Екатеринбург — творчески заряженный город, где всегда рождалось огромное количество самобытных и талантливых личностей. Вспомнить хотя бы Свердловский рок-клуб и музыку Nautilus Pompilius на стихи гениального Ильи Кормильцева, группы «Агата Кристи», «Чайф» и многих других мастодонтов русского рока, уже вошедших в историю. В конце 1990-х — начале 2000-х в городе поднялась волна инди-музыки, флагманами которой стали такие команды, как «Сансара», «АлоэВера», Alai Oli.
Звонкие имена нового времени из Екатеринбурга — группы «Пекинский велосипед», «внимание брусника!», pinkglasses, «Авангард Леонтьев» и др. А одним из самых ярких событий уже на протяжении многих лет является большой летний фестиваль Ural Music Night, или Уральская ночь музыки. На нем традиционно представлено множество музыкальных направлений: от панк-метала до хип-хопа, от фолк-джаза до глиттер-попа, от академической музыки до драм-н-бейса, от постминимализма до краут-рока. В 2023 году город вновь превратился в концертную площадку для исполнителей самых разных жанров и стилей. На 110 площадках выступили 3000 музыкантов из разных городов России и 13 других стран и собралось более 380 000 зрителей. В этом году фестиваль отмечает 10-летний юбилей и пройдет 28 июня при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
О том, что ждет зрителей, как развивается уральская культурная жизнь, какие еще интересные креативные проекты реализуются в городе, IPQuorum рассказал директор Ural Music Night Евгений Горенбург.
— Евгений, каким будет юбилейный фестиваль? Чем вы планируете порадовать и удивить гостей в этот раз?
— Каждый наш фестиваль уникален, и это событие не станет исключением. Мы ведем переговоры с Ансамблем песни и пляски Российской армии имени Александрова, их выступление в такое непростое для нас время станет особенным. Кроме того, этот год юбилейный для одного из самых лучших симфонистов российской музыки — Михаила Ивановича Глинки и для Николая Андреевича Римского-Корсакова, сочинившего такие прекрасные оперы, как «Снегурочка», «Золотой петушок», и фестиваль не обойдет стороной эти события. Как всегда, у нас будет около ста различных площадок — зазвучит весь город.
Пресс-служба Ural Music Night
— Кто станет хедлайнерами?
— Пока не буду раскрывать все карты, но скажу, что зрителей ждет мировая премьера от моей группы «ТОП» — гимн Екатеринбурга. Это девять куплетов про наш город — город умных, смелых, умелых и красивых. Шутя, я называю эту песню «частушками про Екатеринбург».
— Вы всегда собирали на площадках не только российских, но и зарубежных артистов. Удается ли их привозить сейчас?
— Мы до сих пор придерживаемся такой политики, но сейчас многое зависит и от самих исполнителей, и от лояльности стран, которые они представляют. Мы ведем переговоры с музыкантами из ЮАР, с берегов реки Лимпопо, с Китаем, Индией. К нам приедут гости из Казахстана, Узбекистана и других стран.
— Испытать удачу и подать заявку на участие в Ural Music Night может любой музыкант или группа со всех городов России. Каковы критерии отбора?
— Сначала мы отбираем экспертов, а дальше даем им полный карт-бланш, и уже они решают, кто из претендентов выступит на фестивале. Знаете, согласно Уголовному кодексу следователь имеет право принимать решение на основании внутренней убежденности, так же работают и наши эксперты: выбор исполнителей — это их личная ответственность, отклик на то, насколько «попала» та или иная музыка в их мир. В этом году нам прислали около 2500 заявок. Из них будет отобрано 500 исполнителей. Я рад, что мы в том числе даем возможность впервые выйти на большую сцену пока малоизвестным, но талантливым молодым ребятам.
— Екатеринбург, прежде Свердловск, был «Меккой русского рока». По вашим наблюдениям, музыканты каких жанров сегодня активнее развиваются в городе и можно ли сравнивать то время с нынешним?
— Времена очень сильно изменились. То, в котором мы живем, — сложное, но интересное. Если раньше в городе существовал знаменитый Свердловский рок-клуб, то сейчас это несметное количество самых разных музыкальных сообществ, и наш фестиваль отражает такие тенденции. Заявки присылают артисты, работающие во всех направлениях — от григорианского хорала до хип-хопа, от фолка до драм-н-бейса. Говоря непосредственно об уральских музыкальных группировках, которые занимаются рейвом, рок-н-роллом, рэпом и так далее, несмотря на свои различия, все они очень дружелюбные, поддерживают друг друга. И еще одна примета времени — сейчас некоторые из них чаще проявляют активность онлайн, чем офлайн. Наш фестиваль — возможность встретиться, поделиться музыкой, эмоциями в реальном, а не виртуальном мире. Давайте похвастаюсь: это событие правда отличает особая атмосфера. И ее создаем точно не мы — организаторы, а сами участники и зрители.
Пресс-служба Ural Music Night
— Расскажите, пожалуйста, как сейчас развивается ваш шоукейс-фестиваль New/Open?
