17 июня театральный центр «На Плющихе» превратился в настоящую музыкальную мекку, где прошла третья церемония вручения международной премии «Чистый звук» за лучшие аудиозаписи отечественной академической музыки. Проект был основан Российским музыкальным союзом (РМС) в 2018 году, а первые победители получили свои награды в 2019-м. В этом году премия проводилась при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Цель этой масштабной истории — запечатление и сохранение шедевров отечественной музыки в ее живой исполнительской интерпретации. Проект направлен на развитие отечественной композиторской школы, индустрии звукозаписи и продвижение российской музыкальной культуры на международном уровне.
За несколько лет премия стала центром притяжения для музыкальной общественности, исполнителей, композиторов, звукорежиссеров, любителей академической музыки со всей России. В этом году на участие в ней было подано рекордное количество заявок: более 200 записей из 26 регионов страны. Члены жюри выбрали 24 лучших релиза в 8 номинациях, определив лауреатов первой, второй и третьей степени.
Художественный руководитель премии, генеральный директор Российского музыкального союза, композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств России Александр Клевицкий подчеркнул, что «Чистый звук» является не только одним из важнейших событий российской музыкальной индустрии, но и частью масштабной деятельности РМС: «За время существования премия с каждым разом становится все лучше. Я помню, с каким волнением и трепетом мы создавали это событие, а сегодня оно обрело вес, к нему прислушиваются, и о нем знают все. Кроме этого мероприятия наш союз постоянно проводит различные семинары, большие мастер-классы с известными звукорежиссерами для тех, кто развивается в этой профессии».
На гала-концерте, посвященном вручению премии, артисты исполнили произведения известных российских композиторов из прошлого и настоящего. Ведущими стали заслуженный артист Татарстана, оперный певец Альберт Жалилов, исполнивший «Песенку Лепелетье» из кинофильма «Гусарская баллада», и актриса театра и кино Валерия Ланская, которая подарила зрителям романс Вадима Бибергана на стихи Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть». Концертная программа открылась увертюрой к опере Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила», ставшей символом российской академической музыки, в исполнении Камерного оркестра Московской государственной консерватории под управлением народного артиста России Феликса Коробова. Также на сцену выходили Apollon Quintet под руководством Вячеслава Сазыкина, народный артист России Даниил Крамер, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Федор Освер, Равиль Ислямов, Анна Бутурлина и другие музыканты.
Фото предоставлено пресс-службой премии "Чистый звук"
Премию I степени в номинации «Хоровые произведения» получил дирижер камерного хора «Нижний Новгород» и смешанного хора Нижегородской государственной консерватории, профессор Иван Стольников. В альбоме «Я понял жизни цель» сочинения Сергея Екимова, исполненные хором «Нижний Новгород» а капелла, звучат так тонко и атмосферно, что заставляют слушателей затаить дыхание от первой до последней ноты.
В произведениях Алексея Животова, признанных лучшими в номинации «Оркестровая музыка», соединяется прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, композитор использует особые способы построения музыкальной ткани, которые определяют взаимодействие голосов, развитие мелодии и гармонического сопровождения. Например, в цикле «Песни о Ленинграде» Животов применяет аккордовый и полифонический принципы развития, а партия фортепиано выполняет функцию подтекста, дополняя вокальную партию. Премию за релиз получил дирижер Сергей Кондрашев, заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра радио «Орфей». «Я хочу особенно отметить труд потрясающего звукорежиссера Александра Волкова, с которым мы второй десяток лет пишем самый чистый звук», — поблагодарил коллегу Сергей Кондрашев.
Заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов, вручивший призы в номинации «Оркестровая музыка», отметил: «Эта премия, ставшая уже традицией, позволяет сохранять нематериальные культурные ценности. Спасибо организаторам, исполнителям, а также звукорежиссерам и звукооператорам — тем специалистам, которых мы никогда не видим, но слышим. Мы постоянно занимаемся поиском редких записей российской академической музыки и надеемся, что они будут сохраняться и переходить из поколения в поколение».
Генеральный директор и художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова, наградившая лауреатов номинации «Камерная вокальная музыка», подчеркнула ценность события для продвижения современного академического искусства: «Это самая важная премия для нашего радио, ведь мы как раз транслируем то, что записывается и остается в памяти, характеризует эпоху. Речь идет не только об историческом наследии. Миссия радио еще и в том, чтобы познакомить слушателей с музыкой наших современников. И в этом смысле “Чистый звук” совершенно неоценим». Лучшим в номинации «Камерная вокальная музыка» был признан просветительский цикл композитора Леонида Десятникова «Вещь в себе». Он стал настоящим прорывом в современной академической музыке, соединив традиции и современность. В рамках цикла представлено сочинение композитора «Русские сезоны» на русские народные тексты для скрипки, сопрано и струнного оркестра. В основу произведения легли аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения, опубликованные в книге «Традиционная музыка Русского Поозерья». Премию I степени получил Сергей Михно — директор департамента административного и технического обеспечения концертной деятельности Московской филармонии.
