Кино и театр
08 августа 2024
Поделиться

Сериалостроение-2024: тенденции, тренды и выводы

Сериалостроение-2024: тенденции, тренды и выводы

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

Несколько лет назад на вопрос о перспективах отечественного сериалостроения эксперты отвечали примерно так: «Высокая конкуренция между онлайн-кинотеатрами приведет к тому, что они начнут поглощать друг друга — и в итоге на рынке останется всего два-три крупных игрока. Как следствие, количество новых сериалов уменьшится, зато разрабатываться они будут тщательнее — и мы получим больше смелых и неординарных проектов».

Прогнозы эти не сбылись: серьезной реструктуризации на рынке онлайн-смотрения не произошло, а бум сериального производства не утихает до сих пор. Что касается ярких проектов, то их роста тоже пока не заметно, хотя такие хэдлайнеры как «Слово пацана» или «13 клиническая» внимания, безусловно, заслуживают.

Так что же происходит сегодня в нашем сериалостроении? Куда оно движется, какие жанры и темы выбирает? Для ответа на этот вопрос проанализировали проекты, представленные на фестивале сериалов «Пилот», который давно считается лакмусовой бумажкой российской киноиндустрии.

Шутить всегда, шутить везде

Если верить опросам и маркетинговым исследованиям, среднестатистический российский зритель не может жить без комедий: именно их он выбирает чаще всего, когда отправляется в кинотеатр или заходит на онлайн-платформу. Обожают их и продюсеры: придумать и написать что-то смешное трудно невероятно, однако в производстве комедийные проекты гораздо выгоднее, чем, например, исторические или фэнтезийные. По этим причинам лавина всевозможных комедий (как сериальных, так и полнометражных), которая обрушивается на наши несчастные головы, не иссякает уже много лет: они снимаются в огромном количестве. И, судя по программе фестиваля «Пилот», в ближайшем будущем эта тенденция вряд ли изменится.

Проблемы, конечно, не в жанре, а в отношении к нему авторов, которые в 9 случаев из 10 идут путем наименьшего сопротивления. Для этого используются хорошо знакомые смеховые формулы, десятилетиями проверенные сюжеты и персонажи-маски. А экранизировать анекдоты из популярного скетч-шоу — и вовсе вариант идеальный: дешево и сердито. Этой дорогой много лет идет Comedy Club Production, не свернул он с нее и сейчас. Его сериал «Демис и Марина» — бенефис двух резидентов: Демиса Карибидиса и Марины Кравец, которые выдали практически эталонный пример того, как не надо работать в комедийном жанре. У них получился набор экранизированных скетчей, по большей части несмешных, нелепых и мезогинных — чего стоит сама Марина, вынужденная тявкать в кустах, чтобы ее приняли за собаку!

 

"Демис и Марина" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

На этом фоне проект с участием Михаила Галустяна — представителя «конкурирующей организации» «Наша Russia» — смотрится почти как прыжок в философские дали. Сатирическая комедия «Жыыызнь», снимающаяся для ТНТ и Premier, отправляет нас в доисторические времена и знакомит с племенем неудачников, у которых «крокодил не ловится и не растет кокос». Бедолаги, правда, о своей горькой участи даже не догадываются: они верят в то, что их бесплодный и холодный берег — лучшее место на Земле, ведь именно об этом им талдычат вожди и шаманы. Все меняется, когда один из охотников «эмигрирует» на солнечную сторону реки, в соседнее племя — где еды вдоволь, а девушки не стареют.

Сценарий «Жыыызни» был назван лучшим на фестивале: в нем много ироничных отсылок ко дню сегодняшнему, и это делает сериал действительно интересным. А вот в визуальном плане проекту хвастаться нечем: перед нами обычный капустник, сделанный быстро, дешево и без изысков.

Сериал «Жыыызнь» Фото предоставлено пресс-службой фестиваля "Пилот"

Перед экраном — всей семьей

Семейный контент на онлайн-платформах был всегда, но свои собственные проекты в этом жанре онлайн-кинотеатры или не снимали, или занимались ими по остаточному принципу. Сейчас ситуация меняется: после успеха «Манюни» к сериалам такого рода стали относиться серьезнее. Один из них не только прорвался на фестиваль «Пилот», но и выиграл главный приз, что очень показательно — ведь раньше детский контент в конкурсную программу даже не попадал. Первопроходцем стала «Любопытная Варвара» шоураннера Карена Оганесяна — альманах забавных приключений от десятилетней мисс Марпл (она же Варвара Смородина), которая увлекается криминалистикой и распутывает всевозможные комические преступления.