— В 2024 году он собрал 4000 зрителей. За три дня прозвучало почти 14 часов концертов, около 19 часов лекций и мастер-классов, 5 часов дискуссий. Музыканты-участники из 13 российских городов получили грантовую поддержку в размере 1,2 млн рублей и другие подарки от партнеров мероприятия. Но, конечно, это болевая точка. Объясню почему. Насколько я знаю, это единственный фестиваль в России, где молодым музыкантам дают реальные деньги на реализацию проектов — запись песен, альбомов, организацию концертов, съемки клипов и так далее. Отчетная система очень сложная, поэтому последние два года мы использовали спонсорские и личные средства, чтобы сформировать грантовый фонд. Сейчас после проведения летом Ural Music Night и литературного фестиваля «Красная строка» мы снова соберемся и будем убеждать друг друга, что нужно не увеличивать заработную плату сотрудников нашей команды, а снова вкладывать средства в формирование грантового фонда для молодых музыкантов. В любом случае New/Open живет, мы привлекаем все больше экспертов, к нам приходит все больше заявок. В следующем году мы очень надеемся на поддержку Фонда президентских грантов.
— Вы упомянули «Красную строку». В чем идея и концепция этого события?
— У нас в стране не так много больших хороших литературных фестивалей. Кроме того, мы сразу же сделали свой непохожим на другие. Главное отличие — в особом отношении к участникам, которые в наше нелегкое время занимаются еще более нелегкой работой – популяризацией литературы. Большинство подобных событий устроено таким образом, что издательства платят взнос, чтобы выставить свой стенд, представить продукцию и организовать какие-то активности. Мы же предоставляем торговые места абсолютно бесплатно, и, конечно, участники очень благодарны нам за это. Кроме того, у нас очень интересная и разнообразная программа, связанная не только с читкой пьес, презентацией книг, встречами с писателями, издателями, типографиями и переводчиками. Мы делаем настоящее шоу, трехдневный карнавал с концертами, перформансами, показами. Внутри фестиваля формируется целое сообщество: участники могут познакомиться друг с другом, придумать какие-то совместные проекты, коллаборации. По независимым источникам, «Красная строка» с первого раза вошла в топ-3 лучших книжных фестивалей России. И это большой успех.
— Какие еще проекты вы сейчас реализуете с командой?
— В конце мая мы провели в екатеринбургском парке развлечений «Радуга» театральный фестиваль «Дикоросы». Он впервые проходил два дня и собрал более 30 000 зрителей. В этот раз сделали акцент на мифах античности. Это событие всегда строится вокруг сказок и легенд, потому что они являются важнейшим пластом культуры, который стоит не забывать, интересно раскрывать, изучать и переосмысливать.
Также наша команда организует единственный на Урале фестиваль гик-культуры «ГикКон» — для тех ребят, которую больше часть жизни проводят за компьютером. Он посвящен компьютерным и настольным играм, комиксам. Его гости как будто попадают в параллельные миры, где встречаются с самыми разнообразными персонажами. Для участников проходят конференции, лекции, питчинги, косплей-шоу, квизы, конкурсы, лего-клубы по сборке роботов и другие активности. В прошлом году в фестивале приняли участие 211 талантливых ребят и 30 000 зрителей. Трансляцию посмотрел 1 млн человек.
Пресс-служба Ural Music Night
— Я знаю, что вы развиваете в городе не только музыкальную культуру…
— Совершенно верно. Осенью у нас традиционно пройдет фестиваль Blues & Bottle Set, на котором можно будет познакомиться с хорошими винами, интересными спиртными напитками, которые сегодня производят в России, послушать блюз, джаз от легендарных ансамблей «Мелодия» и «Ленинградский патефон». Вместе с ними на сцену выйдут и молодые, начинающие профессиональный путь джазовые исполнители, ученики нашего музыкального училища. Это очень красивое осеннее мероприятие.
Кроме того, мы пропагандируем гастрономическую культуру, которая у нас тесно связана с особенностями местности. Поэтому мы сделали гастрономическо-краеведческое шоу «Можно!» С Можаевым», а сейчас, поскольку появилось немного свободного времени, работаем над большим документальным сериалом под рабочим названием «Вкусовщина» о местной кухне и развитии современного ресторанного бизнеса как части богатой российской культуры. Также сейчас мы подали заявку на финансирование съемок художественного фильма под условным названием «Шигир». Шигирский идол — это знаменитый уральский артефакт, найденный на торфянике, и он старше, чем египетские пирамиды. Конечно, это языческий объект, но на нашей земле язычество продолжает сосуществовать наряду с православием и другими религиями. Мы до сих пор отмечаем Масленицу, день Ивана Купалы и так далее. Кино будет рассчитано на детей 10–12 лет. И по сюжету там все заканчивается хорошо.
Параллельно сейчас создается сценарий фильма «Дуэль», посвященного Свердловскому рок-клубу. Конечно, не обойдется в картине и без музыки Nautilus Pompilius и других знаменитых выходцев из Екатеринбурга. Пока мы не можем нащупать правильную эстетическую атмосферу фильма, поскольку, с одной стороны, он будет повествовать о довольно тяжелых годах — конце 80-х– начале 90-х, а с другой — должен стать светлым, воодушевляющим. А еще у нас есть мечта — сделать ремейк легендарного фильма «Цирк» режиссера Григория Александрова по пьесе Ильфа и Петрова с музыкой Исаака Дунаевского и очень трогательными стихами Лебедева-Кумача. Вы знали, что «Песня о Родине» из этого фильма могла стать гимном Советского Союза? Нам интересно показать это кино по-новому. Более того, мы уже купили права на использование музыкальных произведений в издательстве «Первое Музыкальное». Все остальное уже разрешено использовать публично. Я очень надеюсь, что нам удастся реализовать этот проект.
Автор Наталия МАЛАХОВА