Кино и театр
23 мая 2024
Поделиться

Илья Морозов:  «Театр — это не то место, куда прибегают к третьему звонку»

Илья Морозов:  «Театр — это не то место, куда прибегают к третьему звонку»

Фото предоставлено театром Образцова

16 мая в ходе Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров (ВФТМ) в секции «Стратегическое управление» прозвучал доклад заместителя директора Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова Ильи Морозова «Театр как креативная индустрия. Вызовы и польза». О том, что могут дать креативные индустрии для привлечения публики, важности грамотно распоряжаться правами на интеллектуальную собственность и как выйти за рамки зрительного зала в рамках закона, Илья Морозов рассказал IPQuorum.

— Почему для вас важно принимать участие в ВФТМ? Как вы считаете, для чего в принципе нужны такие мероприятия, что они дают?

— ВФТМ — профессиональное сообщество, крупнейшая площадка для обмена знаниями, энергией, соТворчества, соРаботы. Это молодой фестиваль (хочется, чтобы был вечно молодым). В театральной среде важны традиции, без сомнения, но важно применять современные методы и приемы в управлении, в различных рабочих процессах, следить за новыми достижениями и т. п. Ведь традиции — это не сохранение пепла, а передача огня. Вот ВФТМ как раз и помогает работать с огоньком! То, что я имею честь представлять театр, — это для меня гордость и ответственность, но я иду не потому, что меня делегировали или попросили, а потому, что хочу поделиться личным опытом, реализованными кейсами.

— Насколько важно комьюнити и взаимодействие с коллегами по цеху?

— Мы — одна театральная семья, а семья должна хотя бы иногда собираться за общим столом, как говорится. Театры — не конкуренты друг другу, мы делаем одно большое, значимое и ответственное дело. Помимо обмена практическим опытом это и общие ценности. ВФТМ поддерживает и организует театральное сообщество, это особенно важно именно сейчас.

— Ваше выступление называется «Театр как креативная индустрия. Вызовы и польза». Давайте немного определимся с понятиями: что такое креативные индустрии в театре?

— Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2021 № 2613-р утверждена Концепция развития креативных (творческих) индустрий.

Согласно концепции «креативные (творческие) индустрии — сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность, а также способствующие формированию гармонично развитой личности и росту качества жизни российского общества».

К креативным (творческим) индустриям относится в том числе театр.

Фото предоставлено театром Образцова

— Как вы разделяете понятия «культура» и «креативные индустрии»?

— Креативные индустрии (КИ) относятся к креативной экономике — типу экономики, основанному на капитализации интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой деятельности — научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности.

Культура — совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.), говорится в Указе Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

На мой взгляд, понятие культуры значительно шире, культура — это про ценности прежде всего, а креативные индустрии — деятельность, это как метод, вектор части работы в сфере культуры, позволяющий увеличить эффективность, в конечном итоге способствует развитию культуры. Но креативная экономика — не самоцель, это возможности. Мне кажется, развитие театральной сферы возможно через изучение и использование опыта смежных областей деятельности (кино, музыка, спорт и др.).

— Давайте сначала о пользе. Какие возможности КИ предоставляют театру?

— КИ позволяют взглянуть шире на творческий процесс, мотивируют к такому взгляду. Театр — продюсерский центр, в хорошем смысле этого слова. У нас есть возможности быть с нашим зрителем не только в зрительном зале, но и в наушниках (через музыкальные платформы), через сувенирную продукцию и т. п. Все театры работают с авторами, заключают различные договоры о результатах интеллектуальной деятельности, нам предлагается шире использовать уже имеющиеся возможности, создавать новые предложения зрителям о встрече и взаимодействии с театром, соответственно формировать добавленную стоимость за счет большего использования результатов интеллектуальной деятельности.

— Теперь давайте о вызовах. Что требуется от культурной институции, чтобы она могла начать пользоваться благами креативных индустрий?

— Требуется повышение культуры управления интеллектуальной собственностью,а именно — грамотная договорная работа непосредственно с авторами. Это позволяет предусмотреть больший объем прав, необходимый для реализации различных театральных проектов, помимо непосредственно спектакля. Это непросто, требует хорошей юридической подготовки.

Конечно, задача театра не просто выполнить госзадание, а быть эффективным. Сделать расчет сметы спектакля и примерно представить, когда он окупится. Задача управленца, хозяйственника, — чтобы было больше внебюджетных средств, чтобы больше помочь артистам и постановкам. Задача не в том, чтобы освоить то, что дают, а в том, чтобы максимально использовать все ресурсы, чтобы получать больше пользы как культурной, так и экономической.

Например, часто коллеги жалуются на остаточный принцип финансирования, недостаток средств. С одной стороны, жалко, а с другой — думаешь: ну, друг мой, директор, а что ты сделал, чтобы театр мог заработать на том, что у него уже есть? Сходить к учредителю и сказать: «Дайте денег», — хорошо, но, наверное, это не то, ради чего ты стал управленцем.

— Вы всегда знали, что хотите стать юристом?

— Прозвучит, может быть, смешно, но я уже в три года знал, что хочу быть юристом. Услышал это слово от папы, и оно мне так понравилось, что решил — буду юристом. Тогда я, конечно, не понимал, что это значит. Но, как ни странно, детская мечта осталась неизменной. Так что, когда пришла пора выбирать профессию, колебания меня миновали. Сейчас работа скорее управленческая, организаторская.

— Как пришли работать в театр?

— Как все, со служебного входа. Шутка. Я всегда работал в культурной сфере. Сначала был музей, затем пришел в театр, потом была концертная организация. В какой-то момент понял, что интереснее всего работать с творческими людьми. Мне это помогает. Знаешь все аспекты деятельности. Не возникает вопросов, что нужно делать. Но, конечно, у каждого театра свои особенности. Чтобы успешно работать, нужно глубоко погружаться в процесс.

— Сложно работать с творческими людьми?

— Творческий человек — это как ребенок на воздушном шарике. И шарик его куда-то стремится унести все время в порыве творчества, связь с землей может быть потеряна. А связь с землей — это понимание своих целей, ценностей, и в то же время нужно помнить про мирские земные блага — монетизацию и доходы. И вот моя цель по жизни — его за ножку держать, чтобы он далеко не улетал и не терял связь с землей.

При этом я точно знаю, что хорошие отношения — основа любого успеха. У нас отличная команда, открыто, демократично выстроенные процессы взаимодействия. Все друг друга уважают, но без подобострастия. Мне как управленцу важно получить конкретную задачу, чтобы десять раз не переделывать и не тратить время зря. А для этого нужны четкие процессы, которые я старюсь выстраивать. Менеджмент в этом и заключается — в применении определенных схем управления. Если все будут творческими, то все разлетятся на своих шариках и не собрать будет.

— Ваша должность — заместитель директора. Сколько в ней креатива, а сколько типичной работы управленца?

— В культуре очень важна творческая составляющая. Если говорить о процентах, то я считаю, в моем деле 51% творчества, а 49 — менеджмента.

— Давайте вернемся к креативным индустриям. Музыка к спектаклю театра Образцова «Кто убил Фриду Кало?» размещена на платформах «VK Музыка» и «Яндекс Музыка» и других. Для чего это потребовалось? Что дает? Насколько сложно было это осуществить?
— Выход театра за рамки зрительного зала. Освоение новых платформ для взаимодействия со зрителем — я считаю, это важно. Такое предложение театра также может быть интересно, в том числе и тем зрителям, кто пока не посетил наш театр. Это — новый зритель, возможность узнать о театре и взглянуть на театр с другой стороны. Я считаю опыт успешным: помимо попадания в чарт «VK Музыки» мы имеем большое количество прослушиваний на всех платформах, треки популярны. Нужно проанализировать опыт, постараться дальше развивать и улучшать работу. Ведь чем больше театр звучит на разных площадках, тем больше людей узнает про то, что происходит в его стенах. Нас иногда спрашивают: а как повысить узнаваемость театра? И сразу возникает встречный вопрос: «А что вы сделали, чтобы аудитория о вас узнала?» То, что вы ставите классные спектакли и они у вас идут, — это здорово. Но иногда нужно нечто большее, чтобы люди захотели к вам прийти.

— Ждать ли нечто подобное в связи с появлением спектакля «Алисы в Стране чудес», где в роли музыканта Евгений Маргулис?

— Возможно. Но здесь мы возвращаемся к основам креативной экономики — правам на результаты интеллектуальной деятельности. Вот если получится очистить права с «Алисами», тогда да, а если нет — будем искать другие варианты.

Фото Александра Иванишина

— А в чем разница с «Фридой»?

— Там было проще с получением прав, так как музыка была специально написана для нашего спектакля. Заключили договор о передаче театру прав, где все было четко прописано. Есть интересный момент: когда стали думать, кого пригласить для создания музыки, обратили внимание на творчество нашего артиста-кукловода Владислава Михайлова, он в свободное от основной деятельности время занимается музыкой. Решили попробовать поработать. И все получилось. Владислав как-то рассказывал о своих впечатлениях, когда увидел свою фамилию на афише театра Образцова в качестве композитора. Его эмоции можно понять. Я же как управленец могу сказать, что именно в такие моменты получаешь максимальное удовольствие от работы, когда даешь человеку возможность проявить себя, свои таланты и все получается.

— Для премьеры «Алис в Стране чудес» зрительское фойе было специально декорировано под спектакль. Для чего?

— Мы постоянно работаем над дизайном, делаем специальные фотозоны, придумываем какие-то инсталляции. Сейчас это «Алисы в Стране чудес». Прежде были «Питер Пэн и Венди». Затем будет что-то новое. Это дает иное ощущение от посещения театра. Театр — это не то место, куда прибегают к третьему звонку, лишь бы успеть, а затем сразу после спектакля уходят ужинать. Театр — это место, куда можно прийти как можно раньше, посмотреть представления, найти другие точки соприкосновения. У нас помимо театра существует еще и музей со множеством уникальных экспонатов.

Также сейчас в фойе на первом этаже разместилась инсталляция, посвященная нашим легендарным часам, которые сейчас на ремонте (консультантом выступает часовой завод «Ракета». — Прим. ред.). Кроме того, все двенадцать зверей, которые временно лишились своих домиков на фасаде здания, переехали внутрь и теперь по очереди встречают наших гостей. Каждому месяцу — свой персонаж. Так, май принадлежит лисе.

— А как обстоят дела с ремонтом часов?

— Сейчас заканчивается этап проектно-сметной документации. Потом непосредственно начнется ремонт. Это не просто наша реликвия, а настоящее достояние города. Мы надеемся, что скоро дети вновь будут приходить к нашему театру, чтобы увидеть, как звери по очереди вылезают из своих домиков, а также послушать легендарного петушка. Кстати, звук для него был записан у Сергея Образцова на даче, где он держал бенгальского петушка, голос которого живет и будет с нами жить еще очень и очень долго. Собственно, это опять же к вопросу о креативных индустриях.

— А кто придумал поместить на фасад здания вместо часов огромное панно? Реставрация превратилась в арт-объект?

— Когда часы только сняли, в театр чуть ли не раз в неделю приходили обращения: «А вы знаете, что у вас нет часов?», «Куда дели историческое наследие?» и так далее… Приходилось отвечать, что никуда не дели, починим и вернем на место. Тогда-то у нас в команде и появилась идея такого панно. Оно символизирует новое время театра Образцова. Нет, мы не начинаем с чистого листа, а просто движемся в ногу со временем, опираясь на имеющийся опыт и достижения.

— Насколько мерч или сувенирная продукция важны для театра?

— Мерч — это еще одна попытка приблизиться к зрителю, позволить ему унести с собой фрагмент спектакля, сохранить частичку нашего театра. Мне доставляет огромное удовольствие, когда я встречаю в городе человека в нашей футболке. И пусть на ней не написано крупными буквами «Театр Сергея Образцова», но я точно знаю, что мы этого зрителя зацепили.

— Что должно быть в линейке?

— Любое талантливое решение подойдет. Мы не даем четкого ТЗ, придумывает всегда художник. Для нас важно, чтобы была привязка к нашему театру. Например, у нас есть настольные игры, выпущенные по эскизам к спектаклям «Рождественская история», «Приключения Муравья», и другие.

— Театр активно занимается наследием Сергея Образцова.

— А разве может быть иначе? Сергей Владимирович — создатель этого театра — крупнейшего театра кукол. Это невероятный пример как в профессиональном плане, так и в человеческом. Не так давно мы переиздали книгу Сергея Владимировича «По ступенькам памяти». Прочтите, не пожалеете. Она же легла в основу нашего спектакля «Я — Сергей Образцов».

Фото Александра Иванишина

— Если бы вас попросили назвать пятерку ваших спектаклей, на которые надо обязательно сходить?

— Я бы назвал минимум двадцать. Могу отдельно выделить только «Я — Сергей Образцов». Это лучший спектакль из всех, что я видел. И не потому, что я работаю в этом театре. Это просто факт.

— Вы, очевидно, любите то, чем занимаетесь. Не бывает, что устаете?

— Это как в отношениях, всякое бывает. Но ты же понимаешь, что это эмоция, которая пройдет. Усталость, как легкий покров снежка, растает, и всё снова будет хорошо. Это же по любви.

 

Автор Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше