Кино и театр
14 декабря 2023
Поделиться

Вероника Вяткина: «Благотворительные елки и балы — часть русской культуры»

Вероника Вяткина: «Благотворительные елки и балы — часть русской культуры»

Фото Вероники Вяткиной

С 19 декабря 2023 года по 16 января 2024 года в Москве пройдет Первый рождественский благотворительный фестиваль «Звезда Рождества». Все собранные средства будут направлены в фонд «Милосердие». Генеральным продюсером фестиваля стала художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23» Вероника Вяткина.

В интервью она рассказала о том, как формировалась программа фестиваля, почему сегодня нужно открыто говорить о благотворительных проектах, а также о том, почему именно в культурной среде так много людей, готовых помогать другим.

Фото Вероники Вяткиной

— Вы возглавляете Театральный салон «Сцена 23». Почему решили стать организатором благотворительного фестиваля «Звезда Рождества»? Как вы пришли к благотворительной деятельности?

— Еще до того, как я открыла свой собственный театральный салон, мы с мужем не один год были попечителями различных театров и культурных проектов. Мы оба совершенно уверены, что культуру необходимо поддерживать. В «Короле Лире» есть слова: «Из ничего не выйдет ничего». То есть невозможно получить достойный результат, если не вкладывать в проект достаточно сил и средств. Теперь, когда я самостоятельно выпускаю спектакли, я еще больше убедилась в правильности такого подхода. Так что в какой-то степени я пришла к благотворительности через меценатство. Если говорить о том, почему фонд «Милосердие» обратился за поддержкой именно к нам, то думаю, дело в том, что наши жизненные ценности во многом совпадают. В своей деятельности мы тоже опираемся на классическую культуру, стараемся возрождать исконно русские традиции и поддерживать их. Многие столетия в нашей стране проводились благотворительные елки, балы. Участие в них было нормой для любого культурного человека. Особенно в Рождество. Так что мы просто обращаемся к своим корням.

— Фестиваль продлится с 19 декабря по 16 января. Обозначьте главные события и расскажите, как формировали программу.

— Мы отвечали за культурное наполнение фестиваля. При этом, конечно, мы получили одобрение председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископа Верейского Пантелеимона, в ведении которого находится фонд «Милосердие». Собственно, даже старт фестиваля приурочен ко дню памяти Николая Чудотворца, Николы Зимнего, которого можно считать первым благотворителем. Надеюсь на покровительство нашего великого святого. Открытие пройдет в Соборной палате в Лиховом переулке. Прозвучат классические рождественские мелодии и стихи. Ведущими станут артисты Валерия Ланская и Олег Царёв, среди исполнителей — Московский синодальный хор, вокальное трио Melody, органистка Марина Омельченко. Прозвучат произведения Свиридова, Чайковского, Баха, Рахманинова. Второе мероприятие более камерное, и пройдет оно в бывшем особняке Васильчиковых, ныне это Музей военной формы. Мы проведем экскурсию по этому невероятному дому, гостями которого в разное время были Гоголь, Тютчев, Айвазовский и многие другие знаменитые люди. А затем предложим публике насладиться концертом Елены Тарасовой (фортепиано) и Анны Янчишиной (скрипка). 24 декабря в кинотеатре «Октябрь» состоится премьера мультфильма «Рождественская звезда», созданного на стихи Бориса Пастернака. Параллельно с 22 по 24 декабря в Столярном переулке будет работать благотворительная ярмарка, куда участников пригласил фонд «Милосердие». Там можно не только найти новогодние подарки близким, но и помочь другим людям. Это очень важно, так как Рождество — это как раз то самое время, когда нужно активно помогать друг другу — словом и делом.

13 января в Школе современной пьесы проведем гала-ужин с благотворительным арт-аукционом. Ведущие — народная артистка России Ирина Алфёрова и заслуженный артист России Вадим Колганов. Мы очень тщательно подбирали тематику картин, чтобы она соответствовала взглядам и ценностям фестиваля.

Заключительный гала-концерт «Звезда Рождества» пройдет 16 января в концертном зале «Зарядье». В нем примут участие Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, заслуженная артистка России, пианистка Екатерина Мечетина, скрипач Сергей Костылев, Большой детский хор им. Виктора Попова, актриса Ксения Алфёрова.

Мы не устаем повторять, что для нас очень важно, что люди не просто хорошо проведут время, но и смогут совершить доброе дело, помочь тем, кому сегодня действительно приходится очень тяжело.

— Существует мнение, что в столь сложное для страны время нужно повременить с празднованиями. Как вы к этому относитесь?

— Я задавала вопрос владыке Пантелеимону, как можно радоваться в столь трудное для всех время. И он ответил, что жизнь продолжается и мы должны дарить людям надежду, дарить праздник. А главное — творить добро через созидание, через культуру. Мы должны прийти к пониманию, что Рождество — это не просто праздник, увеселение, но и непременно добрые дела.