Больше всего заявок было подано в номинации «Камерная инструментальная ансамблевая музыка». Победителем стал ансамбль «Брамс-трио» с пятым диском «Долгожданные премьеры» из авторского проекта «История русского фортепианного трио». Это серия из 15 компакт-дисков, ставшая первой антологией русского фортепианного трио. Проект посвящен становлению и развитию жанра фортепианного трио в русской музыкальной культуре XVIII — начала XX века. В антологию вошли как признанные шедевры, так и произведения, мало известные широкой публике. Их отбирала основатель ансамбля, пианистка Наталия Рубинштейн вместе со скрипачом Николаем Саченко и виолончелистом Кириллом Родиным. «Альбом “Долгожданные премьеры” стал особенным в своей серии. Он включает в себя три сочинения, которые были написаны более ста лет назад, трех авторов, чьи жизни и слава были сметены русской революцией, чьи имена исчезли из истории музыки. Таких сочинений десятки в истории русской музыки, особенно камерной музыки — известной падчерицы исполнительского искусства. Благодаря этой премии у фортепианных трио Владимира Дика, Константина Штернберга и Сергея Юферова увеличивается шанс быть услышанными, — рассказала Наталия Рубинштейн. — И конечно, все, что делает звукорежиссер Московской государственной консерватории Михаил Спасский, работавший над записью, — это действительно совершенное запечатление музыки. Мы счастливы, что сотрудничаем с таким мастером, и благодарны разделить с ним его чистозвуковой триумф».
В номинации «Опера» лучшей стала запись постановки оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского в полусценическом исполнении, которая стала ярким открытием Московского летнего музыкального фестиваля «Зарядье». Премию I степени за нее получила Мария Соболева, председатель Гильдии звукорежиссеров РМС, профессор Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова и Института современного искусства, звукорежиссер Московского концертного зала «Зарядье». «Такой релиз, как оперная постановка, невозможно сделать качественно без огромной команды — продюсеров, помрежев, техников, видеоинженеров и других специалистов. Это победа всего коллектива “Зарядья”, который профессионально, искренне и от души вкладывается в каждый проект», — призналась Мария Соболева.
Второй том полного собрания фортепианных произведений Алексея Станчинского, ставший лучшим в номинации «Камерная инструментальная сольная музыка», называется «Stanchinsky: Complete Piano Works, Vol. 2». Он был издан в апреле 2023 года лейблом Grand Piano. В него вошли все произведения композитора, написанные с 1910 года до его смерти в 1914-м, а также несколько ранних пьес, ноты которых были обнаружены в архивах. Премию за релиз получили пианистка, лауреат международных и всероссийских конкурсов Ольга Соловьева и продюсер Игорь Прохоров. «Я хочу отдельно поблагодарить звукорежиссера Илью Донцова, работавшего над записью. С ним всегда спокойно и приятно заниматься сотворчеством. Неслучайно он становится уже семикратным обладателем премии “Чистый звук”», — отметила Ольга.
В номинации «Реставрация архивных аудиозаписей» были отмечены ранние граммофонные записи Чайковского, на которых фрагменты из «Пиковой дамы» и торжественной увертюры «1812 год» звучат так, как будто были записаны вчера. «Мне доверили вручать награды в самой дорогой для меня номинации», — сказала радиожурналист, заслуженный журналист России, заслуженный деятель искусств России Диана Берлин. Она поделилась своими воспоминаниями: «Когда я произношу слово “реставрация”, перед глазами появляется небольшая комната на втором этаже в Государственном доме радиовещания и звукозаписи. И там сидят и работают великие мастера. Мы задавали себе вопрос: “Они вообще когда-нибудь обедают?” Было такое впечатление, что они не выходят и всегда погружены в работу. Когда бы мы ни приходили, у ребят всегда горел свет. Именно благодаря их искусству, ушам, рукам, их душам сегодня мы можем слышать великую музыку прошлого». Премию I степени получила Татьяна Задорожная, руководитель Центра звукозаписи и звукорежиссуры Московской консерватории. «Эту работу делали три реставратора разных поколений. И у каждого поколения свой взгляд на то, как это должно звучать. Нам кажется, мы нашли золотую середину», — рассказала Татьяна Задорожная.
Наконец, премию I степени в «Смешанной номинации» получил Руст Позюмский за альбом своих сочинений «Eliot Songs», в записи которого приняли участие несколько исполнителей: сам Руст, Алиса Тен, Владимир Гаврюшов и Владимир Волков.
На вечере также были вручены специальные призы от партнеров премии: компании «Октава ДМ», компании SWAudio, компании «АРИС», компании Simple Way Audio, музыкального издательства «Рэй Рекордс», газеты «Культура». Партнерами премии также стали: Союз композиторов России, Институт современного искусства, Российская академия музыки имени Гнесиных, радиостанция «Орфей», компания «Союз», журнал «Музыкальная жизнь», журнал «Звукорежиссер», информационное агентство InterMedia, информационный портал «Культуромания».
«Я безмерно счастлив, что наконец существует премия, в которой вспомнили про замечательных людей, с которыми мы провели больше чем полжизни, — это фантастические звукорежиссеры. Большая часть нашего успеха — их заслуга», — поделился эмоциями дирижер, народный артист России Феликс Коробов. Прошедшая церемония стала настоящим триумфом академической музыки, где каждый звук был наполнен эмоциями, глубоким смыслом и безупречным качеством исполнения.
Автор: Наталья Малахова