Кино и театр
22 августа 2024
10 минут
Поделиться

Андрей Тимошенко: «Назвался режиссером — соответствуй»

Андрей Тимошенко: «Назвался режиссером — соответствуй»

Фото предоставлено пресс-службой Архдрамы

С 26 по 31 августа в Москве впервые пройдут гастроли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова. На Основной и Новой сценах Театра имени Евг. Вахтангова состоятся показы пяти спектаклей. Зрителей ждут «Пряслины. Две зимы и три лета» по прозе Федора Абрамова (режиссер Владимир Хрущёв), «Василий Теркин» по Александру Твардовскому (режиссер Алексей Ермилышев), «СТОЛЕТВМАКОНДО» по Габриэлю Гарсиа Маркесу, «Доктор Живаго» по Борису Пастернаку и «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову (режиссер Андрей Тимошенко).

Спектакли, которые Архдрама привозит в столицу, в театре считают знаковыми и называют лицом коллектива. Главный режиссер Андрей Тимошенко рассказал, как его «заманили» в Архангельск, почему творческому человеку иногда нужно сесть на байк и проветриться, а также о том, какие качества требуются режиссеру.

— Первым Москва увидит ваш спектакль «СТОЛЕТВМАКОНДО». Для театра он знаковый.

— Не только для театра, но и для меня лично. На данный момент мне кажется, что это мой лучший спектакль. Почему? Каждому режиссеру важно, чтобы следующий спектакль был лучше предыдущего, чтобы был рост. И я затеял Маркеса как некий эксперимент. Раз в десять лет я себе это позволяю. И спасибо нашему директору Сергею Самодову, что он дал мне такую возможность. Если честно, то поначалу я не знал, что получится и получится ли вообще. Когда идешь новым путем, отказываешься от проверенных «фишек», всегда есть риск. Но если получается, то так ты по-настоящему растешь. «Сто лет одиночества» — один из моих любимых романов, но он очень сложный и многослойный. Думаю, что я к нему еще буду возвращаться, потому что он неисчерпаем.

В спектакле занято 12 человек. Что интересно, в нем участвуют выпускники нашего целевого курса Щукинского института. Они отлично влились в труппу и впервые вышли в репертуарном спектакле. А так как персонажей много и много перевоплощений, то это очень интересная для них задача.

«СТОЛЕТВМАКОНДО» Фото предоставлено пресс-службой Архдрамы

— Театр приезжает на гастроли в конце августа. Возможно, это не самое лучшее время. Сезон еще не стартовал, многие разъехались.

— Сцена Вахтанговского театра очень загружена как своими собственными спектаклям, так и гастрольными. Мы давно вели переговоры о том, чтобы сыграть на их сцене, и очень рады, что нам эту возможность предоставили. Да, вероятно, это несколько самонадеянно с нашей стороны приехать на гастроли в Москву в августе. Но я могу точно сказать, что наши спектакли честные, хорошие и нам за них не стыдно. Думаю, что зрители, которые придут, не просто увидят хорошие спектакли, но и откроют для себя наш театр. Хотя за последние несколько лет нам существенно удалось «прославиться» нашими спектаклями. Чтобы посмотреть «СТОЛЕТВМАКОНДО», люди специально приезжают в Архангельск. Так что мы еще и культурный туризм развиваем.

— Вы сказали про целевой курс для Архдрамы. Сейчас вы сами набрали курс в Щуке.

— Да. Меня пригласили набрать режиссерский курс, и я согласился. И если у целевого курса я был, если можно так сказать, заказчиком и приезжал только на экзамены отсматривать, насколько хорошо мастера их научили (сразу оговорюсь: очень хорошо), то теперь я сам художественный руководитель.

— А какие дисциплины главные для поступления на режиссерское отделение?

— Главный практический экзамен — они показывают свои этюды. Ну и, конечно, режиссерское сочинение.

— Чем оно существенно отличается от обычного?

— Конечно, режиссер должен мыслить образами, событиями и действиями. Рассказ складывается совершенно из других элементов. Это не просто повествование с описанием переживаний. Должна быть очень четко выстроена структура — линейная, реверсивная, параллельная — и, конечно, четкий событийный ряд. Это, если хотите, такой «спектакль на бумаге». Так проверяется наличие художественного образного мышления. Это очень важная часть режиссерской профессии.

— Можете дать пример темы для такого сочинения?

— У нас в этот раз, например, были темы «Человек, который изменил мою судьбу», «Что я не люблю в театре», «Двор моего детства». Когда я поступал, у меня была тема «Театр будущего».

— И как? Сбылись ваши предположения?

— Сбылись. Ведь я писал то, как мыслил, чего хотел и как собирался выстраивать этот театр. Что, собственно, потом я и начал реализовывать. А человек я упертый, так что все, что со мной происходит, — это буквально дело рук моих.