— В дореволюционной России благотворительность считалась в определенных кругах нормой жизни. При этом о ней не принято было говорить. Так все-таки как думаете, стоит ли широко освещать эту тему и почему?

— Если мы не будем об этом рассказывать, то откуда люди узнают, что есть возможность помочь ближнему. Мы же хотим привлечь к процессу как можно больше людей, причем делаем это изящно и красиво. Кто-то пойдет на это осознанно, а кто-то через нас задумается о том, что это важная составляющая жизни. Причем повторю, мы ни на кого не давим, благое дело заложено в красивом культурном мероприятии.

— Художественный руководитель фестиваля — народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев, в программе принимают участие артисты Ксения и Ирина Алфёровы, Елена Захарова, Алиса Гребенщикова, пианистка Екатерина Мечетина. Как думаете, почему именно люди искусства в наши дни активно принимают участие в благотворительных акциях?

— С одной стороны, артистов часто привлекают к благотворительным проектам, потому что у них есть определенный статус и своим участием они повышают доверие людей к тому или иному мероприятию. Можно сказать, что их известность — это определенный капитал, которым они делятся с людьми. С другой, у артистов, людей искусства очень сильно развита эмпатия, они невероятно чувствительны к чужому горю, к чужой беде. Да и можно ли ее назвать чужой, сама сказала и осеклась. Мы живем в сложные времена. А потому нам так важно объединиться, почувствовать плечо друг друга, чтобы просто не вымереть как нация. Возможно, это прозвучит несколько пафосно, но на кону и правда лежат очень важные нравственные ценности. Либо ты делаешь что-то важное и конкретное, либо вообще непонятно, для чего ты живешь. И артисты тоже это очень сильно чувствуют. Отсюда их потребность помогать и быть частью таких фестивалей, как наш.

— «Звезда Рождества», как вы сказали, поддерживается представителями Русской Православной Церкви. Иногда принято противопоставлять артистический мир и Церковь. Что, как вам кажется, их сближает и позволяет сотрудничать ради благого дела?

— Для меня лично нет никакого противопоставления. И Церковь, и культура работают с душой человека. Стараются сделать людей чище, лучше, терпимее и добрее. Опять же, в начале было слово, а без этого русскую культуру представить невозможно.

— Именно так возникла мысль сделать мультфильм, в основу которого положено стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда»? Нет ли у вас желания сделать цикл на основе рождественских текстов?

— В детстве я мечтала стать мультипликатором, и вот сейчас все совпало: материал, команда, наш фестиваль. Про цикл говорить пока рано. Посмотрим, как зритель будет принимать нашу работу. Мы же это сделали в первую очередь для детей, чтобы дать им волшебный опыт праздника. Перед показом мультфильма с ними будет работать аниматор, у нас запланированы мастер-классы и многое другое. Это будет целая история с погружением, чтобы они еще больше влюбились в этот замечательный зимний праздник. Ну и, конечно, хочется, чтобы слова Пастернака дали зрителям ощущение чуда. Когда слышишь про то, как холодно было младенцу в вертепе, как его согревало дыханье вола, то просто невозможно не проникнуться этим волшебством. Это такая прививка хорошего вкуса, поданная через понятный всем формат. Мне хочется, чтобы показ превратился в мероприятие для всей семьи.

Фото Вероники Вяткиной

— Сегодня часто говорят, что культуре и искусству не хватает талантливых менеджеров и продюсеров. Какими качествами должен обладать организатор, чтобы творческое дело жило и процветало?

— Без надежной команды и любви к своему делу тут точно не обойтись. Конечно, нужно обладать креативностью, постоянно людей удивлять. Важны и личные душевные качества, чтобы захотели к тебе прийти, поверили твоему выбору, прислушались к твоим рекомендациям. Например, когда я начала делать Театральный салон, то мне было важно, что я могу подойти к каждому, пообщаться, чтобы человек почувствовал себя как дома. Мы выбираем интересные места, события, но еще и создаем круг единомышленников. То есть ты не просто пришел на спектакль или на лекцию, но и нашел тех, с кем можешь это обсудить. Это важно.

— Почему для «Сцены 23» выбрали формат салона?

— Мне всегда нравилась атмосфера, которая царила в салонах Серебряного века, а прежде в собраниях, которые описывали Пушкин, Толстой. Мне кажется, это был расцвет русской культуры. Очень хочется, чтобы мы к этому вернулись. Чтобы люди собирались вместе, открывали для себя нечто новое, интересное, делились знаниями, опытом. Наверное, именно так я формулирую для себя то, чем занимаюсь.  

 

 

Автор Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше