Кто такой трейлермейкер? Ответ на этот вопрос кажется элементарным, однако еще лет семь-десять назад вряд ли кто-то относился к этой профессии всерьез. Считалось, что монтировать трейлеры немногим сложнее, чем снимать ролики для социальных сетей — а значит, это под силу абсолютно любому. Но время показало, что это не так: создание трейлеров требует особых навыков, которым нужно учиться. Именно поэтому в Московской школе кино уже несколько лет функционирует курс «Монтаж трейлеров», в ходе которого опытные мастера делятся секретами свой специальности.
А так как запрос на эту профессию постоянно растет (что связано с увеличением количества отечественного контента), то компания TRAILER COLA — один из самых успешных на отечественном рынке трейлерхаусов, в портфеле которого сотрудничество с такими блокбастерами, как «Сто лет вперед», «Лед-3», «Мастер и Маргарита», — выделила стопроцентный грант на обучение в МШК. Так что теперь у одаренных ребят есть возможность получить эту специальность бесплатно.
Зачем это понадобилось успешной компании, а также о том, каким должен быть идеальный ролик и может ли хороший трейлер продать плохое кино, мы поговорили с продюсером TRAILER COLA Аленой Мареевой.
— Алена, давайте для начала познакомимся с вашей компанией. Как появилась TRAILER COLA?
— Мы основали ее вдвоем: я и Александр Сержантов. Я отвечаю за продюсирование и операционку, а Александр — за креативное продюсирование: у него огромный опыт по монтажу трейлеров, более 15 лет. И так получилось, что в самом начале пандемии мы практически одновременно ушли из кинопрокатной компании, потому что было обоюдное желание заняться собственным производством.
— Пандемия, мягко говоря, не лучшее время для открытия бизнеса…
— Да, но, к счастью, специфика нашей деятельности такова, что мы можем работать удаленно, в связи с чем с какими-то катастрофическими сложностями в работе мы не столкнулись. К тому же у нас с Александром к тому моменту уже было много наработанных контактов, которые оказались полезными на старте.
— Тогда поделитесь принципами, которые обеспечили вам успешный старт.
— Прежде всего — качество работы и соблюдение сроков. За первым пунктом внимательно следит Александр — он один из лучших трейлермейкеров в нашей стране, а их не так много. Я же стараюсь выстроить процесс таким образом, чтобы соблюдать все дедлайны: я работала в сфере дистрибуции, поэтому понимаю, насколько важно в нашей сфере не нарушать дедлайны. Поэтому качество и своевременный тайм-менеджмент практически мгновенно обеспечили нам позитивный «сарафан» — и мы начали активно развиваться, обрастать командой… На сегодняшний день наша творческая команда состоит из трейлермейкеров, дизайнеров, motion-специалистов и VFX-артистов. Наш список услуг тоже расширился: мы создаем постеры и трейлеры, а также производим компьютерную графику.
— Вы имеете в виду графику в трейлерах?
— Нет, я говорю о фильмах и сериалах. Мы занялись производством компьютерной графики с подачи кинокомпании братьев Андреасян и благодаря ей незаметно превратились в небольшую CG-студию. Хотя во главе угла у нас, конечно, трейлеры и постеры для кино и сериалов.
— А что дальше? Из маленького постпродакшена будете превращаться в большой?
— Если честно, таких планов у нас пока нет: нам гораздо интереснее расти на территории промо. Плюс мы уже сотрудничали с западными проектами, и я знаю, что наши работы понравились европейским коллегам. Так что у нас есть небольшие планы «захватить» немного европейского авторского кино. Поэтому сейчас мы расширяем команду и ради этого запустили грант совместно с Московской школой кино. На сегодняшний день подано довольно много заявок, что не может не радовать. Ведь еще три года назад к профессии трейлермейкера мало кто относился серьезно. Сейчас все по-другому.
— Вы сказали, что опытных трейлермейкеров можно по пальцам пересчитать. Значит, их не хватает?
— Для российской киноиндустрии трейлермейкер — специальность молодая. Она не очень развита по сравнению с Голливудом, где трейлерхаусов в десятки раз больше, чем у нас. В России же я знаю всего три… Впрочем, я уверена, что в ближайшее время появится еще несколько.
