Юрий Леонидович Купер — признанный мэтр, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, музее Метрополитен, Библиотеке Конгресса США. Летом на Крымском Валу состоялась грандиозная выставка «Сфумато», где был представлен значительный период его творчества, начиная с 1980-х до сегодняшнего дня. При этом мастер не почивает на лаврах, а продолжает активно трудиться — сотрудничает с Askeri Gallery и Центром театра и кино под руководством Никиты Михалкова, разрабатывает частные архитектурные проекты и макет станции «ЗИЛ» для Московского метрополитена. IPQuorum пообщался с Юрием Леонидовичем о времени, упадке красоты и о том, кого все-таки возьмут в будущее.
— Летом в Новой Третьяковке прошла ваша персональная выставка «Сфумато». Почему вы выбрали это название и для ретроспективы, и для своей автобиографии?
— Это не мое выражение, а Леонардо да Винчи. С итальянского оно дословно переводится как «расплывчатый». Вся реальность как будто бы в дымке. Опять же, так называется техника Леонардо, когда нет жесткого контура, а есть легкая туманность. В живописи существует такое понятие, как hard edge и soft edge. К первым относятся художники, на картинах которых есть жесткий абрис. Например, Суриков, чью выставку я только недавно посетил в Русском музее. А есть те, кто не обозначает этой жесткости: Тёрнер, Веласкес, импрессионисты и так далее. Все сделано как бы через полупрозрачный занавес.