Музыка
24 October 2025
4 минуты
Поделиться

Эмуляция звучит настолько похоже, что становится страшно

Эмуляция звучит настолько похоже, что становится страшно

Фото предоставлено пресс-службой Международного форума IPQuorum.Музыка

На Международном форуме IPQuorum.Музыка обсудили вольные и невольные нарушения в музыкальном творчестве эпохи генеративного интеллекта. Заимствования в музыке всегда были сложной и болезненной темой. Творческое озарение порой сложно отличить от криптомнезии, цитирование — от плагиата. Проблема стала еще острее с появлением ПО для создания музыки, а теперь еще и ИИ, с которым можно чувствовать себя композитором, даже не зная нот. Участники сессии «Легальные и нелегальные заимствования в музыке: плагиат, апроприация, криптомнезия или стратегия» пришли к выводу, что индустрия должна выработать общие подходы к использованию ИИ. Профессиональному сообществу предстоит ответить на вопрос, что можно и что нельзя имитировать, что должно охраняться авторским правом, а что оставаться в свободном доступе.

Как отметил модератор сессии руководитель проектов Научно-образовательного центра Digital IP Георгий Контридзе, проблема заимствований в музыке была актуальна и 20 лет назад, а сейчас вышла на новый уровень: «По данным CISAC, в ближайшие три года авторы потеряют приблизительно четверть доходов за счет распространения генеративного контента на стриминговых платформах. Генерация голосов и мелодий дошла до нового уровня, в связи с чем крупные лейблы (мейджоры) закидали исками AI-платформы. Как будут развиваться события, мы увидим в ближайшее время, но пока единственные меры, направленные на борьбу с AI-контентом, принимаются только стриминговыми платформами».

Легкость, с которой любой может создавать музыку, которая еще недавно была плодом напряженного труда композитора, поэта, исполнителей, специалистов звукозаписи, в самом деле поражает. Музыкант и блогер Зафар SLIMZ Исламгулов продемонстрировал собравшимся, что в программе Suno трек в любом жанре можно создать в пару кликов: «Обидно за композиторов, которые учились десять лет, а теперь все эти усилия пошли насмарку. Эмуляция настолько близка к оригиналу, что становится страшно».

По словам музыканта, такой сгенерированный ИИ-трек вполне можно депонировать в качестве объекта авторских прав, ведь нет ни одной возможности установить, что в действительности материал имеет генеративный характер. Это вызвало дискуссию среди собравшихся. Композитор и продюсер Евгений Кобылянский заявил, что квалифицированный слушатель все равно отличит такой контент от «настоящего», а давать поручение машине — это скорее работа технолога, чем композитора.

Адвокат Руслан Дарякулиев, ранее попросивший поднять руку тех, кому понравился трек, выступил в защиту Зафара Исламгулова: «Я и сам поднял руку, потому что мне композиция вполне понравилась. Я считаю, что в создании этого произведения есть творческий вклад. Зафар сам подобрал изначальные аккорды, сам что-то подкрутил. Готовый трек он может подвергнуть постобработке».

Евгений Кобылянский настаивает на том, что ИИ-творчество никогда не сравнится с живыми исполнением или звукозаписью, магия которых складывается не только из мастерства артистов и гения композитора, но и из спонтанности, даже ошибок — нечаянного флажолета гитары, скрипа трости в мундштуке саксофона. «Подсказать музыкальное решение, сделать демозапись — для этого ИИ подходит. Но полностью сгенерированная нейросетью музыка объектом авторских прав быть не должна. Контент должны создавать деятели искусства. Так мы сохраним самобытность культуры, а может быть, и добьемся качественного скачка», — отметил он.

Композитор обратил внимание на то, что появившиеся в семидесятые годы драм-машины на Западе все же не вытеснили живых барабанщиков. В России же многие коллективы решили полностью заменить ритм-секцию электроникой, и в итоге музыка того времени звучит как «стук колес электрички с кричащими из окон пассажирами». Было бы печально, если то же самое повторится с ИИ.

Низкое качество характеризует не только генеративный, но и вполне авторский контент. Только в 2024 году на стриминги было выложено 200 млн оригинальных композиций, 87% которых не прослушали и тысячи раз, посетовал руководитель мониторингового сервиса SonicScout Евгений Хильченко: «Наш сервис тоже построен на технологиях искусственного интеллекта и машинного обучения, но решает противоположную задачу — мониторинг эфиров, медиапотоков и анализ музыкального контента для обеспечивания прозрачности использования. Сейчас мы наблюдаем растущий интерес со стороны индустрии: артисты и лейблы хотят проверять треки перед релизом, правообладатели — отслеживать использование своих произведений, платформы — минимизировать риски. Рынок меняется: с ростом объемов контента и появлением генеративного ИИ вопросы оригинальности из редких экспертиз превращаются в стандартную практику индустрии».

SonicScout позволяет как обнаружить и пресечь пиратство в интернете, так и обезопасить себя от судебных и репутационных рисков: достаточно проверить трек перед публикацией. Однако полностью решить проблему неправомерных заимствований, введения потребителя в заблуждения и демпинга на рынке стриминга чисто техническими средствами едва ли возможно. Так или иначе, индустрии придется вырабатывать общие подходы к использованию ИИ и четко формулировать свою позицию в диалоге с законодателем.


 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Музыка
20 October 2025

От ограничений к новым возможностям: как создатель UpSound Борис Суворов построил успешную студию музыкального маркетинга в эпоху перемен

Музыка
20 October 2025

Цифровые сервисы на службе музыкантов

Музыка
08 October 2025

Рустам Киреев: «Хит теперь выращивают, как растение»

Музыка
07 October 2025

Мари Краймбрери: «Драматургию пластинки выстраивала жизнь»

Музыка
26 September 2025

Музыканты и юристы ответят на вызов новых технологий

Музыка
23 September 2025

Пётр Миленин: «Музыка – это не просто фон, а инструмент, напрямую влияющий на восприятие»

Музыка
04 September 2025

Лето российской музыки: отечественные исполнители лидируют в радиоэфире

Музыка
19 August 2025

Роман Христюк:  «Мы выступаем не за отказ от англоязычной музыки, а за развитие русскоязычного репертуара»

Музыка
26 June 2025

Возвращение утерянного шедевра: Юрий Башмет отметит 110-летие Георгия Свиридова премьерой Симфонии для струнных и ударных

Музыка
18 June 2025

Триумф «Чистого звука»: в Москве наградили создателей лучших аудиозаписей российской академической музыки

Музыка
13 June 2025

В Москве открылся Международный форум-фест JAZZ ACROSS ВORDERS

Музыка
05 June 2025

Квантовая музыка Арсения Трофим: «В моих произведениях бесконечное пространство вариантов»

Музыка
09 April 2025

«Гагарин, ура!»: Дидье Маруани приготовил подарок российским слушателям ко Дню космонавтики

Музыка
31 March 2025

Группа Dabro: «Стараемся жить и писать так, чтобы нас уважали»

Музыка
25 February 2025

Внутри «Биомеханики»: что общего у Стравинского и новых медиа

Музыка
24 January 2025

В поисках CELLOвека: 100-летие Валентина Берлинского

Музыка
16 January 2025

Роман поп-музыки с альтернативой, рост стриминга и народный бум

Музыка
11 December 2024

Серийный истец пытается украсть у россиян фильм о любимой группе

Музыка
09 December 2024

Продолжается прием заявок на участие в премии «Чистый звук»

Музыка
26 November 2024

Внутри «Артмеханики»: как устроена новая творческая лаборатория музыки и слова