— Их не хватает?
— Я бы сказала, что с учетом количества отечественного контента пока достаточно: трейлеринг развивается пропорционально всей индустрии. Однако рынок российских проектов растет — и будет расти. Следовательно, трейлеров тоже понадобится больше, и к этому росту нужно готовиться уже сейчас.
— Алена, мне как дилетанту кажется, что научиться монтировать трейлеры может любой: ведь работать приходится с уже готовым материалом…
— Это точно не так. Более того: даже среди опытных режиссеров монтажа не так много тех, кто сможет собрать по-настоящему отличный трейлер. Потому что в этом роде деятельности своя специфика. Трейлер и постер — первое соприкосновение потенциального зрителя с фильмом. И впечатление от такого «контакта» должно быть безупречным, ведь именно после него человек принимает решение, будет ли он смотреть проект или нет.
Я, кстати, видела трейлеры, собранные не трейлермейкерами, а режиссерами монтажа, которые работали непосредственно с фильмами. И это почти всегда было мимо. Потому что они пытались рассказать всю историю целиком, не могли сократиться и вписаться в короткую форму. А в трейлерах на первом месте все-таки не история: тут важно вызвать интригу и правильную эмоцию у зрителя, что достигается грамотным сочетанием множества элементов: монтажа, графики, саунд-дизайна и музыки… Музыка, между прочим, играет огромную роль, поэтому она всегда подбирается индивидуально (а иногда и пишется специально для трейлера). Мало кто знает, но существуют лейблы, которые специализируются только на трейлерных треках, и их тоже очень мало. Правда, нас часто просят собрать трейлер с использованием саундтрека из фильма, но в 80% случаях это малореалистично и такой трейлер не получается. Мы можем использовать какой-то популярный трек, но тогда мы берем его за основу и с нашим композитором переписываем его под трейлерный формат (как это было, например, с трейлером «Сто лет тому вперед»).
Поэтому топовые трейлермейкеры — это ребята, как правило, с хорошим слухом, чувством ритма или даже музыкальным образованием. Что-то одно у них точно присутствует.
— Это основные качества трейлермейкера, или нужно что-то еще?
— Необходима насмотренность. Он должен отлично ориентироваться в кино, в жанрах, в современных тенденциях и в запросах аудитории.
— Алена, не могу удержаться от искушения, поэтому задам провокационный вопрос. Хороший трейлер может продать плохое кино?
— Это наше любимое! Знаете, для трейлермейкера это своего рода челлендж или даже вид искусства — сделать отличный трейлер на не самом выигрышном материале. Ведь бывает так, что фильм оказывается не слишком удачным, но познакомить с ним аудиторию как-то надо. Или же продюсеры просят поменять жанр. К примеру, пять лет назад мы выпускали проект Ромы Жигана «BEEF: Русский хип-хоп». Фильм был документальным — а документальное кино в тот период не собирало больше 6 млн рублей в прокате. Но мы сделали два трейлера: в одном немного приоткрывали жанр, а второй подавался как игровое кино. В итоге мы собрали вполне приличную кассу (24 млн рублей) — и стали рекордсменами по сборам в нише документального кино в 2019 году.
После этого к нам стали приходить с запросами смонтировать трейлеры документальных фильмов так, чтобы они казались игровыми. Например, если вы посмотрите трейлеры «Петра Первого» или «Императриц», вы никогда не скажете, что это документалки. И так делается довольно часто, потому что с точки зрения маркетинга это выигрышный прием. Конечно, он не слишком этичный по отношению к аудитории, но, с другой стороны, я чувствую в нем некий профессиональный вызов.
— Тогда ловите вопрос-перевертыш. Неудавшийся трейлер способен отпугнуть аудиторию от хорошего фильма?
— Сто процентов. И такие примеры тоже есть. Например, мне очень понравился недавний российский сериал, который я считаю одним из лучших за последнее десятилетие (не буду называть, какой именно, чтобы не обидеть никого из коллег). Но когда я в первый раз увидела на презентации его трейлер, я сказала, что смотреть этот проект точно не буду. В итоге муж чуть ли не под дулом пистолета заставил меня включить сериал — и меня затянуло с первой же серии. Но от трейлера было отторжение, так как он задал для меня неверный вайб и передал неправильную атмосферу.
— А идеальный трейлер — он какой?
— Тот, который передает масштаб проекта, его визуальную составляющую и жанр, но не «продает» никаких спойлеров. При этом он обязан интриговать, провоцировать на просмотр и точно попадать в свою аудиторию. Мой личный «трейлермометр» — это мурашки, а от некоторых трейлеров, бывает, даже волосы дыбом встают, но это редкость и для этого надо смотреть трейлер с хорошим звуком.
— Теперь давайте поговорим о претендентах на ваши гранты. Каков портрет соискателя?
— Это, в первую очередь, человек с сильной мотивацией, готовый много работать. Он должен четко понимать, какие трейлеры ему нравятся, а какие нет (и почему), должен ориентироваться в мире кино. Также у него должны быть навыки работы в одной из профессиональных программ (не важно какой, лишь бы не «Видеомонтаж» и не Movie Maker). Плюс нам бы хотелось, чтобы у него был музыкальный вкус: консерваторского образования и абсолютного слуха никто не требует, но вы должны понимать, что успех трейлера на 70-80 процентов — это удачно подобранная музыка, так что музыкальный слух и чувство ритма очень желательны.
— А почему именно МШК?
— С МШК нас многое связывает. Во-первых, я сама там училась на продюсерском факультете, а Александр ведет в МШК курс трейлермейкеров уже третий год. Во-вторых, школа первая проявила инициативу по запуску программы, и мы охотно ее поддержали.
— Были ли какие-то ограничения по возрасту или месту жительства? Из двух кандидатов 15 и 65 лет кого выберете?
— Мы смотрим не на возраст, а на работы, которые претенденты представили. Мы даже не знаем, кто какие трейлеры собирал, гендерные, географические и возрастные нюансы на наше решение не повлияют. Так что никаких ограничений у нас нет, работать можно и удаленно.
— Алена, и последний вопрос. Создание трейлеров — это творчество или ремесло? Ведь, скорее всего, вам приходится работать в условиях жесткого ТЗ от своего заказчика…
— Нам дают бриф, но зачастую он звучит достаточно просто. К примеру, надо заявить основных актеров, романтическую линию между героями и жанр (например, ромком с нотками юмора). При этом у нас есть клиенты, которые нас даже не брифуют. Нам просто отдают материал со словами «сделайте хорошо». Но с этими компаниями мы сотрудничаем уже лет 10-15 (еще до основания TRAILER COLA), поэтому они нас знают. Мы же, в силу своего опыта, сами чувствуем, как нужно простроить маркетинг внутри трейлера, чтобы увеличить количество потенциальных зрителей. Плюс мы хорошо ориентируемся в предпочтениях разных сегментов аудитории. Например, если мы метим в 30+, можно использовать западную музыку. А если ориентируемся на молодежь, то берем только современных русских артистов. Потому что на каких-нибудь Thirty Seconds to Mars молодые парни и девушки не особо реагируют.
— И все равно я не верю в то, что трейлермейкер может собирать трейлеры по собственному усмотрению…
— Конечно, это коллективная работа. Наши монтажеры обсуждают с арт-директором, какие кадры и какую музыку брать, как трейлер должен развиваться и т. д. Нет такого, чтобы все сбрасывалось на монтажера и он что-то там собирал в одиночку. Но такие примеры, когда Александр сам собирал трейлер и его утверждали с первого драфта, были не раз, поэтому я могу утверждать, что трейлермейкер может собирать трейлер по собственному усмотрению, просто в сегодняшние дни это «дикий зверь», особенно если в заказчиках платформы, где принимающих решение людей больше пяти человек.
— То есть это коллективное творчество? Или все-таки коллективное ремесло?
—Это и то и другое. Если мы говорим конкретно про сборку ролика, то тут, наверное, ремесло. Но, как и в любом ремесле, есть место творчеству. Они неотделимы. Для меня ремесло и творчество — это одно и то же.