Музыка
03 мая 2024
13 минут
Поделиться

Петроглифы и джаз: Хакасия “подружила” древние традиции и современную музыку

Петроглифы и джаз: Хакасия “подружила” древние традиции и современную музыку

Фото организаторов Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии»

В Абакане — столице Хакасии — при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Росмолодежь.Гранты в очередной раз прошла Всероссийская мастерская музыки «Джаз в Хакасии», объединившая не только талантливых музыкантов со всей страны, но и несколько крупных событий. Это 30-й юбилейный фестиваль «Джаз в Хакасии», Всероссийская лаборатория авторской музыки «Jazz & folklore» под руководством Ilugdin trio, Второй Всероссийский фестиваль ансамблевой музыки, Межрегиональная школа оркестровой музыки, третий Межрегиональный фестиваль для детей и подростков «Джаз собирает друзей», а также серия джемов и мастер-классов.  

Ламповое настроение

Лаборатория «Jazz & folklore» стала ключевым событием мастерской в этом году. В ее рамках коллективам предлагалось представить свои джазовые аранжировки на традиционные хакасские мелодии. В итоге было отобрано 10 уникальных команд от Москвы до Владивостока. Они приехали в Абакан, познакомились с народной культурой и инструментами, пообщались с представителями коренного народа — носителями этой культуры, а также поработали с экспертами из Ilugdin trio, одного из лучших джазовых коллективов России, участники которого на несколько дней стали учителями и наставниками. 

30-й Межрегиональный фестиваль для студенческих и профессиональных коллективов и исполнителей. Фото организаторов Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии»

Как отметил один из членов жюри — Сергей Долженков, знаменитый российский тромбонист, композитор, аранжировщик, мультиинструменталист, преподаватель кафедры ЭДИ МГИК, солист «Московского джазового оркестра Игоря Бутмана», педагог «Академии джаза» Игоря Бутмана, менеджер и солист фьюжн-оркестра New Blood Big Band — одного из лучших оркестров в Европе, это был уникальный конкурс, не имеющий аналогов в нашей стране. По словам организаторов, на нем даже родилось такое явление, как хакасский джазовый стандарт. В качестве материала для аранжировок участникам предложили несколько так называемых тахпахов — традиционных хакасских мелодий, но больше всего вариаций было создано на произведение «Керосиновая лампа», записанное во времена Великой Отечественной войны хакасским композитором Александром Кенелем. Эта песня рассказывает о том, как под свет керосиновой лампы девушка ждет любимого с войны и пишет ему письмо.

Всего в различных мероприятиях Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии» в этом году приняли участие более 300 музыкантов от 6 до 70 лет. 50 человек стали участниками Лаборатории, было 10 экспертов из разных сфер. Около 40 гостей приехали из соседних регионов специально ради мастер-классов в рамках образовательной программы. Одна из участниц Лаборатории — уроженка Беларуси Кристина Корнелюк — подала заявку на конкурс вместе с московским коллективом и записала аранжировку национальной песни на чистом хакасском языке, подготовив ее вместе с консультантом. Мастерская уже стала целым культурным движением, известным не только в республике, но и за ее пределами.

Кристина Корнелюк из Беларуси которая выучила песню на чистом хакасском языке. Фото организаторов Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии»

О том, как оно формировалось, какие цели преследует, как меняется с годами, обрастая новыми событиями и активностями, IPQuorum рассказала организатор и автор проекта Юлия Глухоедова.

Как «сибирская Швейцария» стала джазовой

Все началось в 1978 году, когда в Хакасию приехал музыкант, композитор, дирижер, общественный деятель и педагог Александр Иванович Куц. Это удивительный человек, который открыл в столице нашей республики — Абакане первое эстрадно-джазовое отделение и начал проводить в городе джазовые фестивали. Мы гордимся, что статья о них открывает знаменитую энциклопедию джаза Владимира Фейертага — он был одним из немногих, кто читал лекции об этой музыке даже за рубежом. 

Куц внес огромный вклад в развитие джазовой культуры в Хакасии. Когда в 1993 году его не стало, неравнодушные музыканты начали ежегодно организовывать в его честь мероприятия в разных форматах — творческие вечера, конкурсы и фестивали, а уже с 2016 году в Абакане на постоянной основе стал проводиться межрегиональный конкурс-фестиваль «Джаз в Хакасии». 

Новая высота

Творческим людям сложно заниматься менеджментом, и в 2018, когда я еще была сотрудником Института искусств Хакасского государственного университета, мне предложили взять организацию фестиваля на себя. Уже через год мы получили на форуме «Таврида» первый грант в размере 450 000 рублей на его проведение. Впервые за много лет нам удалось привезти сильное профессиональное жюри, члены которого смогли не только объективно оценить хакасских музыкантов, но и провести для них консультации, показать, чего им не хватает, над чем нужно поработать. Это дало ребятам большой стимул для развития, и я поняла, что событие выросло из межрегионального формата. 

В 2020 году из-за пандемии пришлось сделать паузу, но мы использовали это время для подготовки новой истории и в 2021 пригласили к нам на работу легендарного пианиста, дирижера, аранжировщика, композитора и педагога Сергея Жилина — большого друга Хакасии. Он возглавил Всероссийскую школу оркестровой музыки, в которой собрались ребята со всей страны — 25 исполнителей, которые впервые встретились в Абакане и за три дня под руководством мастера собрали невероятно мощную программу для биг-бэнда. Это был наш первый опыт организации федерального проекта, параллельно с которым мы провели в городе уже 27-й межрегиональный фестиваль. 

Школа оркестровой музыки прошла успешно и получила большой фидбэк. В 2022 году она продолжилась, но к ней также добавилась Всероссийская школа ансамблевой музыки — уникальный проект, который раньше не делал никто в нашей стране. Вместе с LRK Trio – одним из самых востребованных джазовых коллективов в России — мы отобрали 15 музыкантов от 14 до 35 лет из разных городов и соединили их в 5 коллективов. Ребята впервые встретились только у нас и начали работать над композициями, которые подготовили для них наставники, участники трио — Евгений Лебедев, Антон Ревнюк и Игнат Кравцов. Они постоянно консультировались, ходили на прослушивания и за три дня, как и в случае с оркестром, смогли сыграться друг с другом и показать очень высокий уровень. Уникальность проекта в том, что эксперты предварительно работали с ребятами, самостоятельно собирали их в ансамбли, готовили материал. Кроме того, в роли эксперта выступил не один человек, а целый бэнд.  

Точка роста

Тогда же в линейке событий «Джаз в Хакасии» появился и детский фестиваль — «Джаз собирает друзей». На его проведение мы получили грант в размере 600 000 рублей. Это событие возглавил мой коллега Роман Ясенков – солист Хакасской республиканской филармонии. Хотя в хакасских школах искусств нет эстрадно-джазовых отделений, педагоги работают на энтузиазме, а дети занимаются практически самостоятельно, на него ежегодно присылают такое количество заявок, что нам приходится проводить предварительное онлайн-прослушивание и даже кому-то отказывать . 

У этих ребят нет возможности выезжать на крупные соревнования в другие регионы, но есть наш конкурс. Он мотивирует их продолжать заниматься этой музыкой, чтобы участвовать в нем, а позже — и в проектах для взрослых исполнителей. Мы развиваем джазовую культуру не только для того, чтобы у местных музыкантов была площадка для самовыражения, но и чтобы дети могли развиваться и повышать уровень исполнительского мастерства. Я считаю это одним из наших главных достижений.

Георгий Юлдашев, самый юный участник, накануне фестиваля "Джах в Хакасии" ему исполнилось 6 лет. Фото организаторов Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии»

Джаз и этника — история любви

В прошлом году мы получили гранты от Президентского фонда культурных инициатив  и Федерального агентства по делам молодежи на общую сумму почти 4 млн 150 тыс рублей. Кроме детского, межрегионального фестиваля, Всероссийских школ ансамблевой и оркестровой музыки, впервые был запущен фестиваль авторского джаза для ансамблей, на котором собрались 10 лучших коллективов со всей страны. А в 2024 мы решили заменить два формата. Школа оркестровой музыки была организована не для взрослых, а для детей, чтобы ребята могли учиться и продолжать свою карьеру здесь, в Хакасии. Ее возглавил Павел Овчинников, кандидат искусствоведения, джазовый тромбонист, педагог, дирижёр, композитор и аранжировщик, солист Московского джазового оркестра Игоря Бутмана и первый заместитель «Академии джаза». В оркестре из 37 человек собрались маленькие участники эстрадно-джазового оркестра абаканской школы и ученики музыкальной школы из соседнего города Краснорского края — Минусинска. Павел Леонидович сам подобрал для них материал, общался с дирижерами, чтобы ребята подготовились к его приезду и успели подучить композиции. Они занимались с ним четыре дня и выступили на большом гала-концерте фестиваля «Джаз в Хакасии».    

Павел Овчинников и сводный детский оркестр музыкальных школ г. Минусинска и г. Абакана. Фото организаторов Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии»

Еще одной отличительной особенностью Всероссийской мастерской музыки в этом году стало обращение к корням. По своему происхождению джаз – это этническая музыка с Африканского континента. Мы назвали мастерскую «Jazz & folklore» и решили предложить ансамблям со всей страны создать авторские джазовые аранжировки на хакасские традиционные мелодии — тахпахи. Мы предоставили их на выбор. И для участия в конкурсе коллективы должны были выложить на своих страницах Вконтакте два видео — одно с такой аранжировкой и второе с оригинальным авторским произведением собственного сочинения. Отсматривая творческие заявки, я была впечатлена тем, как работает творческий процесс у джазовых музыкантов, и еще раз убедилась, что они — сверх интеллектуальные люди. Из этих восьми тактов им удалось сделать полноценные развернутые композиции.