над которой я работал несколько лет и представил публике в 2007 году. Затем было шоу Symphonic Mania, показанное в Париже с участием 140 российских артистов, в том числе оркестра и хора театра «Новая Опера» и Имперского русского балета Гедиминаса Таранды. В 2012 году появилось интерактивное шоу «Уроки музыки» — мотивирующие встречи с детьми, учащимися музыкальных школ, а  затем — спектакль «Перевернуть игру» о жизни и творчестве великих композиторов. Все эти проекты — разные формы одного и того же, но они связаны с живыми выступлениями. А в прошлом году у нас с Еленой Кипер возникла идея сделать онлайн-историю, посвященную классике, в таком формате, чтобы это было интересно современным зрителям.     

 — Продвижение классики, тем более среди молодежи, не самая простая задача. Как вы с ней справляетесь?

— Это действительно сложно, потому что сегодня мы живем в очень мощном информационном потоке. Постоянно появляется новый контент — имена, песни, игры, видео, но все равно я выхожу на сцену во время спектакля и вижу полный зал детей с горящими глазами, а потом они бегут ко мне за автографами на листах с нотами и важными поддерживающими посланиями, которые летят сверху в финале представления. Иногда мне пишут в соцсетях или подходят после выступлений музыканты, которые говорят, что были на «Уроках музыки» и это мотивировало их не бросать инструмент. Для меня в свое время такой же вдохновляющей была встреча с великим пианистом Владимиром Горовицем, когда мне было 16 или 17 лет. Говоря о подкасте, я также вижу интерес к нему со стороны молодых людей, и главное — они в любой момент могут пересмотреть его. Никто не знает, какое будущее ждет молодых артистов, которые приходят к нам в студию создавать хиты из великих шедевров, но рассказ о биографии композиторов и интервью с талантливыми людьми из мира культуры во второй части точно останутся в истории, мы ими очень гордимся.     

Фотограф Дарина Муромская, фото предоставлено Еленой Кипер

— Сценарий подкаста получился легким и живым, с использованием слов и шуток из лексикона молодежи. Вам органично в нем существовать?

— Абсолютно. Я всегда иронизировал и над собой и другими — конечно, никого не обижая, чтобы это было уместно и по-доброму. У меня есть фиты с молодыми ребятами, такими, как MC Хованский, забавные рекламные кампании, далеко не всегда серьезные — все, наверное, слышали «руки-загребуки». Повзрослеть мы всегда успеем, но в душе хочется оставаться молодым и разговаривать с молодежью на ее языке.   

— В подкасте вы транслируете важную мысль о том, что классика — это основа основ, без которой не было бы и поп-музыки, и других жанров. Но сегодня пропасть между академической и актуальной музыкой только увеличивается. Что с этим делать?

— Этот разрыв всегда был большим. Классическая музыка наполняет, развивает, а поп-музыка призвана развлекать. С другой стороны, совсем недавно я выложил в интернете видео, на котором просто играю на рояле, а на экране появляется добрая, вдохновляющая фраза, и этот ролик набрал более миллиона просмотров, чему я очень рад, и это говорит об интересе к академической музыке. Конечно, среди современных исполнителей, особенно рэперов, много тех, для кого на первом месте стоит содержание, речитатив, а звучание уходит на второй план. Но для исполнителя также важна энергетика, артистические качества. Они есть у многих молодых ребят, а наша задача в подкасте — предложить им обогатить простую и подчас примитивную фактуру более насыщенной музыкальной основой, используя как поле для фантазий классические мелодии, звучание оркестра, рояля. 

Фотограф Дарина Муромская, фото предоставлено Еленой Кипер

— Насколько хорошо так называемые фрешмены знакомы с классикой? И насколько комфортно вам общаться с ними? 

— К нам приходят пытливые ребята, они проявляют музыкальный интерес и открыты эксперименту, который мы предлагаем им совершить. У нас происходит взаимовыгодный обмен: я делюсь с ними опытом, а они со мной — свежими идеями, драйвом, молодостью и энергетикой. Это замечательный симбиоз.

— В XVII–XVIII веках композитор Телеман был «поп-звездой» в классике, в то время как Бах и Гендель не пользовались такой популярностью. Как вы думаете, возможно ли, что в будущем те, кто сегодня находится на пике славы, будут забыты, а люди будут помнить совсем другие имена?

— В моем спектакле, когда речь идет о Бахе, действительно говорится о том, что композитор создал более тысячи произведений, а при его жизни была издана только одна кантата. Но он просто трудился, не думая о результате, и это правильно. Никому на дано предугадать, как наше слово отзовется. Сегодня все меняется еще стремительнее, поэтому трудно сказать, кого будут помнить даже через пять, а не то что через 50 лет. Сбывается пророчество, приписываемое Энди Уорхолу, что в XXI веке у каждого будет 15 минут славы. Неизвестно, какая музыка останется и как все перевернут новые технологии. Иногда эксперименты с ними выглядят даже пугающе: скоро с помощью искусственного интеллекта начнут петь ушедшие в иной мир артисты. 

— Как складываются ваши личные отношения с искусственным интеллектом?

— Он помогает мне в работе. Недавно я сочинил новую инструментальную пьесу, как всегда, отправил запись своему помощнику, который загружает ее в компьютер, снимает ноты, редактирует партитуру, и удивился, насколько быстро он прислал мне обратно готовый вариант. Оказалось, он начал использовать новую программу, которая позволяет выровнять ритм и сделать звучание такого качества, что партию, записанную дома на рояле, можно ставить в пьесу в качестве заглавной. Представляете, какие чудеса?